Музей Тиссена-Борнемисы: «Примитивисты», что Свет источают

Лоренцо Венециано. Алтарь со "Снятием с Креста". 1356-1372. Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)
Лоренцо Венециано. Алтарь со «Снятием с Креста». 1356-1372.
Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)

Лоренцо был ведущим венецианским художником второй половины XIV века. Несмотря на то, что сохранилось несколько произведений с его подписью, охватывающих период с 1356 по 1372 год, до сих пор не обнаружено бесспорных архивных документов, дающих возможность без сомнений идентифицировать личность художника.

И однако, можно сказать,что венецианская живопись, долго колебавшаяся между византийским искусством и готикой, при посредстве Лоренцо, решительно стала отходить от своей традиции в сторону северного стиля.

Первое датированное произведение Лоренцо — «Полиптих Лиона». 1357г. Галерея Академии, Венеция. У Лоренцо так много выдающихся работ, что приходится себя сдерживать, чтобы не утонуть в его изысканном творчестве. Галина Зеленская
Первое датированное произведение Лоренцо — «Полиптих Лиона». 1357г. Галерея Академии, Венеция. У Лоренцо так много выдающихся работ, что приходится себя сдерживать, чтобы не утонуть в его изысканном творчестве.
Галина Зеленская

Работа демонстрирует очень высокое качество живописи. Такой крупный заказ мог быть доверен только уже известному и проявившему себя художнику. При чем тут «примитивизм»?

Витале да Болонья. "Распятие". 1335. Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания) "ПримитивистАМИ" считают итальянских живописцев XIV и XV вв. и, более широко, европейских художников конца Средневековья.
Витале да Болонья. «Распятие». 1335.
Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)
«Примитивистами» считают итальянских живописцев XIV и XV вв. и, более широко, европейских художников конца Средневековья.

Витале да Болонья является ярким представителем болонской художественной школы XIV столетия. Он известен в первую очередь своим полиптихом в церкви св. Спасителя (San Salvatore) и фресками собора Санта-Мария деи Серви (Santa Maria dei Servi). Кроме Болоньи, художник также работал в Помпозе и в Удине. Думать о том, что он — «примитивист, мешает восприятию исходящего от картины солнечного света.

Один из известнейших шедевров Витале да Болонья - его картина "Св. Георгий, побеждающий дракона", хранящаяся ныне в Болонской национальной картинной галерее.
Один из известнейших шедевров Витале да Болонья — его картина «Св. Георгий, побеждающий дракона», хранящаяся ныне в Болонской национальной картинной галерее.

Один из известнейших шедевров Витале да Болонья — его картина «Св. Георгий, побеждающий дракона», хранящаяся ныне в Болонской национальной картинной галерее.

Перуджинский мастер.Бенедетто Бонфильи. "Благовещение".. Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)
Перуджинский мастер.Бенедетто Бонфильи. «Благовещение»..
Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)

Искусствоведы уверяют… «Бонфильи написал ряд очень хорошеньких ангелов, видимых нами в фрагментах пинакотеки, но для сколько-нибудь значительных композиций ему недоставало таланта и даже всего-навсего вкуса. Живопись его жестка и зачастую дисгармонична, большеголовые и приземистые фигуры лишены грации».

Перуджинский мастер.Бенедетто Бонфильи. "Благовещение".. Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)
Перуджинский мастер.Бенедетто Бонфильи. «Благовещение»..
Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)

Золотой ангел в золотых одеждах принес чистейшей из Дев Благую весть. Бывает же такое1

Перуджинский мастер.Бенедетто Бонфильи. "Мадонна с Младенцем и двумя ангелами". Запуталась, кто Великий художник, кто нет. По-моему, градаций нет. Галина Зеленская
Перуджинский мастер.Бенедетто Бонфильи.
«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами».
Запуталась, кто Великий художник, кто нет. По-моему, градаций нет.
Джованни ди Паоло. "Мадонна-Умиление" Дата завершения: 1440 Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)
Джованни ди Паоло. «Мадонна-Умиление» Дата завершения: 1440
Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)

В истории искусства было довольно много художников, чьи имена на протяжении нескольких веков оставались забытыми. Причины тому были разные, но одна из главных — непререкаемость мнения Джорджо Вазари, который сам будучи художником — маньеристом, в качестве художественного идеала выставлял творчество Рафаэля, Микеланджело и последующих маньеристов.

Джованни ди Паоло. "Мадонна-Умиление" Дата завершения: 1440 Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)
Джованни ди Паоло. «Мадонна-Умиление» Дата завершения: 1440
Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания)

К таким забытым художникам принадлежал, например, Сандро Боттичелли, о котором «вспомнили» только в конце XIX века. К таким мастерам относится и Джованни ди Паоло, который получил заслуженную посмертную славу только в XX веке.

Рогир ван дер Вейден. "Мадонна с младенцем на троне". Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания
Рогир ван дер Вейден. «Мадонна с младенцем на троне».
Место нахождения: Мадрид. Музей Тиссена-Борнемиса (Испания

Рогир, признано, — не «примитивист». Это должно быть видно невооруженным взглядом. Техника письма великолепна. Архитектурный декор выполнен блестяще. Чуть лучше, чуть хуже, положения дел не меняет.

Рогир ван дер Вейден. "Мадонны с младенцем"...
Рогир ван дер Вейден. «Мадонны с младенцем»…

Может быть, я ошибаюсь, но хочу высказать свое мнение. «Золотоносные примитивисты» позволили сделать живописи следующий шаг.

Взгляд наполнился ГЛУБИНОЙ ВСЕЗНАНИЯ. Мадоннам известно ПРЕДСТОЯЩЕЕ, поэтому столь трепетным становится переживание НАСТОЯЩЕГО.

Хорошо, что людям неведомо их будущее. Нам подобное знание не перенести. Мы — не Божественные сущности. Нам лучше вслепую брести по Оси Времени.

Рогир ван дер Вейден. Триптих со "Снятием с Креста" в центре...
Рогир ван дер Вейден. Триптих со «Снятием с Креста» в центре…

И еще… «Примитивисты» толкнули искусство на следующий шаг: СЛИЯНИЕ ДЕЙСТВА НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ С ГЛУБИННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ, УВОДЯЩЕЙ В ДАЛИ ГОЛУБЫЕ. Все происходящее стало происходить не в комнате, а на Земле.

В заключение не могу не сказать:
СЛАВА «ЗОЛОТОНОСНЫМ ПРИМИТИВИСТАМ»,
ДАВШИМ НАЧАЛО ТОМУ, ЧТО СТАЛО
МИРОМ НАШЕЙ ДУШИ.

 

<—Музей Тиссена-Борнемисы: XVI век — Витторрио Карпаччо

Leave a Reply