Венеция: Санта-Мария-Глориозо-Деи-Фрари

Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Построена монахами-францисканцами. Больше известна как Фрари («frati» — искаженное «братья»). Строительство начато в 1250 году. Стиль — венецианская готика.

Монахи-францисканцы намеренно отказались от дорогих материалов, построив огромное здание своей церкви из простого кирпича. Знаменитая картина Тициана — «Ассунта» («Вознесение Богоматери») находится над главным алтарем церкви. В семейной капелле Пезаро находится «Мадонна Пезаро» его же работы, а в одной из капелл бокового нефа помещен «Триптих» Джованни Беллини (XV в.). В ризнице есть еще одна картина его кисти — «Мадонна с младенцем».

Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. XIII век.
Интерьер церкви. Главный неф.

И внутри церкви видно, что назвать ее готической можно, лишь уточнив, что это — венецианская готика: свободная в своем самопроявлении. Поэтому лучше всего восхититься простором и светом, наполняющим внешне столь суровое архитектурное произведение, а тем самым подготовиться к встрече с хранящимися в нем шедеврами.

Один из них, по признанию — самый главный, виден там — за вратами хоров, в глубине центральной оси. То…

Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. XIII век.
Алтарная картина «Ассунта» («Вознесение Марии»). Вечеллио Тициан. 1516–1518

Сразу предупреждаю, никакая фотография не может передать эффекта свечения-парения Мадонны в солнечных лучах, проливающихся потоками сквозь ажурную преграду апсиды.

Расписывать этот огромный семиметровый по высоте алтарь Тициан закончил через два года. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» — Высокого Возрождения.

«Полная мощи, – пишет Бернсон, – вздымается Богоматерь над покорной ей Вселенной… Кажется, во всем мире нет силы, которая могла бы противостоять ее свободному взлету на небо. Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью, и их ликующая радость действует на нас подобно восторженному взрыву оркестра в финале».

Музыка здесь звучит, несомненно…
Подарите себе счастье увидеть-услышать это..

Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. XIII век.
Алтарная картина «Ассунта» («Вознесение Марии»). Вечеллио Тициан. 1516–1518

Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное полотно “ Вознесение мадонны “( Ассунта ), заказанное Тициану для церкви Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Прекрасная, сильная фигура мадонны в пышном развевающемся плаще с поднятыми руками плавно поднимается вверх на облаке, которое поддерживает сонм ангелов.

По своему значению, по месту в развитии искусства искусствоведы ставят эту картину в один ряд с “Сикстинской мадонной» Рафаэля, написанной им почти в те же годы: 1515 – 1519 (Картинная галерея, Дрезден). Есть различия… В гармоничной классической композиции Рафаэля величественное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением тревоги. Искусство Тициана в этом произведении приобретает ту классическую простоту и свободу, ту обобщенность и гармоничность, которые так характерны для искусства Высокого Возрождения в Италии.

Сикстинская мадонна смотрит в душу —
свою и каждого из нас, поднявшего на нее свой взгляд.
Тицианова мадонна смотрит в Небо,
где ее и каждого из поверивших ей ждет счастье…

Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. XIII век.
Алтарная картина «Ассунта» («Вознесение Марии»). Фрагмент.
Вечеллио Тициан. 1516–1518
Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. XIII век.
Алтарная картина «Ассунта» («Вознесение Марии»). Фрагмент.
Вечеллио Тициан. 1516–1518
Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. XIII век.
Алтарная картина «Ассунта» («Вознесение Марии»). Фрагмент.
Вечеллио Тициан. 1516–1518
Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. XIII век.
Алтарная картина «Мадонна дель Пезаро». Вечеллио Тициан. 1516–1518

По — новому подошли художники и к изображению традиционной религиозной темы – темы поклонения Христу. В картине “ Мадонна дель Пезаро” он отказывается от традиционного симметричного построения композиции и сдвигает всю группу главных действующих лиц вправо, делая мадонну и ее младенца главным центром происходящего. Но гармонию и равновесие он сохранил, смягчая цветом этот сдвиг центра тяжести, дав в левой части звучание красно-золотого знамени, блестящего панциря и белого тюрбана.

Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Алтарная картина «Мадонна дель Пезаро». Фрагмент.
Вечеллио Тициан. 1516–1518

Мавзолей Кановы, умершего в Венеции в 1822 году.
Мавзолей он спроектировал сам в 1794 году для памятника Тициану. Свидетельство — лев Святого Марка, скорбящий по величайшему сыну Венеции. Строительство не было даже начато из-за отсутствия средств

Итальянский скульптор Антонио Канова родился 1 ноября 1757 года в Поссаньо близ Тревизо. Он — наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века. Самые крупные собрания его работ находятся в Париже в Лувре и в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.

После смерти Кановы Венецианская академия решила воспользоваться проектом, выполненным им для церкви Санта Мария Глориозо деи Фрари в качестве мавзолея самого скульптора. В урне, которую держит женская фигура в траурном покрове находится сердце Кановы.

Канова изучал античное искусство в Риме и Неаполе, а с 1781 года навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тесей и Минотавр» (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре.

Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Мавзолей Кановы, спроектированный им самим. Фрагмент. 1822

В развитии классицистической скульптуры Канова сыграл столь же ключевую роль, что и Давид — в развитии классицистической живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения перед его даром, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности.

Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Мавзолей Кановы, спроектированный им самим. Фрагмент. 1822

Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 года он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме. В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур.

Он тщательно и торжественно собирался
перейти в Вечность…

<—Венеция: Скуола Ди-Сан-Рокко

Венеция: Гондолы и гондольеры —>

Leave a Reply