Лоренцо был ведущим венецианским художником второй половины XIV века. Несмотря на то, что сохранилось несколько произведений с его подписью, охватывающих период с 1356 по 1372 год, до сих пор не обнаружено бесспорных архивных документов, дающих возможность без сомнений идентифицировать личность художника.
И однако, можно сказать,что венецианская живопись, долго колебавшаяся между византийским искусством и готикой, при посредстве Лоренцо, решительно стала отходить от своей традиции в сторону северного стиля.
Работа демонстрирует очень высокое качество живописи. Такой крупный заказ мог быть доверен только уже известному и проявившему себя художнику. При чем тут «примитивизм»?
Витале да Болонья является ярким представителем болонской художественной школы XIV столетия. Он известен в первую очередь своим полиптихом в церкви св. Спасителя (San Salvatore) и фресками собора Санта-Мария деи Серви (Santa Maria dei Servi). Кроме Болоньи, художник также работал в Помпозе и в Удине. Думать о том, что он — «примитивист, мешает восприятию исходящего от картины солнечного света.
Один из известнейших шедевров Витале да Болонья — его картина «Св. Георгий, побеждающий дракона», хранящаяся ныне в Болонской национальной картинной галерее.
Искусствоведы уверяют… «Бонфильи написал ряд очень хорошеньких ангелов, видимых нами в фрагментах пинакотеки, но для сколько-нибудь значительных композиций ему недоставало таланта и даже всего-навсего вкуса. Живопись его жестка и зачастую дисгармонична, большеголовые и приземистые фигуры лишены грации».
Золотой ангел в золотых одеждах принес чистейшей из Дев Благую весть. Бывает же такое1
В истории искусства было довольно много художников, чьи имена на протяжении нескольких веков оставались забытыми. Причины тому были разные, но одна из главных — непререкаемость мнения Джорджо Вазари, который сам будучи художником — маньеристом, в качестве художественного идеала выставлял творчество Рафаэля, Микеланджело и последующих маньеристов.
К таким забытым художникам принадлежал, например, Сандро Боттичелли, о котором «вспомнили» только в конце XIX века. К таким мастерам относится и Джованни ди Паоло, который получил заслуженную посмертную славу только в XX веке.
Рогир, признано, — не «примитивист». Это должно быть видно невооруженным взглядом. Техника письма великолепна. Архитектурный декор выполнен блестяще. Чуть лучше, чуть хуже, положения дел не меняет.
Может быть, я ошибаюсь, но хочу высказать свое мнение. «Золотоносные примитивисты» позволили сделать живописи следующий шаг.
Взгляд наполнился ГЛУБИНОЙ ВСЕЗНАНИЯ. Мадоннам известно ПРЕДСТОЯЩЕЕ, поэтому столь трепетным становится переживание НАСТОЯЩЕГО.
Хорошо, что людям неведомо их будущее. Нам подобное знание не перенести. Мы — не Божественные сущности. Нам лучше вслепую брести по Оси Времени.
И еще… «Примитивисты» толкнули искусство на следующий шаг: СЛИЯНИЕ ДЕЙСТВА НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ С ГЛУБИННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ, УВОДЯЩЕЙ В ДАЛИ ГОЛУБЫЕ. Все происходящее стало происходить не в комнате, а на Земле.
В заключение не могу не сказать:
СЛАВА «ЗОЛОТОНОСНЫМ ПРИМИТИВИСТАМ»,
ДАВШИМ НАЧАЛО ТОМУ, ЧТО СТАЛО
МИРОМ НАШЕЙ ДУШИ.