Горгульи Барселоны и мрак Средневековья.

Тем, кто любит пострашиться, разговор о горгульях не может не доставить удовольствия. Я отношусь именно к таким людям, извините меня...
Тем, кто любит пострашиться, разговор о горгульях не может не доставить удовольствия. Я отношусь именно к таким людям, извините меня…

Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима началась новая эпоха всемирной истории. Ее принято называть Средними веками, или Средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока, примерно в XV веке, на смену ему не пришло Новое время.

Эта тысяча лет доходила до всеобщей дикости, вела к общему упадку Европы, торжеству невероятных предрассудков. Вспомните об инквизиции, палачах, «средневековых пытках», великомученицах с вырванными грудями. Вспомните о «ночи Средневековья, озаряемой лишь кострами, на которых сжигали вольнодумцев». Да что там! Встретьтесь взглядом с горгульями, облепившими карнизы храмов…

И МРАЧНЫЙ ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ОБРЕТЕТ РЕАЛЬНОСТЬ УЖАСА…

Барселона. Готический квартал - царство горгулий. Внутри соборов их нет. На стенах наружных их не счесть. Горгульи, похоже, обживают улицы и дворы. Горгульи, возможно, за прохожими следят.
Барселона. Готический квартал — царство горгулий. Внутри соборов их нет. На стенах наружных их не счесть. Горгульи, похоже, обживают улицы и дворы. Горгульи, возможно, за прохожими следят.

У меня есть неотвратимая способность все усложнять: систематизировать, искать истоки, уличать, обличать, показывать, доказывать, снимать поверхностный слой, лезть в глубину… А здесь такое многообразие — таинственные, фантастичные, химеричные существа, зачем-то создаваемые воображением, чтобы на самом деле существовать, что-то определять, чему-то досаждать или кого-то пленять своей загадочностью…

Справа — боковой фасад Кафедрального собора Святого Креста и Святой Евлалии. На обрыве аттика сидит идальго на тощем коне, ниже — слон. Проникнем в каменную щель, чтобы разглядеть чудищ со стороны соборной апсиды…

В 1298 году граф Барселоны приказал возвести Кафедральный собор. Не прошло и 150 лет, как приказ был выполнен. Значит, горгульи на соборе появились не позже 1450 года. И единорог, и слон, и идальго. Компанию справа пока не замечаю...
В 1298 году граф Барселоны приказал возвести Кафедральный собор. Не прошло и 150 лет, как приказ был выполнен. Значит, горгульи на соборе появились не позже 1450 года. И единорог, и слон, и идальго. Компанию справа пока не замечаю…

Откуда взялся обычай украшать готические храмы гротескными скульптурами людей, чудовищ и монстров? Даже в наше время такое тесное соседство божественного и низменного несколько озадачивает. По-видимому, точного ответа на этот вопрос не существует. Известно, однако, что отношение средневековой церкви к этому явлению было весьма неоднозначным.

Слева - апсида Кафедрального собора в Барселоне, завершенного в середине XV века размещением горгулий на контрфорсах и не только там... Здания справа не замечаем.
Слева — апсида Кафедрального собора в Барселоне, завершенного в середине XV века размещением горгулий на контрфорсах и не только там… Здания справа не замечаем.

Далеко не всем отцам церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти, пусть и окаменелой. Дебаты вокруг гротесков возникали неоднократно. Так, в 1125 году святой Бернард Клервоский сетовал: «Какая польза братии, благочестиво читающей в монастыре, от этих странных монстров, ЧУДЕС ИЗВРАЩЕННОЙ КРАСОТЫ или КРАСИВОГО УРОДСТВА? Здесь несколько голов могут расти из одного тела, четвероногое тело может иметь голову змеи, а голова четвероногого может покоиться на теле рыбы… Всемогущий Бог! Если уж мы не стыдимся всей этой нечисти, мы хотя бы должны жалеть потраченных на них средств».

Особенно проникновенно звучит эта пламенная обличительная речь в устах человека, стоящего у истоков европейского готического зодчества.

Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Всадник на боевом коне после реставрации - идальго!
Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век.
Всадник на боевом коне после реставрации — идальго!

Конь великолепен в своем радостном ржании. Он готов к бою, как положено КОНЮ. «Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).

К нечисти эту горгулью не отнести. Напротив, в ней запечатлен гротесковый образ ЗАЩИТЫ ОТ ЗЛА.
Вперед, в бой за Добро, господа!!!

Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Единорог - образец "окаменелой нечисти": мифическое существо в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.
Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Единорог — образец «окаменелой нечисти»: мифическое существо в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.

В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». С этим согласна Библия, где единорог представлен как быстрое, опасное, свирепое и свободолюбивое животное.

В то же время в сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещенья и Боговоплощения. В Средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Слон - образец "окаменелой нечисти": земное существо, держащее на своей спине башню - символ Мироздания, основанного по законам Разума, Добра, Красоты...
Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Слон — образец «окаменелой нечисти»: земное существо, держащее на своей спине башню — символ Мироздания, основанного по законам Разума, Добра, Красоты…

В средневековой Европе слона, наряду с единорогом, считали мифическим животным, которое встречается только в сказках. Слона можно увидеть на картинах, изображающих рай, а со времен крестовых походов изображение слона появляется на гербах. Для европейцев слон является олицетворением мудрости и не агрессивной мощи.

Позднее это представление отразилось в христианской традиции, где слон становится символом победы Христа над смертью и злом — в этом случае слона изображают растаптывающим змею.

Опять, слон — не нечисть, напротив,
а значит ему самое место размещаться
на устоях христианского храма…

Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Корова (или бык) - образец "окаменелой нечисти": земное существо, ставшее древним символом космических сил, сотворивших мир...
Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Корова (или бык) — образец «окаменелой нечисти»: земное существо, ставшее древним символом космических сил, сотворивших мир…

Бык и корова — верховная божественная пара. Они искони представляли собой активный и пассивный аспекты созидательных сил Вселенной. Корова при этом была персонификацией Матери-Земли и символизировала огромное космическое лоно, в котором вынашивалось все существующее.

Бык перешел в христианский мир,
по праву заняв в нем верховное место.
Опять совпадение по местоположению.

Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Собака - образец "окаменелой нечисти": земное существо, в христианстве означающее верность, бдительность, охрану...
Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Собака — образец «окаменелой нечисти»: земное существо, в христианстве означающее верность, бдительность, охрану…

В религиозных представлениях и мифах собаку искони наделяли различными мистическими функциями: защитник, страж, «духовидец», приписывали ей связь с солнцем, луной, подземным миром.

Собака олицетворяла как положительные качества (образ храброго воина, выносливость, верность, бдительность, искренность, самопожертвование), так и отрицательные характеристики (разврат, цинизм, жестокость).

Несмотря на негативные качества, собака нередко становилась аллегорией священника, «доброго пастыря», как хранитель стад олицетворяла епископа или проповедника. Так что на соборе она занимает заслуженное место.

Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Образец "окаменелой нечисти", не определимой породы. Искать сородичей можно до бесконечности, а потому - не начинаю.
Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Образец «окаменелой нечисти», не определимой породы. Искать сородичей можно до бесконечности, а потому — не начинаю.

Одно можно понять, что эти фигуры — гротеск: причудливое и контрастное сочетание реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Использование в разговоре слова гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как горгульи на соборах.

Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Образец "окаменелой нечисти", не определимой породы. Искать сородичей можно до бесконечности, а потому - не начинаю.
Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Образец «окаменелой нечисти», не определимой породы. Искать сородичей можно до бесконечности, а потому — не начинаю.

Сторонники «окаменелой нечисти» полагали также, что грубоватый и не лишенный юмора символизм каменных гротесков как нельзя лучше подходит для воспитания паствы, основную часть которой составляли люди простые и неграмотные. Главной задачей этих каменных монстров, по мнению монахов, было напоминать о грехах и возмездии. А по народному поверью, горгулий необходимо было рассматривать как оберегов, что забирают у людей все болезни, а главное, все плохие человеческие качества – гордость, жадность, лень, зависть…

Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век. Нечто человекообразное. Что именно, неведомо...
Горгульи Кафедрального собора в Барселоне. XV век.
Нечто человекообразное. Что именно, неведомо…

Однако, можно разглядеть, есть в этой фигуре выражение ужаса: скрежет зубовный, пальцы, пытающиеся сдержать крик, и деревянный горбыль на всякий случай, если нужно будет жизнь защищать.

Что видит эта горгулья? Идущих в храм прихожан, от которых исходит зло? Крадущихся за прихожанами злых сил, что хотят их погубить? На чьей стороне горгулья? По-видимому, своих — человеческих существ…

Служебный фасад дворца Женералитат , что выходит на Бизбе-Иррурита или Епископскую улицу. Автор вполне средневекового фасада - Марк Сафонт, выполнивший заказ в 1416 году.
Служебный фасад дворца Женералитат , что выходит на Бизбе-Иррурита или Епископскую улицу.
Автор вполне средневекового фасада — Марк Сафонт, выполнивший заказ в 1416 году.

Поздравляю, горгульи на этом фасаде лет на 50 старше тех, что разместились на Кафедральном соборе. При всем при том каменное кружево, которым увит аттик, имеет не романский, а чисто готический стиль.

О чем это говорит? О том, что эстетические изменения
в художественной жизни народа не имеют точных дат,
они плавно перетекают из одного в другое
с точностью веков или столетий…

Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита, в его первоначальном великолепии. В центральную композицию аттика включен покровитель Каталонии - средневековый Святой Георгий, побеждающий дракона.
Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита, в его первоначальном великолепии. В центральную композицию аттика включен покровитель Каталонии — средневековый Святой Георгий, побеждающий дракона.

Полюбуйтесь, пожалуйста, ФИАЛАМИ. В готической архитектуре то декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т. д. Фиалы, как правило, украшены краббами и завершены крестоцветами.

КРАББ — крюкообразный декоративный элемент — выполняется чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий. …

Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита, в его первоначальном великолепии. В центральную композицию аттика включен покровитель Каталонии - средневековый Святой Георгий, побеждающий дракона.
Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита, в его первоначальном великолепии. В центральную композицию аттика включен покровитель Каталонии — средневековый Святой Георгий, побеждающий дракона.

Горельеф Святого Георгия помещен в скульптурный медальон, вписанный в декорированную краббами квадратную раму.. По избыточности декора это — уже Барокко, по используемым элементам — еще Готика.

Горгульи, похоже, никакого отношения к водостокам не имеют и по месту размещения, и по устройству. Они — гротесковые фигуры, на мощных консолях вынесенные над карнизом аттика.

Вид с улицы Бизбе Ирурита на аттик служебного фасада дворца Женералитат. На переднем плане - три горгульи в левой части аттика...
Вид с улицы Бизбе Ирурита на аттик служебного фасада дворца Женералитат. На переднем плане — три горгульи в левой части аттика…

Первая и третья горгульи — химеры, что своим несообразным видом не могут не вызывать страха у смотрящих на них прохожих. Средняя горгулья имеет человеческую природу. Похоже, это — монашка. Главный герой на аттике — Святой Георгий — борец со злом. Значит, такими же борцами должны быть вместе с ним работающие горгульи, что пугают и поучают прохожих…

Не упустите, пожалуйста, на этой фотографии можно разглядеть арочные кронштейны, выполненные в виде человеческих голов с осмысленным выражением лиц. Они, по-видимому, тоже относятся к «войску» Святого Георгия

Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита. Горгулья со свитком в руках.
Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита. Горгулья со свитком в руках.

Что за образ на служебной стене Правительственного здания родило воображение скульптора? Эта «монашка», вне событийных дел существующая, записывает беспристрастно злодеяния того, кто должен предстать перед общественным, а потом Высшим судом?

Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита в его первоначальном великолепии.
Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита в его первоначальном великолепии.
Горгулья в виде женской роскошно одетой фигуры с отстраняющим жестом правой руки. Она, по-видимому, — участница общественного суда, требующая от того, кто предстал на нем, не прибегать к уловкам в поисках снисхождения.
Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита в его первоначальном великолепии. Злобная горгулья с зверской мордой, заросшей волосами...
Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходитна Каррер дель Бизбе Ирурита в его первоначальном великолепии. Злобная горгулья с зверской мордой, заросшей волосами…

Она прохожих пугает, за грехи наказать обещает,
по своему служа Гармонии Мироустройства…

Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита в его первоначальном великолепии. Послендняя горгулья из правого ряда... Всего горгулий семь.
Аттик служебного фасада дворца Женералитат, что выходит на Каррер дель Бизбе Ирурита в его первоначальном великолепии. Послендняя горгулья из правого ряда… Всего горгулий семь.

Эта фигура с очень выразительным человеческим лицом — химера, задняя часть которой — звериная. Зверо-человек обвит змеем, кусающим его за шею. Потому что, судя по тюрбану на голове, он — язычник, а не христианин, то есть он — враг?

Барселонская горгулья неведомой породы. Не понять даже ее пол. Судя по прическе - женщина. По бороде - мужчина. Руки - человечьи. Ноги - зверьи. В шкуре что-то прячется. Кто это?
Барселонская горгулья неведомой породы. Не понять даже ее пол. Судя по прическе — женщина. По бороде — мужчина. Руки — человечьи. Ноги — зверьи. В шкуре что-то прячется. Кто это?
ЭТО — ЧУДО ИЗВРАЩЕННОЙ КРАСОТЫ
или КРАСИВОГО УРОДСТВА?Это — вампир или вампирица, рожденная человеческим воображением? Чудо стесняется, рыдает, себя за волосы таскает, очнется и всем достанется… по заслугам или впрок…
Барселонская горгулья неведомой породы. Голая, с огромной головой, заходящаяся в смехе. Над чем?
Барселонская горгулья неведомой породы. Голая, с огромной головой, заходящаяся в смехе. Над чем?
Над чем или кем смеется горгулья? Над идущими в храм с верой в помощь небесных сил? Прихожане, согнувшись под тяжестью грехов, в храм спешат, горгульи их пугают, поучают… Только эта горгулья знает, что прохожие вверх глаз не поднимают и под гнетом грехов будут пребывать всегда. Работы всем на долго хватит, господа…
С противоположной стороны Епископской улицы – Каррер Дель Бизбе Иррурита - смотрит на аттик дворца Женералитат тоже служебный фасад Дома Каноников - священнослужителей. Между ними - "Мостик Вздохов", на котором пинакли стоят и горгульи сидят
С противоположной стороны Епископской улицы – Каррер Дель Бизбе Иррурита — смотрит на аттик дворца Женералитат тоже служебный фасад Дома Каноников — священнослужителей. Между ними — «Мостик Вздохов», на котором пинакли стоят и горгульи сидят

Дом каноников в Готическом квартале Барселоны — единственное здание XI века, построенное на римском фундаменте и уцелевшее до сих пор, хоть и подвергшееся неоднократным перестройкам. Некогда здесь была богадельня для нищих и бездомных Барселоны. Здесь они могли получить ночлег и бесплатный обед. В 1450 году здание было передано в собственность священников Кафедрального собора — каноников (чтецов).

Горгульи на служебном фасаде Дома Каноников (XI век), что пытаются установить контакт с сородичами на аттике служебного фасада Дворца Женералитат...
Горгульи на служебном фасаде Дома Каноников (XI век), что пытаются установить контакт с сородичами на аттике служебного фасада Дворца Женералитат…

Кузнечик — гротеск, довольно милый. Носорожек — детка с крылышками или химерка гротесковая. Порода третьей горгульи неустановима, по-видимому, это просто царапучье существо.

Можно предположить, что в XI веке воображение мастеров лишь пыталось определить миссию горгулий, что в дальнейшем обрела статус НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ…

Лики на входной арке служебного фасада Дома Каноников (XI век), что пытаются выбраться из камня и обрести полноценное бытие. Став горгульями-чудовищами? Оставшись мучениками навсегда?
Лики на входной арке служебного фасада Дома Каноников (XI век), что пытаются выбраться из камня и обрести полноценное бытие. Став горгульями-чудовищами? Оставшись мучениками навсегда?

Одно ясно: экспрессия этих образов перелетает из XI в XIX век, когда подобные преображения стали разрабатываться как реальный факт человеческого существования…

Лики на входной арке служебного фасада Дома Каноников (XI век), что пытаются выбраться из камня и обрести полноценное бытие, похоже, .став горгульями-чудовищами с искореженными тельцами на кривых когтистых ногах... Брысь отсюда - здесь не место
Лики на входной арке служебного фасада Дома Каноников (XI век), что пытаются выбраться из камня и обрести полноценное бытие, похоже, .став горгульями-чудовищами с искореженными тельцами на кривых когтистых ногах… Брысь отсюда — здесь не место

Разве можно с помощью фантазии что-то доказать? Во-первых, моя фантазия подневольная — она движется в заданном масками направлении. Во-вторых, она использует результат, достигнутый этим направлением. Значит, я имею право сказать: место нечисти изначально определено — она прячется в темных подворотнях, а не восседает наверху.

"Мостик Вздохов", соединяющий дворец Женералитат с Домом каноников и перерезающий Епископскую улицу – Каррер Дель Бизбе Иррурита. Арх. Хуан Рубио-и-Беллвер. 1926 год . Роскошный образец НЕОГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ...
«Мостик Вздохов», соединяющий дворец Женералитат с Домом каноников и перерезающий Епископскую улицу – Каррер Дель Бизбе Иррурита. Арх. Хуан Рубио-и-Беллвер. 1926 год . Роскошный образец НЕОГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ…

Последний объект на нашем пути — Крытая галерея, называемая «Мостиком Вздохов». Архитектор Хуан Рубио для украшения своего детища использовал все возможные элементы готического стиля: стрельчатые арки с ажурной резьбой; замысловатые шпили-фиалы на пинаклях, установленных на крыше; консоли по форме, напоминающей горгулий… Эта поздняя постройка стремится выглядеть «более готической» , чем окружающие подлинно средневековые фасады. В ее нарочитой пышности угадывается комплекс неполноценности, который «испытывает» всякая стилизация в непосредственной близости от образцов подлинного стиля.

"Мостик Вздохов", перекинутый через Епископскую улицу – Каррер Дель Бизбе Иррурита. Арх. Хуан Рубио-и-Беллвер. 1926 год. Система нервюрных сводов и замковых камней, что держат всю конструкцию, старающуюся быть готической.
«Мостик Вздохов», перекинутый через Епископскую улицу – Каррер Дель Бизбе Иррурита. Арх. Хуан Рубио-и-Беллвер. 1926 год. Система нервюрных сводов и замковых камней, что держат всю конструкцию, старающуюся быть готической.

Дом Каноников отмечен XI веком, крытая галерея, напоминающая «Мостик Вздохов», — началом XX века. Если так, история горгулий, а вместе с ними и готического стиля, протянулась через тысячелетие сначала — в поисках формы выражения высокого смысла, в конце — утрачивая и смысл, и форму в изысках великолепия, что включает в себя все и вся….

"Мостик Вздохов", перекинутый через Епископскую улицу – Каррер Дель Бизбе Иррурита. Арх. Хуан Рубио-и-Беллвер. 1926 год. Консоль под аркой в виде неоклассических Ангелов...
«Мостик Вздохов», перекинутый через Епископскую улицу – Каррер Дель Бизбе Иррурита. Арх. Хуан Рубио-и-Беллвер. 1926 год. Консоль под аркой в виде неоклассических Ангелов…

Горгульи — химерические, гротесковые чудища — в свою высокую пору СРАЖАЛИСЬ СО ЗЛОМ ЗА ПОБЕДУ ДОБРА НАРАВНЕ С БОЖЕСТВЕННЫМИ СИЛАМИ. Потом в их характеристике упоминаться стал лишь водосток, который они оформляли. В конце концов горгульи утратили всякий смысл и, сыграв героическую роль, ушли со сцены как и должно чудищам.

УШЛИ, ОКРАСИВ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
МРАКОМ, ЧТО НЕ БЫЛ СВОЙСТВЕНЕН
ЭПОХЕ СТРЕМЯЩИХСЯ В НЕБО ХРАМОВ…
Если я их чуть-чуть обелила, буду рада.

Не верите нам - сами посмотрите, пройдясь по Епископской улице - Каррер Дель Бизбе Иррурита...
Не верите нам — сами посмотрите, пройдясь по Епископской улице — Каррер Дель Бизбе Иррурита…
Дворец Палау-де-ла-Женералитат на площади Сант Науме. Это - главный фасад здания автономного правительства Каталонии, служебный фасад которого обращен к Кафедральному собору.
Дворец Палау-де-ла-Женералитат на площади Сант Науме. Это — главный фасад здания автономного правительства Каталонии, служебный фасад которого обращен к Кафедральному собору.

Неожиданно в рассказе о горгульях появление фасада, выполненного в стиле Ренессанс? Шутка вполне барселонская, где все неожиданно, но… не настолько, как это может показаться с первого взгляда.

Автор фасада — архитектор Пере Блаи. Выполнено первое Правительственное здание Каталонии в подобном стиле в 1596 году (конце XVI века). Что было до того, мы уже видели, разглядывая внимательно служебный фасад Дворца Женералитат тоже со статуей Святого Георгия – покровителя Каталонии…

Дворец Палау-де-ла-Женералитат на площади Сант Науме. Круглая ниша по центру бельэтажа с конной статуей Святого Георгия, поражающего змия - вечную персонификацию зла.
Дворец Палау-де-ла-Женералитат на площади Сант Науме. Круглая ниша по центру бельэтажа с конной статуей Святого Георгия, поражающего змия — вечную персонификацию зла.

Горгульи, проучительствовав тысячелетие, ушли.
Святой Георгий, вобрав в себя рыцарскую романтику,
закрепился навечно…

 

<—Тысячелетнее Средневековье в Барселоне…

Реймский собор-приложение к барселонским горгульям…—>

Оставить комментарий: