10 — ГОРНЫЙ МОНАСТЫРЬ МОНТСЕРРАТ

В 1025 году здесь был заложен первый камень в основание обители. Монастырь в романском стиле расположился на высоте 725 метров над уровнем моря, почти на отвесном утесе. Здесь поселились бенедиктинцы (члены монашеского ордена, основанного в VI веке).
В 1025 году здесь был заложен первый камень в основание обители. Монастырь в романском стиле расположился на высоте 725 метров над уровнем моря, почти на отвесном утесе. Здесь поселились бенедиктинцы (члены монашеского ордена, основанного в VI веке).

По легенде, гора — чертог Божьей Матери, древняя черная статуя которой, являющаяся главной святыней Каталонии, находится здесь же. К горе едут не только полюбоваться удивительным природным явлением, но и вымолить у Черной Мадонны, знаменитой своей чудодейственной силой, здоровья, удачного замужества и в особенности детей.

Горные тропы в ущельях горы Монтсеррат...
Горные тропы в ущельях горы Монтсеррат…

«Легенда гласит, что в 880 году, возвращаясь домой, мальчишки-пастухи увидели в небе загадочное сияние и услышали божественное пение. Епископ из города Манрез в сопровождении жителей отправился на поиски небесного света. В горах Монтсеррат они обнаружили пещеру со светящейся статуей Девы Марии с младенцем в левой руке и шаром в правой. Скульптуру хотели перенести в Манрез, но она оказалась слишком тяжелой. Деву Марию оставили в пещере, а Монтсеррат с тех пор считают Священной горой.»

В месте, где была найдена «Черная Мадонна», сегодня находится часовня «Святой Пещеры». В конце XIX века Образ Девы Марии короновали: с тех пор она является заступницей Барселоны.
В месте, где была найдена «Черная Мадонна», сегодня находится часовня «Святой Пещеры». В конце XIX века Образ Девы Марии короновали: с тех пор она является заступницей Барселоны.

Согласно другому преданию, Черная Мадонна (La Moreneta) была вырезана апостолом Лукой в 50 году н.э., а затем перевезена на Пиренейский полуостров апостолом Петром. В 718 году во время мавританского владычества скульптура была спрятана в горах Монтсеррат, после чего была утеряна. Новая ее жизнь началась после того, как в дело вмешались мальчишки-пастухи.

Памятник основателю монастыря Монтсеррат аббату Олибе...
Памятник основателю монастыря Монтсеррат аббату Олибе…
Монастырь в Montserrat был основан в 1025 г. Риполльским аббатом Олибой (abbot Oliba of Ripoll and Cuxa). Oднако первые небольшие католические храмы-часовни появились там еще в IX веке, когда эта земля была отвоевана у мусульман – cарацинов, как их тогда называли. Аббат Олиба, по всей видимости, руководил постройкой монастыря; он был известным архитектором своего времени и оказал большое влияние на развитие каталонской архитектуры, введя в нее элементы ломбардского стиля.
Монастырь Монтсеррат многократно перестраивался, расширялся. В XIX веке был разрушен Наполеоновской армией, и затем заново выстроен. Последние постройки датируются началом XX века.
Монастырь Монтсеррат многократно перестраивался, расширялся. В XIX веке был разрушен Наполеоновской армией, и затем заново выстроен. Последние постройки датируются началом XX века.

Всякий, кто попадал в бенедиктинское братство на Монтсеррат, давал обет «стабилитас лоци», т.е. постоянства места. Будущий монах клялся до конца своих дней находиться в этом монастыре и не покидать его ни при каких обстоятельствах. Наряду с этим давались обеты бедности, послушания и молчания. Долгие годы монастырь жил своей жизнью, отгородившись от мира строгими правилами. Но со временем монахи начали обучать грамоте местную детвору. А в 1223 г. здесь открылась первая в Европе музыкальная школа для мальчиков, которая существует до сих пор и считается самой престижной в Испании.

Сейчас в монастыре живет около 100 монахов-бенедиктинцев. Также имеется гостиница, в которой останавливаются паломники.

В 1811 году Наполеон три раза штурмовал гору, а затем разрушил монастырь. Статуя "Черной Мадонны" уцелела благодаря заботе верующих, укрывших ее во время разграбления монастыря.
В 1811 году Наполеон три раза штурмовал гору, а затем разрушил монастырь. Статуя «Черной Мадонны» уцелела благодаря заботе верующих, укрывших ее во время разграбления монастыря.
Монахи, не желавшие общения, удалялись в скиты, прочие же оказывали посильную поддержку всем страждущим. Сюда стекались паломники со всей Испании. Появилась традиция раз в год посетить Священную гору и чудодейственную статую Девы Марии. Однако письменные свидетельства показывают, что уже тогда паломники просили защиты совсем не у той Богоматери, которая была найдена в горах. Ее исчезновение было так же загадочно, как и появление. Летописи говорят, что примерно в XII веке была изготовлена та фигура Богоматери Монсеррат, что совершает чудеса по сей день…
Монастырь Монтсеррат у подножия гряды скальных гигантов...
Монастырь Монтсеррат у подножия гряды скальных гигантов…

Помню огромную площадь. Зданий на ней не задержала память. Помню, что дул холодный — мартовский — ветер: горный свежий. Он грозил превратится в вихрь и сдуть нас с площади, если бы не гряда гигантов. Я смотрела только на них и не знала, что делать: бояться — восхищаться, убежать или, превратившись в камень, тоже здесь навсегда остаться…

От оглушающей неопределенности решила придраться к подругам… Вы видите гигантов?! Вы их правильно сняли?!

Каменные гиганты, нависшие над монастырем Монтсеррат... Фото М. Бреслав.
Каменные гиганты, нависшие над монастырем Монтсеррат…
Фото М. Бреслав.

Гиганты остановились, чтобы осмотреться… А если кто-нибудь из них сделает еще один шаг? Строй двинется вперед, ничего не оставив от монастыря? Что ты наделал аббат Олибе?!!

Каменные гиганты, нависшие над монастырем Монтсеррат... Фото М. Бреслав
Каменные гиганты, нависшие над монастырем Монтсеррат…
Фото М. Бреслав

Один из гигантов отступает: лезет вверх по горе… Если за ним двинутся и другие, ветер, став вихрем, разнесет в камни здания на площади, а мы попадем под камнепад.

Стойте, гиганты, смотрите в бездну Времен и Пространств.

Два состояния: суета в монастыре и каменных ликов невозмутимое молчание... Фото М. Бреслав
Два состояния: суета в монастыре и каменных ликов
невозмутимое молчание… Фото М. Бреслав

Обширная монастырская библиотека была практически полностью уничтожена во время наполеоновских войн. В настоящее время библиотека содержит более 400 подлинных манускриптов, в том числе египетские папирусы, редкие средневековые манускрипты, а также знаменитый сборник песнопений Libre Vermille (Красная Книга), составленный монахами монастыря в XIV в. для исполнения пилигримами во время ночных вигилий.

Одно из зданий монастыря отдано под «музей Монтсеррат», в котором собраны: религиозные реликвии; археологические находки; скульптуры и картины Сальвадора Дали, Эль Греко, Пикассо, Караваджо.

Аркада на площади монастыря над самым обрывом
Аркада на площади монастыря над самым обрывом

Удивительный прием: аркада превращается в рамы для видовых картин, что усиливает их звучание. Столбы растут. Голубые дали за горизонт убегают. А мы парим вне Пространства — вне Времени…

Идем в Главный храм монастыря Монтсеррат к Черной Мадонне с Младенцем Христом. Внутренний дворик на площади Святой Марии. Фото М. Бреслав
Идем в Главный храм монастыря Монтсеррат
к Черной Мадонне с Младенцем Христом.
Внутренний дворик на площади Святой Марии.
Фото М. Бреслав

Во внутреннем дворике на площади Святой Марии
расположен энергетический «Круг Силы».
Если экскурсоводы о том не сообщают,
туристы не понимают, в каком месте они находятся.

Здесь нужно снять обувь, встать в центр круга, поднять руки вверх, превратившись в древо, устремленное в Небо, и вобрать в себя все силы, нисходящие вниз. После этого даже чуда не надо — все желаемое исполнится само собой. Поверьте Карлосу Кастанеде, излагающему учение дона Хуана.

Ой, кажется, я не то сказала:
это же — католический храм!

Идем в Главный Храм монастыря Монтсеррат к Черной Мадонне с Младенцем Христом... Горельефы с изображением Христа и Двенадцати апостолов. Фото М. Бреслав
Идем в Главный Храм монастыря Монтсеррат
к Черной Мадонне с Младенцем Христом…
Горельефы с изображением Христа и Двенадцати апостолов.
Фото М. Бреслав

Вход в Главный Храм монастыря Монтсеррат украшает восхитительный горельеф. То — скульптуры с изображением Христа и Двенадцати апостолов.

Все в смятении и, одновременно, в оцепенении,
заданном местом предстояния. Перед кем?
Языческими истуканами, что устрашают?

Первый камень монтсерратской базилики был заложен в 1560 году аббатом Бартомеу Гаррига. Освящение собора состоялось в 1592 году, когда были завершены своды и купол. По архитектурному стилю здание храма относится к переходному периоду между Готикой и Возрождением (очень редкий пример подобной архитектуры в Каталонии)

Идем в Главный Храм монастыря Монтсеррат Аттик с часами над порталом. Выше - фигурный фронтон. Все изысканно украшено горельефами... Фото М. Бреслав
Идем в Главный Храм монастыря Монтсеррат
Аттик с часами над порталом. Выше — фигурный фронтон.
Все изысканно украшено горельефами…
Фото М. Бреслав

Фасад базилики создал каталонский архитектор Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона (1860–1927), а авторами скульптурного оформления и тимпанов выступили братья Вальмиджана-и-Барбань — Венанси (1826–1919) и Агапит (1833–1905).

Молельный зал Главного храма монастыря Монтсеррат... Основной неф зала с боковыми капеллами и галереями над ними.
Молельный зал Главного храма монастыря Монтсеррат…
Основной неф зала с боковыми капеллами и галереями над ними.

Храм представляет собой однонефную базилику с боковыми капеллами — правыми и левыми — и просветной галереей над ними. Света много. Он льется через окна-люнеты продольных рядов и световой купол в последнем пролете перед апсидой.

Готика выдает себя в сводчато-нервюрном покрытии зала, особенно — апсиды. Все остальное задекорировано так, что о чистом стиле говорить не приходится…

Пресвитерий - "место для избранных" - главного храма монастыря Монтсеррат... Реставрация конца XIX века с целью создания нового внутреннего убранства базилики в эклектичном «романско-византийском» стиле.
Пресвитерий — «место для избранных» — главного храма
монастыря Монтсеррат… Реставрация конца XIX века
с целью создания нового внутреннего убранства базилики
в эклектичном «романско-византийском» стиле.

Качество оформления нефа оценивается специалистами неоднозначно. Однако архитекторы, художники и скульпторы, работавшие над дизайном пресвитерия и боковых капелл, признаны выдающимися мастерами модерна и символизма.

Зазвучало некое неприятие в оценке храма. Прекращаю, ибо «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Здесь декорировку определяет представление, что Красота — это Бог, а Красотой считается все то, что излучает Свет, то есть, прежде всего, золочение.

Конструктивная система базилики монастыря Монтсеррат...
Конструктивная система базилики монастыря Монтсеррат…

Церковь не особенно велика по размерам. Центральный неф имеет 58 м в длину, 15 м в ширину и 23 м в высоту. Полукруглые арки свода опираются на стены на уровне трибун верхнего яруса — там же, где стены храма прорезаны круглыми окнами-иллюминаторами. Над средокрестием возвышается восьмиугольная башня-фонарь, которая после реставрации 1990-х годов служит главным источником естественного света.

Одна из боковых капелл молельного зала храма Богоматери. Сень над запрестольной композицией апсиды.
Одна из боковых капелл молельного зала храма Богоматери.
Сень над запрестольной композицией апсиды.

Над алтарем находится сень, выполненная в виде позолоченной часовни. Спроектировал эту позолоченную сень Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона.

Вызолочено все так, что ретабло и сень
теряют свою материальность.
Я осуждаю архитекторов за излишество?
Нет, просто констатирую факт…

Пресвитерий и хор с сидениями для монахов были реконструированы в 1957–1958 гг. по проекту каталонского архитектора Франсеска Фольгера-и-Грасси, создавшего, как уже говорилось, и новый главный фасад базилики.
Пресвитерий и хор с сидениями для монахов были реконструированы в 1957–1958 гг. по проекту каталонского архитектора Франсеска Фольгера-и-Грасси, создавшего,
как уже говорилось, и новый главный фасад базилики.

Главный алтарь базилики был освящен в 1959 году. Он выполнен из цельной каменной глыбы монтсерратского камня весом 8 тонн. Алтарь покоится на каменном постаменте, который являлся частью прежнего алтаря базилики. Замечательно красивая фронтальная часть алтаря из серебра и эмали является творением Монтсеррат Майнар (р. 1928) и изображает «Тайную вечерю», «Брак в Кане Галилейской», «Чудо умножения хлебов и рыб», а также двух ангелов с кадилом и просфорой. Обрамляющая эту фронтальную часть рельефная серебряная рамка — работа ювелира Мануэля Капдевилы (1910– 2006).

Фрагмент запрестольной композиции. Сень охвачена (с другой стороны тоже) сонмом парящих в небе ангелов. Фото М. Бреслав
Фрагмент запрестольной композиции. Сень охвачена
(с другой стороны тоже) сонмом парящих в небе ангелов.
Фото М. Бреслав

Прекрасные ангелы — фреска, прорисованная в стиле Модерн, что распространен был в начале XX века. С XI века восемь столетий прошло, запечатлевшись в декоре зала.

Не знаю, как вам, мне нравится
каталонская свобода, что становится традицией.

Полотна в верхней и нижней частях апсиды и запрестольная композиция в центре ее. Фото М. Бреслав.
Полотна в верхней и нижней частях апсиды
и запрестольная композиция в центре ее.
Фото М. Бреслав.
Крупные полотна в верхней части апсиды выполнили Александр де Рикер (1856–1920), Жуаким Вансельс (1956–1942) и Жуан Льимона (1860–1926). Композиции, расположенные ближе всего к позолоченной нише, изображают группы ангелов; крайние композиции посвящены легенде об обнаружении «Черной Мадонны» в Святой Пещере; на промежуточных полотнах — символы Монсеррата и Каталонии. Четыре полотна в нижней части посвящены сюжетам из жизни Богоматери. Эти росписи являются работой Жуана Льимоны, Диониса Башераса (1862–1943) и Льюиса Гранера (1836–1929).
Запрестольная композиция в центре апсиды. Смотрите внимательно: перед вами сейчас предстанет что-то совсем небывалое. Фото М. Бреслав
Запрестольная композиция в центре апсиды.
Смотрите внимательно: перед вами сейчас предстанет
что-то совсем небывалое. Фото М. Бреслав

Обычно в католических храмах за престолами располагается главная икона храма, так и называемая — запрестольной. Здесь ничего подобного нет. Есть высокий арочный проем, в глубине которого восседает «Черная Мадонна» с Младенцем Христом.

Вход, ведущий в Тронный зал, где восседают Мадонна с Младенцем.
Вход, ведущий в Тронный зал, где восседают Мадонна с Младенцем.

Образ «Черной Мадонны» считается животворящим, то есть претворяющим в жизнь желания просящих.

Я тоже поднялась в «Тронный зал», а потом спустилась в «зал Благодарений» за помощь «Черной Мадонны»! Поднялась из досужего интереса? Нет, мистические волны всесильны — и я хотела обратиться к Мадонне с просьбой…

«Черная Мадонна»... Фото М. Бреслав.
«Черная Мадонна»…
Фото М. Бреслав.

«Черная Мадонна» — 95 сантиметровая статуя из черного тополя в золотых одеждах. На ее коленях — младенец Иисус Христос. В левой руке Мадонны – сфера: символ Вселенной. В руке младенца шишка — символ бесконечной жизни, дарованной людям на небесах.

«Черная мадонна»... Фото М. Бреслав
«Черная мадонна»…
Фото М. Бреслав

Тысячи паломников и туристов приходят сюда, чтобы поклониться Святому образу, коснуться рукой ее шара и вымолить у Черной Мадонны, знаменитой своей чудодейственной силой, здоровья, удачного замужества и, в особенности, детей.

Я тоже положила руку на шар
и попросила здоровья для всех, кого люблю.
Жду. Наверное, много попросила…

Весь подъем к Мадонне украшен изумительными по красоте работами мастеров, воспевающих Бога в вызолоченных камне и дереве, живописи и мозаике, тоже золотой. Фото М. Бреслав
Весь подъем к Мадонне украшен изумительными по красоте работами мастеров, воспевающих Бога в вызолоченных камне и дереве, живописи и мозаике, тоже золотой. Фото М. Бреслав

Мне подниматься к Мадонне было тяжело. Золотое свечение теснило грудь. Выражение лика Ее было отстраненным и мучительным. Шар оказался теплым от множества прикосновений.

Но я прошла через испытание. Зачем?
Чтобы, пусть чуть-чуть, но воссоединиться
с каталонцами в вере в Чудо…

Скульптуры Святых, установленные в храме. Вид, позволяющий почувствовать атмосферу интимного полумрака, всегда свойственного храму по вечерам, когда нет потока туристов. Фото М. Бреслав
Скульптуры Святых, установленные в храме.
Вид, позволяющий почувствовать атмосферу интимного полумрака, всегда свойственного храму по вечерам, когда нет потока туристов.
Фото М. Бреслав

У центральных пилонов нефа установлены скульптуры пророков Иезекииля, Иеремии, Исайи и Даниила, напоминающие о пророчествах, связанных с Девой Марией. Эти фигуры вырезал из дерева скульптор Жузеп Льимон (1864–1934), один из выдающихся представителей каталонского модернизма. Они были установлены в базилике в 1896 году.

Скульптуры Святых, установленные в храме. Фото А. Вьюгиновой.
Скульптуры Святых, установленные в храме.
Фото А. Вьюгиновой.

Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена сестре святого Бенедикта — святой Схоластике Нурсийской. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (1857–1941) и Агапит Вальмиджана. Капелла была отреставрирована в 1886 году.

Святая Схоластика изображена в виде монахини вместе со своим братом — святым Бенедиктом и со святой Иустиной Падуанской — мученицей IV века.

Скульптуры Святых, установленные в храме. Фото А. Вьюгиновой.
Скульптуры Святых, установленные в храме.
Фото А. Вьюгиновой.

Святая Схоластика обычно изображается в виде монахини, держащей посох и распятие. Изображается она; получающей покровы от святого Бенедикта; когда её душа в виде голубя отделяется от тела.

Это — мистический образ?
Столь любимый во всей Испании…

Алтарь, посвященный святому Иосифу де Каласансу...
Алтарь, посвященный святому Иосифу де Каласансу…

В четвертой капелле можно увидеть прекрасный модернистский алтарь (ретабло) (1891), созданный Франсеском Беренгером-и-Местресом (1866–1914) — известным каталонским архитектором, учеником, другом и соратником Антонио Гауди.

Алтарь выполнен из кедрового дерева с декоративными деталями из кованого металла и посвящен святому Иосифу де Каласансу, педагогу и основателю ордена пиаристов. Именно этот человек открыл первую в Европе бесплатную общеобразовательную школу, а незадолго до этого, в 1585 году, посетил Монсеррат.

Фрагмент алтаря, посвященого святому Иосифу де Каласансу...
Фрагмент алтаря, посвященого святому Иосифу де Каласансу…
Показываю этот фрагмент специально, чтобы вы могли увидеть состояния Учителя и ученика, особенно ясно открывающиеся в ракурсе. Между оживающими фигурами идет высокое духовное общение.
Базилика Святой Марии в монастыре Монтсеррат. Витражи со сценами из жизни Богоматери: "Благовещение", "Поклонение волхвов".
Базилика Святой Марии в монастыре Монтсеррат.
Витражи со сценами из жизни Богоматери:
«Благовещение», «Поклонение волхвов».

Меня восхищают в этих витражах не только цветовое решение, но, прежде всего, композиции, в которых совмещены два плана: Бытийный и событийный. Бытийный план представлен в витражных «розах». То — истечение Божественных сил от Святого духа (голубя) и Вифлеемской звезды. Событийный план представляет собой житейские сцены, которые разыгрывают евангельские персонажи: архангел Гавриил, Дева Мария, Младенец и волхвы.

Готический клуатр (внутренний двор) в монастыре Монтсеррат.
Готический клуатр (внутренний двор) в монастыре Монтсеррат.
Таким образом, практически все постройки, которые можно увидеть на территории аббатства сегодня, относятся к XIX и XX векам, за исключением сохранившегося портала (XII в.), который принадлежал ныне утраченной романской церкви Девы Марии.
Также сохранилась часть готического клуатра XV века и готическая колокольня. Кроме того, некоторые исторические сооружения (скиты, часовни, небольшие церкви) уцелели в окрестностях монастыря.
Готический клуатр (внутренний двор) в монастыре Монтсеррат. Капители, подтверждающие связь клуатра с XV веком.
Готический клуатр (внутренний двор) в монастыре Монтсеррат.
Капители, подтверждающие связь клуатра с XV веком.

В 1860-х годах под руководством аббата Мунтадеса началась реставрация монастыря, от которого на тот момент оставались одни руины. Восстановление Монтсеррата заняло около сотни лет. Реконструкция продолжалась при аббатах Жузепе Деасе (1885-1912), Антони Марсете (1912-46) и Аурели Эскарре (1946-68).

Монастырские и гостиничные здания были отстроены заново, а базилика подверглась значительной перестройке во время восстановительных работ.

Соответственно, готический клуатр воспринимается
как жемчужина, вдруг ожившая среди руин.

Готический клуатр (внутренний двор) в монастыре Монтсеррат. Капитель с горгульями из XV века.
Готический клуатр (внутренний двор) в монастыре Монтсеррат.
Капитель с горгульями из XV века.

Во время Гражданской войны в Испании 1936-39 годов монахи были вынуждены покинуть монастырь. В эти годы трагически погибло 23 монаха. Правительству Каталонии удалось спасти монастырь от разрушения и разграбления. В 1939 году монахи вернулись в Монтсеррат. Монастырь перешел в оппозицию по отношению к диктаторскому режиму Франко, превратившись в центр каталонского антифранкистского сопротивления.

Вот такая история запечатлена в монастыре,
которой в 2025 году исполнится 1000 лет,
начавшихся в день основания обители Монтсеррат.

Вид монастыря над обрывом под грядой гигантов - скал...
Вид монастыря над обрывом под грядой гигантов — скал…

Оставить комментарий