И ВДРУГ…
В настоящее время самая высокая точка горы составляет немногим более 1230 метров над уровнем моря. Можно не сомневаться, подняться в тишину к облакам, в умиротворяющее спокойствие и бездну горного свежего воздуха — дар судьбы неожиданный и величайший!
Маленькие ангелы хорошо потрудились… Протяженность горных чертогов составляет около 10 км в длину и около 5 км в ширину, их периметр достигает 25 км, а площадь поверхности — 45 кв. км.
Теперь дело за нами, ибо… Вершины для того и существуют, чтобы на них подниматься. Или хотя бы толпиться у основания отрогов. Ура…
Путеводители сообщают… Место это издавна привлекало к себе паломников и туристов, и в 1892 году там был построен фуникулер от местечка Monistrol de Montserrat до монастыря. Впоследствии он был заменен канатной дорогой, но старый фуникулер все еще возит туристов от монастыря к вершине горы Santa Magdalena, откуда по тропинке можно добраться до отшельнического скита St. Jeroni.
Какое счастье!!! Но, только не для нас… В день нашего приезда дул сильный ветер: подъемники не работали и в гору туристов не пускали. Что делать?! Смотреть глазами тех, кому повезло, проведя в Интернете тщательные раскопки.
С геологической точки зрения массив Монсеррат имеет осадочное происхождение. Конгломерат состоит из различных обломков, главным образом, известняка с вкраплениями кварца, сланца и порфира, скрепленных природным цементом.
В конце мезозойской эры у подножия сегодняшних гор находилась дельта полноводной реки, которая текла с балеарского континента и впадала в большое озеро в центре нынешней Каталонии. На дне озера оседали горные породы.
Позднее началось высыхание озера, и на месте оголенной дельты образовалась масса конгломератов, подверженных действию атмосферных явлений. Под влиянием тектонических сдвигов, эрозии, ветра, различных видов осадков и перепадов температуры около 10 млн лет назад начал формироваться уникальный рельеф с отвесными скалами и округлыми глыбами, разделенными узкими вертикальными каналами причудливой формы.
Уже в доисторические времена некоторые пещеры горы Монсеррат были обитаемы. Исследователи обнаружили там образцы неолитической керамики, украшенной морскими раковинами, после чего даже появился термин «монсерратская керамика». Помимо керамических изделий, были найдены ножи из кремня и другие заостренные инструменты из кости.
История монастыря Монсеррат и его развитие как духовного центра началось в Средневековье. Происхождение монастыря до сих пор до конца не выяснено. Вероятно, первоначально здесь находился ряд небольших вестготских часовен. К VIII-IX веку относится появление первых отшельников, облюбовавших уединенные пещеры на горе Монсеррат.
В Монсеррате можно обнаружить около половины из 3 тыс. видов растений, встречающихся в Каталонии. Ландшафт с резкими перепадами высот способствует климатическому разнообразию, а частые густые туманы благоприятствуют растительности, причем здесь можно найти как растения, характерные для засушливых регионов, так и деревья и кустарники, произрастающие во влажных зонах. Особенно характерен для Монсеррата средиземноморский каменный дуб (Quércus ílex), а также разнообразные виды кустарников и других растений, которые во многих местах покрывают поверхность скал.
На сегодняшний день покорены практически все важнейшие пики Монсеррата. К сожалению, восхождения на горы и прочая туристическая деятельность негативно отражаются на растительности и животном мире горы. В 1987 году правительство Каталонии присвоило Монсеррату статус заповедника (Parque Natural de la Montaña de Montserrat), что позволит лучше обеспечить сохранность ее природы.
Пик «Каваль-Бернат» (Cavall Bernat) (1110,7 м) является самым известным и наиболее часто фотографируемым монолитом горного массива Монсеррат. С ним связано множество легенд и историй. К тому же, это одна из самых популярных вершин для восхождения: она считается настоящим символом каталонского альпинизма. Распространенное название этой вершины — «Божий перст», или «Толстый палец».
Повторяю… Название горного массива Монсеррат происходит от каталонских слов mont («гора») и serrat («разрезанный», «распиленный»), то есть его можно перевести как «распиленная гора» или «изрезанная гора». Такое название объясняют необычной морфологией массива, который выглядит так, будто кто-то пытался распилить ее гигантской пилой. А кому-то и сама форма вершин этой горной цепи напоминает зубчатую пилу. Само слово serrat происходит от слова serra («горный хребет»), а оно, в свою очередь, от латинского serra, то есть «пила».
Многие другие горные образования Монсеррата носят не менее изобретательные и колоритные имена (прозвища), связанные с их фантастической формой. Например, здесь есть скалы под названием «Монах», «Страж», «Беременная гора», «Череп», «Мумия», «Епископ», «Фараон», «Заколдованные гиганты», «Верблюд», «Кот», «Слон», «Попугай». Есть и подробная топографическая карта всех вершин горы , только времени на подобное ознакомление, конечно же, не хватает.
Довольно скоро гору облюбовали отшельники, которые селились в уединенных пещерах. Впрочем, уединение длилось не долго, на Монсеррат потянулись местные жители, желавшие испросить совета у святых людей и помолиться божественной статуе. Подобное почитание горы не могло не способствовать появлению на ней символов веры. Четыре часовенки украсили Монсеррат. Из них уцелела лишь одна — Часовня Святого Искле.
Горы необыкновенно красивы, причудливые каменныe образования местами похожи на замки из мокрого песка, а местами напоминают огромных истуканов, вызывающих одновременно восхищение и ужас.
Огромные лысые скалы возвышаются словно идолы. Узкие каналы напоминают причудливые узоры, а мрачные пещеры придают всему облику таинственность.
Новость о загадочном сиянии быстро облетела окрестные деревни. Событием заинтересовался епископ близлежащего города Манрез. Он в сопровождении горожан и жителей окрестных деревень отправился к месту, где видели небесный свет. Подойдя поближе, процессия обнаружила пещеру, в центре которой светилась статуя Святой Марии с младенцем в левой руке и шаром в правой. Епископ предложил перенести Богоматерь в Манрез. Но статуя оказалась такой тяжелой, что ее не смогли даже поднять. Решив, что это знак свыше, статую Девы Марии оставили в пещере, а Монсеррат с тех пор прослыла Священной горой.
Огромное значение горы Монсеррат в каталонской культуре связано в том числе и с ее характерной геологией и топографией, обусловившей невероятную красоту здешних пейзажей с неповторимыми причудливыми очертаниями гор. Сама природа, как скульптор, создала изрезанные скалы оригинальной конфигурации, напоминающие образы загадочных пузатых великанов, сфинксов, языческих идолов, сказочных уродцев и невиданных зверей.
Народная и поэтическая фантазия представляла эту гору с ее заостренными пиками в виде огромного корабля, величественного замка, гигантского органа с нагромождением труб или застывшего костра окаменелых языков пламени.
Первые поэтические творения, связанные с Монсерратом, носили в основном религиозный характер. В качестве примера можно назвать «Песни Деве Марии» (Cantigas de Santa María), записанные при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 гг. Об уникальном пейзаже этих гор тогда еще не писали. Французский поэт (трувер) XIV века Жан д’Аррас (Jean d’Arras) в своем романе «Мелюзина» (1393) первым упоминает о красоте этих мест, и начиная со времен Возрождения авторы уже не скрывают своего восхищения фантастической природой Монсеррата. Примером может служить книга «История и чудеса Богоматери Монсерратской» (1514) аббата Педро де Бургоса (Pedro de Burgos).
Пленительные описания путешественников эпохи романтизма ознаменовал апогей в процессе идеализации горы Монсеррат. Филип Тикнессе сравнил ее с огромным замком, и эту идею затем подхватил Марагалл и другие поэты. Во многом благодаря немецким романтикам гора Монтсеррат стала восприниматься как символ духовного воспарения и внутреннего покоя.
Ознакомившись с заметками Вильгельма Гумбольдта о посещении монастыря Монсеррат, Шиллер сказал, что «Монсеррат засасывает человека из внешнего мира во внутренний». А Гёте ближе к концу жизни написал: «Человек может обрести счастье и мир только в своем собственном Монсеррате». Не исключено также, что именно эта каталонская гора вдохновила Вагнера на написание оперы «Парсифаль».
Горный монастырь Монтсеррат.—>