Непостижимый Рубенс: Конные портреты короля и святого

Питер Пауль Рубенс. Портрет короля Филлипа II. В 1628 году Рубенс посетил Мадрид с дипломатической миссией и получил заказ на написание «Конного портрета Филиппа II». Это полотно было создано во славу монарха, уж тридцать лет как почившего в могиле.
Питер Пауль Рубенс. Портрет короля Филлипа II. В 1628 году Рубенс посетил Мадрид с дипломатической миссией и получил заказ на написание «Конного портрета Филиппа II». Это полотно было создано во славу монарха, уж тридцать лет как почившего в могиле.

Специалисты считают: не стоит в портрете искать тонких психологических характеристик, так как не писан он с натуры. К тому же, перед художником стояла задача создать обобщенный образ воина-христианина.

Питер Пауль Рубенс. Портрет короля Филлипа II (фрагмент). 1628 год. Прадо, Мадрид.
Питер Пауль Рубенс. Портрет короля Филлипа II (фрагмент).
1628 год. Прадо, Мадрид.

Композицию дополняет еле поспевающая за монархом богиня победы Виктория, что намерена увенчать его венком победителя-триумфатора.

Следует отметить, что «чужеродные» полосы и пятна в верхней части картины – результат реставрации, проведенной в 1734 году после разрушительного пожара во дворце Алькасар, где тогда располагался этот портрет.

Питер Пауль Рубенс. Портрет короля Филлипа II (фрагмент). 1628 год. Прадо, Мадрид.
Питер Пауль Рубенс. Портрет короля Филлипа II (фрагмент).
1628 год. Прадо, Мадрид.

Известно, что всегда стремившийся к точности и достоверности Рубенс использовал во время работы над портретом настоящие доспехи Филиппа II из королевской оружейной палаты.

Тициан Вечеллио. Конный портрет Карла V. 1548 год. Прадо, Мадрид Заказана после победы в сражении под Мюльбергом как олицетворение могущества Карла V. Cтала символом династии Габсбургов. И сейчас картина считается образцом парадного портрета.
Тициан Вечеллио. Конный портрет Карла V. 1548 год. Прадо, Мадрид
Заказана после победы в сражении под Мюльбергом как олицетворение могущества Карла V. Cтала символом династии Габсбургов. И сейчас картина считается образцом парадного портрета.

Тициан пишет императора, уже стоящего на пороге своего пятидесятилетия. Лицо этого человека не просто освещено внутренним сиянием благодаря какой-то победе. Нет, однозначно ощущается по его глазам, что внутри постоянно идет какая-то внутренняя работа, что размышления и грусть не чужды Карлу. Глядя на портрет, легко поверить, что через восемь лет этот человек отречется от престола и уйдет в монастырь.

Для испанского двора конный портрет Филиппа II кисти Рубенса не стал откровением. Не то для Эрмитажа, в собрании которого конных портретов этого художника нет. Кстати, этот портрет и еще один можно было видеть на выставке Прадо в Эрмитаже.

Питер Пауль Рубенс. Конный портрет испанского короля Филиппа IV (копия Диего Веласкеса?). Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Питер Пауль Рубенс. Конный портрет испанского короля Филиппа IV (копия Диего Веласкеса?). Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

В 1628 году у короля Испании Филиппа IV путь придворного живописца начинает Диего Веласкес. У него – исключительное право писать портреты царственных особ. И тут в Мадриде появляется Рубенс для улаживания дипломатических проблем между Испанией и европейскими столицами. Слава живописца, естественно, сопровождает его в поездке. На всякий случай, для подарков, Рубенс привозит с собой восемь собственных полотен.. Как бы само собой получается, что Филипп заказывает знаменитому художнику свой конный портрет.

Оригинал полотна сгорел во время пожара мадридского дворца Алькасар – бывшей резиденции испанских королей. Но сохранилась копия, которую приписывают Диего Веласкесу. Почему Веласкес копировал Рубенса? Может быть, он хотел понять манеру художника, проникнуть в тайны его мастерства? Во всяком случае, сегодня можно увидеть эту картину… И оценить шум, поднятый на небесах появлением Филиппа IV на политической арене…

Питер Пауль Рубенс. Портрет Филиппа IV в парадном костюме с орденской цепью "Золотого руна". Молодому человеку свойственны вальяжность позы и благодушное выражение лица, что проистекают из сознания собственной силы. Он - Король.
Питер Пауль Рубенс. Портрет Филиппа IV в парадном костюме с орденской цепью «Золотого руна». Молодому человеку свойственны вальяжность позы и благодушное выражение лица, что проистекают из сознания собственной силы. Он — Король.

Согласно представлениям той эпохи делами государственными подобало заниматься лишь лицам аристократического происхождения, имевшим к тому же высокое положение в обществе. Испанским королем Филиппом IV ему была дарована дворянская грамота, а затем и золотая цепь рыцаря, но родовые аристократы никогда не отказывали себе в удовольствии лишний раз унизить художника. В конце концов, потерпев неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству.

Филипп IV сохраняет дружеские отношения с художником, становясь коллекционером его произведений, о чем свидетельствует Прадо.

Диего Веласкес. Филипп IV во Фраге (город и муниципалитет в Испании),. 1644 год. Образ сурового Властителя и Самодержца.
Диего Веласкес. Филипп IV во Фраге (город и муниципалитет в Испании),. 1644 год. Образ сурового Властителя и Самодержца.
По доброму складывались отношения Короля и с Веласкесом… Родившийся в Севилье в семье обедневшего португальского идальго и испанки, Диего Родригес да Сильва Веласкес учился рисовать у своего будущего тестя Франсиско Пачеко. Был замечен могущественным графом Оливаресом, представившим его юному Филиппу IV, с которым художник быстро нашел общий язык и чья благосклонность ни разу не изменяла ему в течение всей последующей жизни.
Диего Веласкес. Портрет короля Филиппа IV (ок. 1653 - 1657). На правом портрете видно, что молодой король стеснен рамками сурового испанского этикета и собственной нерешительностью.
Диего Веласкес. Портрет короля Филиппа IV (ок. 1653 — 1657). На правом портрете видно, что молодой король стеснен рамками сурового испанского этикета и собственной нерешительностью.

Испанский король многократно позировал Веласкесу и заказывал портреты своего семейства. Благодаря монаршему покровительству, дон Диего не знал недостатка в клиентах. Но помимо выдающейся деятельности на поприще прекрасного, он сделал неплохую придворную карьеру, став кавалером Ордена Сантьяго, а позже — Ордена Калатравы, а также получив ключ камергера. Веласкес дважды ездил в Италию, выполняя поручение Филиппа — закупал полотна местных мастеров для королевской коллекции — и параллельно рисуя итальянскую знать, членов курии и самого Папу Иннокентия X,.

Диего Веласкес. Портрет короля Филиппа IV в охотничьем костюме, в котором, не зная, трудно увидеть короля Испании....
Диего Веласкес. Портрет короля Филиппа IV в охотничьем костюме, в котором, не зная, трудно увидеть короля Испании….

Изображая аристократов, принцев, королей, духовенство, Веласкес оставался так же (или почти так же) правдив и реалистичен, как при написании жанровых сценок с участием простого люда. И эта черта, пожалуй, одна из наиболее привлекательных в творчестве испанца: даже высшие лица государства сохраняют под его кистью свои маленькие и большие достоинства и недостатки, оставаясь людьми, живыми и противоречивыми.

Диего Веласкес. Один из последних портретов Филиппа IV. 1655-1656 (монарх скончался в 1665 году в Мадриде, погребен в королевском пантеоне в Эскориале, пережив Веласкеса на 5 лет).
Диего Веласкес. Один из последних портретов Филиппа IV. 1655-1656 (монарх скончался в 1665 году в Мадриде, погребен в королевском пантеоне в Эскориале, пережив Веласкеса на 5 лет).

Интересно отметить, нет ничего, говорящего о королевском статусе портретируемого. Все сосредоточно на психологии стареющего человека. Филипп IV начал свое правление с притязаний во славу Господа утвердить мировое владычество Испании. В последние годы жизни Филипп постоянно чувствовал угрызения совести и был буквально одержим идеей, будто в корне всех зол и бед страны лежат его собственные грехи. Политическим ошибкам при этом не придавалось решающего значения. .

Веласкес служил Филиппу IV почти сорок лет…
Он хорошо знал Короля. И видится мне в портрете
светлая поддержка, отгоняющая темные мысли…

Диего Веласкес. Конный портрет Филиппа IV. 1634-1635.
Диего Веласкес. Конный портрет Филиппа IV. 1634-1635.

На картине Филипп IV изображён в полном соответствии с королевскими регалиями. Но портрет кажется несколько статичным, хотя король сидит на вздыбленной лошади. Чувствуется, что для художника важнее было передать величие короля, нежели красоту лошади. Гораздо лучше художнику удался пейзаж – он получился живым и реалистичным.

Питер Пауль Рубенс. «Святой Георгий, поражающий дракона». 1606-1607. 304 x 256. Прадо, Мадрид. Картина написана Рубенсом в возрасте 29 лет – молодой еще, но уже , полный силищи неуемной.
Питер Пауль Рубенс. «Святой Георгий, поражающий дракона». 1606-1607. 304 x 256. Прадо, Мадрид. Картина написана Рубенсом в возрасте 29 лет – молодой еще, но уже , полный силищи неуемной.

По всей вероятности картина написана во время пребывания Рубенса в Генуе. Ее сюжет взят из апокрифического сказания о святом Георгии, известного в XVII веке лишь там, где, как и в Генуе, особо почитается этот святой. Святой Георгий после церковного раскола стал символом победы католицизма над протестантизмом.

Художник изображает самый острый момент схватки, когда конь с развевающейся гривой встает на дыбы, а всадник готов поразить дракона. Слева замерла принцесса с ягненком — символом кротости.

Питер Пауль Рубенс. «Святой Георгий, поражающий дракона». 1606-1607. Прадо, Мадрид. У рубенсовских коней почти человечьи глаза. Почему? Наверное, чтобы передать, что это верный и умный друг и соратник хозяина, боевой товарищ.
Питер Пауль Рубенс. «Святой Георгий, поражающий дракона». 1606-1607. Прадо, Мадрид. У рубенсовских коней почти человечьи глаза. Почему? Наверное, чтобы передать, что это верный и умный друг и соратник хозяина, боевой товарищ.

Шлем, бронзовый, с фигуркой крылатой Виктории. Пурпурный плащ летит за спиной всадника подобно полыхающим победным крыльям. Разметавшиеся по воздуху плащ и грива – это ураган чувств в стремительной битве. Всадник и Конь – порыв, стремительность, бесстрашие.

Питер Пауль Рубенс. «Святой Георгий, поражающий дракона». 1606-1607. Прадо, Мадрид. Фрагмент, в котором воедино сведены два противоположных состояния: МИР МЕЧТЫ и МИР БОРЬБЫ...
Питер Пауль Рубенс. «Святой Георгий, поражающий дракона». 1606-1607. Прадо, Мадрид. Фрагмент, в котором воедино сведены два противоположных состояния: МИР МЕЧТЫ и МИР БОРЬБЫ…

Бесстрашный воин смотрит вниз, и наши глаза опускаются туда же и натыкаются на желтый круглый глаз, который, не мигая, глядит на нас – глаз дьявола. Чур, чур меня! Спаси и сохрани нас, Святой Георгий!

Никто больше из героев картины не смотрит на зрителя: Святой Георгий занят делом, принцесса отгораживается от всего происходящего. ТОЛЬКО МИРОВОЕ ЗЛО СМОТРИТ В ГЛАЗА КАЖДОМУ ИЗ НАС

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1628-30 г.г. Дом Рубенса, Антверпен
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1628-30 г.г. Дом Рубенса, Антверпен

Взгляд чудища, позволяющий увидеть в нем МИРОВОЕ ЗЛО, соединяет в целое СВЯТОГО-ВОИНА, идущего в бой за всех, с КОРОЛЕМ, берущим на себя все беды, не различая их подлинных причин.

Так случилось, что Филипп IV, любивший произведения Рубенса, и художник, уважавший противоречивого Короля за его достоинства, продолжили разговор в веках, встретившись в чудо-музее Прадо…

 

<—Прелестная инфанта, склоняю голову перед вашей судьбой

Непостижимый Рубенс — певец женской красоты—>

Leave a Reply