Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима началась новая эпоха всемирной истории. Ее принято называть Средними веками, или Средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока, примерно в XV веке, на смену ему не пришло Новое время.
Эта тысяча лет доходила до всеобщей дикости, вела к общему упадку Европы, торжеству невероятных предрассудков. Вспомните об инквизиции, палачах, «средневековых пытках», великомученицах с вырванными грудями. Вспомните о «ночи Средневековья, озаряемой лишь кострами, на которых сжигали вольнодумцев». Да что там! Встретьтесь взглядом с горгульями, облепившими карнизы храмов…
И МРАЧНЫЙ ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ОБРЕТЕТ РЕАЛЬНОСТЬ УЖАСА…
У меня есть неотвратимая способность все усложнять: систематизировать, искать истоки, уличать, обличать, показывать, доказывать, снимать поверхностный слой, лезть в глубину… А здесь такое многообразие — таинственные, фантастичные, химеричные существа, зачем-то создаваемые воображением, чтобы на самом деле существовать, что-то определять, чему-то досаждать или кого-то пленять своей загадочностью…
Справа — боковой фасад Кафедрального собора Святого Креста и Святой Евлалии. На обрыве аттика сидит идальго на тощем коне, ниже — слон. Проникнем в каменную щель, чтобы разглядеть чудищ со стороны соборной апсиды…
Откуда взялся обычай украшать готические храмы гротескными скульптурами людей, чудовищ и монстров? Даже в наше время такое тесное соседство божественного и низменного несколько озадачивает. По-видимому, точного ответа на этот вопрос не существует. Известно, однако, что отношение средневековой церкви к этому явлению было весьма неоднозначным.
Далеко не всем отцам церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти, пусть и окаменелой. Дебаты вокруг гротесков возникали неоднократно. Так, в 1125 году святой Бернард Клервоский сетовал: «Какая польза братии, благочестиво читающей в монастыре, от этих странных монстров, ЧУДЕС ИЗВРАЩЕННОЙ КРАСОТЫ или КРАСИВОГО УРОДСТВА? Здесь несколько голов могут расти из одного тела, четвероногое тело может иметь голову змеи, а голова четвероногого может покоиться на теле рыбы… Всемогущий Бог! Если уж мы не стыдимся всей этой нечисти, мы хотя бы должны жалеть потраченных на них средств».
Особенно проникновенно звучит эта пламенная обличительная речь в устах человека, стоящего у истоков европейского готического зодчества.
Конь великолепен в своем радостном ржании. Он готов к бою, как положено КОНЮ. «Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).
К нечисти эту горгулью не отнести. Напротив, в ней запечатлен гротесковый образ ЗАЩИТЫ ОТ ЗЛА.
Вперед, в бой за Добро, господа!!!
В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». С этим согласна Библия, где единорог представлен как быстрое, опасное, свирепое и свободолюбивое животное.
В то же время в сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещенья и Боговоплощения. В Средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.
В средневековой Европе слона, наряду с единорогом, считали мифическим животным, которое встречается только в сказках. Слона можно увидеть на картинах, изображающих рай, а со времен крестовых походов изображение слона появляется на гербах. Для европейцев слон является олицетворением мудрости и не агрессивной мощи.
Позднее это представление отразилось в христианской традиции, где слон становится символом победы Христа над смертью и злом — в этом случае слона изображают растаптывающим змею.
Опять, слон — не нечисть, напротив,
а значит ему самое место размещаться
на устоях христианского храма…
Бык и корова — верховная божественная пара. Они искони представляли собой активный и пассивный аспекты созидательных сил Вселенной. Корова при этом была персонификацией Матери-Земли и символизировала огромное космическое лоно, в котором вынашивалось все существующее.
Бык перешел в христианский мир,
по праву заняв в нем верховное место.
Опять совпадение по местоположению.
В религиозных представлениях и мифах собаку искони наделяли различными мистическими функциями: защитник, страж, «духовидец», приписывали ей связь с солнцем, луной, подземным миром.
Собака олицетворяла как положительные качества (образ храброго воина, выносливость, верность, бдительность, искренность, самопожертвование), так и отрицательные характеристики (разврат, цинизм, жестокость).
Несмотря на негативные качества, собака нередко становилась аллегорией священника, «доброго пастыря», как хранитель стад олицетворяла епископа или проповедника. Так что на соборе она занимает заслуженное место.
Одно можно понять, что эти фигуры — гротеск: причудливое и контрастное сочетание реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Использование в разговоре слова гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как горгульи на соборах.
Сторонники «окаменелой нечисти» полагали также, что грубоватый и не лишенный юмора символизм каменных гротесков как нельзя лучше подходит для воспитания паствы, основную часть которой составляли люди простые и неграмотные. Главной задачей этих каменных монстров, по мнению монахов, было напоминать о грехах и возмездии. А по народному поверью, горгулий необходимо было рассматривать как оберегов, что забирают у людей все болезни, а главное, все плохие человеческие качества – гордость, жадность, лень, зависть…
Однако, можно разглядеть, есть в этой фигуре выражение ужаса: скрежет зубовный, пальцы, пытающиеся сдержать крик, и деревянный горбыль на всякий случай, если нужно будет жизнь защищать.
Что видит эта горгулья? Идущих в храм прихожан, от которых исходит зло? Крадущихся за прихожанами злых сил, что хотят их погубить? На чьей стороне горгулья? По-видимому, своих — человеческих существ…
Поздравляю, горгульи на этом фасаде лет на 50 старше тех, что разместились на Кафедральном соборе. При всем при том каменное кружево, которым увит аттик, имеет не романский, а чисто готический стиль.
О чем это говорит? О том, что эстетические изменения
в художественной жизни народа не имеют точных дат,
они плавно перетекают из одного в другое
с точностью веков или столетий…
Полюбуйтесь, пожалуйста, ФИАЛАМИ. В готической архитектуре то декоративное венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т. д. Фиалы, как правило, украшены краббами и завершены крестоцветами.
КРАББ — крюкообразный декоративный элемент — выполняется чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий. …
Горельеф Святого Георгия помещен в скульптурный медальон, вписанный в декорированную краббами квадратную раму.. По избыточности декора это — уже Барокко, по используемым элементам — еще Готика.
Горгульи, похоже, никакого отношения к водостокам не имеют и по месту размещения, и по устройству. Они — гротесковые фигуры, на мощных консолях вынесенные над карнизом аттика.
Первая и третья горгульи — химеры, что своим несообразным видом не могут не вызывать страха у смотрящих на них прохожих. Средняя горгулья имеет человеческую природу. Похоже, это — монашка. Главный герой на аттике — Святой Георгий — борец со злом. Значит, такими же борцами должны быть вместе с ним работающие горгульи, что пугают и поучают прохожих…
Не упустите, пожалуйста, на этой фотографии можно разглядеть арочные кронштейны, выполненные в виде человеческих голов с осмысленным выражением лиц. Они, по-видимому, тоже относятся к «войску» Святого Георгия
Что за образ на служебной стене Правительственного здания родило воображение скульптора? Эта «монашка», вне событийных дел существующая, записывает беспристрастно злодеяния того, кто должен предстать перед общественным, а потом Высшим судом?
Она прохожих пугает, за грехи наказать обещает,
по своему служа Гармонии Мироустройства…
Эта фигура с очень выразительным человеческим лицом — химера, задняя часть которой — звериная. Зверо-человек обвит змеем, кусающим его за шею. Потому что, судя по тюрбану на голове, он — язычник, а не христианин, то есть он — враг?
или КРАСИВОГО УРОДСТВА?Это — вампир или вампирица, рожденная человеческим воображением? Чудо стесняется, рыдает, себя за волосы таскает, очнется и всем достанется… по заслугам или впрок…
Дом каноников в Готическом квартале Барселоны — единственное здание XI века, построенное на римском фундаменте и уцелевшее до сих пор, хоть и подвергшееся неоднократным перестройкам. Некогда здесь была богадельня для нищих и бездомных Барселоны. Здесь они могли получить ночлег и бесплатный обед. В 1450 году здание было передано в собственность священников Кафедрального собора — каноников (чтецов).
Кузнечик — гротеск, довольно милый. Носорожек — детка с крылышками или химерка гротесковая. Порода третьей горгульи неустановима, по-видимому, это просто царапучье существо.
Можно предположить, что в XI веке воображение мастеров лишь пыталось определить миссию горгулий, что в дальнейшем обрела статус НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ…
Одно ясно: экспрессия этих образов перелетает из XI в XIX век, когда подобные преображения стали разрабатываться как реальный факт человеческого существования…
Разве можно с помощью фантазии что-то доказать? Во-первых, моя фантазия подневольная — она движется в заданном масками направлении. Во-вторых, она использует результат, достигнутый этим направлением. Значит, я имею право сказать: место нечисти изначально определено — она прячется в темных подворотнях, а не восседает наверху.
Последний объект на нашем пути — Крытая галерея, называемая «Мостиком Вздохов». Архитектор Хуан Рубио для украшения своего детища использовал все возможные элементы готического стиля: стрельчатые арки с ажурной резьбой; замысловатые шпили-фиалы на пинаклях, установленных на крыше; консоли по форме, напоминающей горгулий… Эта поздняя постройка стремится выглядеть «более готической» , чем окружающие подлинно средневековые фасады. В ее нарочитой пышности угадывается комплекс неполноценности, который «испытывает» всякая стилизация в непосредственной близости от образцов подлинного стиля.
Дом Каноников отмечен XI веком, крытая галерея, напоминающая «Мостик Вздохов», — началом XX века. Если так, история горгулий, а вместе с ними и готического стиля, протянулась через тысячелетие сначала — в поисках формы выражения высокого смысла, в конце — утрачивая и смысл, и форму в изысках великолепия, что включает в себя все и вся….
Горгульи — химерические, гротесковые чудища — в свою высокую пору СРАЖАЛИСЬ СО ЗЛОМ ЗА ПОБЕДУ ДОБРА НАРАВНЕ С БОЖЕСТВЕННЫМИ СИЛАМИ. Потом в их характеристике упоминаться стал лишь водосток, который они оформляли. В конце концов горгульи утратили всякий смысл и, сыграв героическую роль, ушли со сцены как и должно чудищам.
УШЛИ, ОКРАСИВ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
МРАКОМ, ЧТО НЕ БЫЛ СВОЙСТВЕНЕН
ЭПОХЕ СТРЕМЯЩИХСЯ В НЕБО ХРАМОВ…
Если я их чуть-чуть обелила, буду рада.
Неожиданно в рассказе о горгульях появление фасада, выполненного в стиле Ренессанс? Шутка вполне барселонская, где все неожиданно, но… не настолько, как это может показаться с первого взгляда.
Автор фасада — архитектор Пере Блаи. Выполнено первое Правительственное здание Каталонии в подобном стиле в 1596 году (конце XVI века). Что было до того, мы уже видели, разглядывая внимательно служебный фасад Дворца Женералитат тоже со статуей Святого Георгия – покровителя Каталонии…
Горгульи, проучительствовав тысячелетие, ушли.
Святой Георгий, вобрав в себя рыцарскую романтику,
закрепился навечно…