Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр) — фигура знаменитая и загадочная. В нидерландском искусстве XV века Рогир ван дер Вейден (ок.1400 — 1464) считается вторым по значению художником после Ван Эйка. При жизни он был очень известен, имел большую мастерскую, полную учеников и последователей. Его работами восхищались и его современники, и люди других поколений. Забвение большинства нидерландских мастеров XV века, длившееся века, не затронуло имя этого мастера.
Несмотря на то, что он был одним из самых заметных художников во фламандской живописи XV века, о его жизни известно очень мало. До нас не дошло ни одной подписанной им картины, а те его работы, которые упоминаются в документах, описаны настолько приблизительно, что их невозможно идентифицировать. Таким образом, приписывая мастеру ту или иную картину, искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками.
‘Снятие с креста’ — единственное произведение, о котором доподлинно известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных по стилю портретов и картин на религиозные сюжеты, которые, по их мнению, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом. Благодаря такой реконструкции` творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах.
Искусствоведы поясняют… «Горизонтальный формат и удлиненные фигуры, буквально втиснутые в уплощенное пространство картины, сообщают ей сходство с раскрашенным готическим рельефом. В живописи Ван дер Вейдена чувствуется отход от радостного восприятия мира Ван Эйка, ее главный акцент — воссоздание мира эмоций, духовных переживаний, которые передаются с помощью чрезвычайно экспрессивных движений, поз, мимики и жестов. Художник словно отрешается от богатства мира, его не интересует предметное окружение человека, более того — он вводит в свои картины традиционный для уже уходящего средневекового искусства абстрактный золотой фон».
Рядом с экспозиционным залом устроена черная комната с креслами. На торцевую стену во весь размах проецируется картина в целом. Потом полотно разделяется на фрагменты. Я сделаю тоже самое, пользуясь возможностями Интернета, в котором есть почти все. При этом в зале звучит музыка — тихая-тихая, одноголосная, очень печальная и заставляющая соучаствовать в происходящем лично тебя.
Видите, что Христос умер? Да… Кровь из ран текла вертикально, сейчас не изменила свой путь, значит — кровь не течет, сердце остановилось — Он мертв.
Все прописано с документальной точностью, как положено в реалистическом искусстве. Но, это же — не реализм?! Да, это — ван дер Вейден, творящий вне временных канонов.
Присутствующие при снятии с Креста выражают свою скорбь по-разному. Женщины плачут. Богоматерь упала в обморок. Мужчины пытаются что-то сделать. Св. Иоанн пытается помочь Марии…
Обратите внимание: Св. Иоанн тоже плачет.
Иосиф Аримафейский поддерживает Христа под руки. Этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. За ним стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). Крайняя справа — Мария Магдалина. Две руки — Матери и Сына — центр композиции.
Великолепен изгиб фигуры: Мария скользит в бесконечном падении в не-бытие. Складки струятся вниз и одновременно сопротивляются падению. Удивительна техника письма: не виден мазок кисти, цвет в игре света-тени будто растушеван, что придает всему скульптурность. И фигуре, и каждой детали. Все спокойно и напряжено.
При «черном обмороке» исчезает свет. Кажется, что ты падаешь в безжизненную пустоту. Время тоже исчезает — сменяется Вечностью не-существования. Из «черного обморока» возвращаются с ощущением осознания чего-то нового, глубинного…
Мария, судя по текущим по щекам слезам, в жизнь вернется, но не сейчас и мы не узнаем, что она поняла, находясь там — в запредельном мире.
Мария плачет, не сомневаясь: ХРИСТОС УМЕР, и вместо с ним умерло все, что составляло смысл жизни преданных ему людей.
Слезы женщин чисты и очищающи. Они бессильны помочь горю: ХРИСТОС МЕРТВ. Как знать? В том мире, где действенно чудо, возможно все…
Мария Магдалина выражает свою скорбь в изломе фигуры. Она сломлена навсегда? Нет, что-то свое прозревающий взгляд полон решимости убийственности горя противостоять.
Лицо юноши грубовато. Он еще не просвещен, но это непременно случится. Человек, пережив подобное, остаться прежним не может…
Для Иосифа Аримафейского ХРИСТОС УМЕР, В его жизни остается лишь вечная скорбь. Все — переживания исчерпаны.
Исчерпаны переживания лишь на предыдущей картине. В реальности осознания произошедшего они продолжаются, ставя новые вопросы и давая новые ответы. Тема неисчерпаема, ибо на ней держится ВЕРА ЛЮДЕЙ ВО СПАСЕНИЕ.
<—Прадо: Здесь всё возможно, кроме…
Проклятие испанских Габсбургов (из собрания Прадо и не только)—>