Толедский собор: Ризница,где скрыто противостояние невидимое

В католических храмах ризница называется сакри́стией (лат. sacristia, от sacrum — священная утварь). Она представляет собой помещение, которое располагается сбоку или впереди алтаря, где хранятся принадлежности культа (священные сосуды и богослужебные облачения священнослужителей, богослужебные книги и т. д.), где совершаются облачение священнослужителей и некоторые другие обряды.

Толедский собор. Ризница, построенная в конце XVI века. Состоит из нескольких комнат, что ныне используются как картинная галерея. Главный экспонат первого зала - «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Написано Эль Греко в 1579 году.
Толедский собор. Ризница, построенная в конце XVI века. Состоит из нескольких комнат, что ныне используются как картинная галерея. Главный экспонат первого зала — «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Написано Эль Греко в 1579 году.

То, что сейчас место «священной утвари» (она тоже есть) занимают картины подозреваемых в ереси художников Эль Греко и Франсиско Гойи, меня радует, как восстановление справедливости.

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). 1579 год.
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио»
(«Снятие одежд с Христа»). 1579 год.

Сакристия собора, построенная Николасом де Вергарой в стиле архитектуры Хуана де Эрреры, представляет собой строгий по формам огромный зал. Его плафон в XVII веке был расписан неутомимым итальянцем Лукой Джордано, стены украшались картинами испанских мастеров. Алтарный образ «Эсполио» в тяжелой золоченой раме, также созданной Эль Греко, висит на стене напротив входа в сакристию.

Картина держит главную ось большого пространства, господствует в нем и неудержимо влечет к себе. Сила воздействия достигается прежде всего необычайной интенсивностью и красотой колорита. Огромное пятно винно-красной, пламенеющей одежды Христа — эмоциональный и образный ключ всей композиции. Цвет хитона, удивительно благородный, словно сохраняет в себе горячий ток крови. Возможно, он символизирует цвет самой жизни. Никогда потом Эль Греко не будет использовать такой цвет.

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). 1579 год. Образный смысл картины - в резком противопоставлении духовному совершенству Христа людской низменности, жестокости и злобы.
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио»
(«Снятие одежд с Христа»). 1579 год. Образный смысл картины —
в резком противопоставлении духовному совершенству Христа людской низменности, жестокости и злобы.

Выделенная в центре композиции светом и цветом крупная фигура Христа со всех сторон окружена плотным кольцом остальных действующих лиц, тесно заполняющих полотно.

Эль Греко применяет столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно, и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз. В известной мере Эль Греко проявляет себя здесь как восточный художник, который воспринимает пространство не в глубину, а сверху вниз и стремится увидеть не столько далекое и близкое, сколько низкое и высокое. Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним. Подобный композиционный прием вызывает трагическое чувство неотвратимой гибели главного героя.

Хитон цвета жизни защищает Христа?
Сейчас его снимут…

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). 1579 год. Среди толпы, сжатые стеной человеческих тел, справа и слева от Христа помещены два разбойника. Их образы в полной мере реальны.
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио»
(«Снятие одежд с Христа»). 1579 год. Среди толпы, сжатые
стеной человеческих тел, справа и слева от Христа
помещены два разбойника. Их образы в полной мере реальны.

Толпа, заполняющая всю верхнюю часть композиции, представляет собой низменный психологический пласт. Выступающая из сумрака толпа с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов взволнованна, тревожна. Здесь много отлично написанных характерных голов: одни активные, грубые, уродливые, другие более нейтральные. Из-за разномасштабности, некоторые расположенные сзади головы оказываются крупнее передних. Это обусловлено тем, что пространство не сокращается в глубину. Удивительны лица разбойников. В их выражении нет ничего подчеркнутого, активного, выявленного до конца. В странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости. Сильное внутреннее потрясение, во власти которого находятся разбойники, варьируется в переживаниях других персонажей, угасая в затаенности или неясности чувств некоторых из них.

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). 1579 год. В левом нижнем углу изображены три Марии, находящиеся в растерянном, подавленном состоянии, вызванном непониманием происходящего
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио»
(«Снятие одежд с Христа»). 1579 год. В левом нижнем углу изображены три Марии, находящиеся в растерянном,
подавленном состоянии, вызванном непониманием происходящего

Эль Греко, хотя и очень сдержанно, но стремится подчеркнуть чувство, объединяющее трех Марий. Не видя того, что с Христа должны сорвать одежды, не слыша гула беспокойной приближающейся толпы, они не могут оторвать глаз от орудия казни — креста для распятия, что рубит солдат, изображенный в правом нижнем углу. Как завороженная, смотрит прекрасная белокурая Мария Магдалина на методическую работу солдата, слегка отстраняя Богоматерь от вида этого страшного зрелища. Все чувства и мысли женщин обращены к будущему, которое через несколько мгновений станет трагическим настоящим — мученической смертью Христа.

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). 1579 год. В правом нижнем углу трем Мариям противостоит сильная фигура солдата, который с полным безразличием к предстоящему готовит крест для распятия.
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио»
(«Снятие одежд с Христа»). 1579 год. В правом нижнем углу трем Мариям противостоит сильная фигура солдата, который с полным безразличием к предстоящему готовит крест для распятия.

Да, солдат действует ловко, но механически с полным безразличием к тому, что и для чего он изготавливает. И он подчинен Высшей Божественной силе? Нет, солдат с мускулистыми цепкими руками — своего рода деловитый и пассивный исполнитель приказа военачальника, которому тоже кто-то отдал приказ.

Посмотрите на красноречивый жест руки Христа над спиной солдата-рубаки… Жест говорит: «Помилуй их, Господи, — они слепы: не знают, что творят».

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). 1579 год. За раму для «Эсполио», которую в 1582 году капитул заказал Эль Греко, мастер получил значительно большую сумму, чем за саму картину.
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио»
(«Снятие одежд с Христа»). 1579 год. За раму для «Эсполио», которую в 1582 году капитул заказал Эль Греко, мастер получил значительно большую сумму, чем за саму картину.

Когда «Эсполио» было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера. Заказчикам, как указывалось, не понравилось изображение толпы выше Христа, а также изображение на переднем плане трех Марий, о присутствии которых якобы не говорится в священных текстах. Последнее обвинение не отличалось точностью, и Эль Греко проявил себя более эрудированным и искушенным знатоком религиозной литературы, нежели ограниченные представители испанского духовенства. Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем.

Толедский собор. Ризница. Алтарь, в котором находится картина Эль Греко "Эсполио", и уходящий ввысь расписной потолок с вознесением в небо Девы Марии...
Толедский собор. Ризница. Алтарь, в котором находится картина Эль Греко «Эсполио», и уходящий ввысь расписной потолок
с вознесением в небо Девы Марии…

Специально назначенная комиссия квалифицированных экспертов признала исключительные художественные достоинства произведения, которым, но существу, нет цены. Но стоимость картины в 900 дукатов была отвергнута капитулом и втрое снижена. Эль Греко за низкую цену картину не отдал. Последовал судебный процесс. Художник держался на нем гордо и независимо. Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. Тяжба художника с капитулом собора длилась долго. Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор. Картина принесла мастеру огромный успех в Толедо, а история, связанная с длительной тяжбой, была вскоре забыта.

Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано (1634 - 1705) «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»
Свод центрального зала ризницы украшен фреской Луки Джордано (1634 — 1705) «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»

Споры Эль Греко с заказчиками из-за денег не свидетельствовали о его жадности или стремлении к стяжательству. Они имели более глубокий, принципиальный смысл. Здесь как бы сталкивались два разных взгляда на искусство, на труд живописца. В Испании произведения живописи воспринимались как результат ремесленного мастерстве. Не случайно скульптура ценилась выше живописи..

За время тяжбы, а, может, отчасти и благодаря ей, «Эсполио» стало в Толедо одной из главных достопримечательностей. Картина снискала популярность и всенародную любовь…

Эль Греко. "Взятие Христа под стражу". Фрагмент измененного варианта "Эсполио". Музей изобразительных искусств, Будапешт. Вместо толпы, нависающей над Христом, изображено небо с облачным зигзагом. Смысловой ключ из жестов рук сохранен
Эль Греко. «Взятие Христа под стражу». Фрагмент измененного варианта «Эсполио». Музей изобразительных искусств, Будапешт. Вместо толпы, нависающей над Христом, изображено небо с облачным зигзагом. Смысловой ключ из жестов рук сохранен

Про Эль Греко испанцы говорили так: что он делал хорошо, никто не мог сделать лучше, но что он делал плохо, никогда не могло быть хуже. Далеко не всегда это было так, однако новый вариант «Эсполио», и правда, оказался гораздо слабей. Поэтому члены капитула, не лишенные все же художественного вкуса, предложили Доменико закрыть глаза на богословские шероховатости и поставить в соборный алтарь первую картину, если тот согласиться снизить цену. Договорились быстро, поскольку в это время голова художника была занята уже совершенно другим.

Свод центрального зала ризницы. Фрагмент фрески Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу» Галина Зеленская
Свод центрального зала ризницы. Фрагмент фрески Луки Джордано «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу»
Галина Зеленская

Все, мы подошли к обрыву в рассуждениях. Ни капитул, ни современные исследователи творчества Эль Греко не ответили на вопрос — «Почему?!» Почему капитул делал все, чтобы что-то изменить в картине? Почему картина, не подвергшаяся изменениям, вызвала всенародную любовь? В чем прячется суть тяжбы? Разбираемся сами…

Второе название картины — «Эсполио». Название нельзя перевести точно, оно происходит от испанского слова «espoliar» — грабить. Здесь «Грабеж» — действие негативное — заключается в «Снятии одежд с Христа». Этот сюжет был чрезвычайно редким, так как художники чаще всего изображали «Взя­тие Христа под стражу», «Коронование терновым вен­цом» и «Бичевание Христа».

Здесь сюжет дан намеком — обозначен только жестом рук одного из солдат, касающегося хитона Христа, и указующим жестом руки из толпы, требующим обратить внимание на главное. Ответ, по-моему, очевиден…

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). 1579 год. Внизу - "Облачение Богоматерью Св. Идельфонса". Фрагмент горельефа. 1579 год. Автор - Доменико Теотокопули (Эль Греко).
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Эсполио»
(«Снятие одежд с Христа»). 1579 год.
Внизу — «Облачение Богоматерью Св. Идельфонса». Фрагмент горельефа. 1579 год. Автор — Доменико Теотокопули (Эль Греко).

Инквизиция была учреждена в Кастилии в 1478 году. В мае 1485 года она впервые объявилась в Толедо. Первое Великое аутодафе было проведено в Толедо в 1486 года. Семьсот пятьдесят мужчин и женщин были приговорены к наказанию, известному как «позор, бесчестье», которое, будучи унизительным для христиан, было столь пагубным для чести еврея (и мавра также), что он скорее предпочел бы умереть. Наказание состояло в том, что как мужчины, так и женщины должны были пройти по улицам босыми, обнаженными до пояса, с непокрытыми головами.

Толедцы боролись со Святой инквизицией тогда.
И через сто лет они не могли забыть о наказании.
Эль Греко поднял процесс на Евангельский уровень,
выделив в Страстях Господних снятие одежд,
упускаемый.не имеющими опыта толедцев.

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Христос - Вседержитель». Расположен в ризнице слева от "Эсполио"
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Христос — Вседержитель».
Расположен в ризнице слева от «Эсполио»

В картине «Эсполио» Христос — атлет с широкой грудью, мощной шеей, крупными руками. Его лицо, блестящий взор, взывающий к небесному милосердию, одухотворены искренним и горячим чувством. Исследователи пишут, все остальные изображения Христа почти всегда неудачны. Не согласна…

Тот Христос пребывает в Событийном времени в канун предстоящего Распятия. Этот Христос, пройдя через земные муки, достиг Вечного бытия, где времени нет — нет изменений. А потому, Он утратил свою человеческую сущность, став Вседержителем Мира, имеющем лишь пространственное измерение. Как это передать? Так, как это делает только Эль Греко.

Толедский собор. Ризница. Эль Греко "Св. Иосиф и маленький Христос" (1599). Над головой Святого - мужа Девы Марии, земного отца Иисуса - хор ангелов, поющих славу.
Толедский собор. Ризница. Эль Греко «Св. Иосиф и маленький Христос» (1599). Над головой Святого — мужа Девы Марии,
земного отца Иисуса — хор ангелов, поющих славу.

Фигура Иосифа чрезмерно удлинена и, кажется, будто она не принадлежат этому миру. Да, то, что мы видим здесь, ирреально. Это — представление, в котором нет копирования природы, но, при всем при том, все согрето человеческим чувством. Я вижу человека, некрасивого по своему облику, измученного и изнуренного работой, лишенного грации, плотника и вместе с тем он — не только плотник; он исполнен сверхъестественных смирения и доброты. Через послушание Богу этот человек вырастает ввысь как столп, за который может уцепиться божественный сын человеческий. В результате возникает гармония, льющаяся в сердце зрителя подобно мелодии, исполняемой ангелами в небе.

Толедский собор. Ризница. Эль Греко. "Христос на кресте". 1614.
Толедский собор. Ризница. Эль Греко. «Христос на кресте». 1614.

Картина написана художником в самом конце жизни, черное небо возмездия поглотило землю. Танцующие людишки идут в город, которого нет. Такое может увидеть человек, полностью разочаровавшийся в действительности.

Толедский собор. Ризница. Франсиско Гойя. "Взятие Христа под стражу". 1788 год. Написана через два столетия после картины Эль Греко, когда Испанская инквизиция все свела к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ.
Толедский собор. Ризница. Франсиско Гойя.
«Взятие Христа под стражу». 1788 год.
Написана через два столетия после картины Эль Греко,
когда Испанская инквизиция все свела к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ.

В начале 1799 года в Академии Мадрида была продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора картина Гойи «Взятие Христа под стражу». Комиссия отметила совершенное изображение ночного освещения.

В Евангелиях этот сюжет описывается так… «И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел ? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его».

Толедский собор. Ризница. Франсиско Гойя. "Взятие Христа под стражу". 1788 год Написана через два столетия после картины Эль Греко, когда Испанская инквизиция все свела к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ.
Толедский собор. Ризница. Франсиско Гойя.
«Взятие Христа под стражу». 1788 год
Написана через два столетия после картины Эль Греко,
когда Испанская инквизиция все свела к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ.

Лико светом залитого Иисуса Христа прекрасно. Его глаза прикрыты: он видит не настоящее, а предвидит дальнейшее. В отличие от остальных пришедших, он знает, что Иуда предаст его.

Толедский собор. Ризница. Франсиско Гойя. "Взятие Христа под стражу". 1788 год Написана через два столетия после картины Эль Греко, когда Испанская инквизиция все свела к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ.
Толедский собор. Ризница. Франсиско Гойя.
«Взятие Христа под стражу». 1788 год
Написана через два столетия после картины Эль Греко,
когда Испанская инквизиция все свела к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ.

Лица пришедших с Иудой отвратительны в своей жажде взять под стражу кого-то, называющего себя «Царем Иудейским». Иуда (темная фигура в профиль на первом плане) еще не совершил предательства: он лишь обещает это сделать.

Толедский собор. Ризница. Франсиско Гойя. "Взятие Христа под стражу". 1788 год Написана через два столетия после картины Эль Греко, когда Испанская инквизиция все свела к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ.
Толедский собор. Ризница. Франсиско Гойя. «Взятие Христа под стражу». 1788 год
Написана через два столетия после картины Эль Греко, когда Испанская инквизиция все свела к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ.

Главный из пришедших взять Христа под стражу (полуосвещенная фигура на первом плане, стоящая справа от Христа) не может поверить, что предательство свершится.. В картине нет действия…

ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ НА ОЖИДАНИИ:
СВЕРШИТСЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВО — НЕ СВЕРШИТСЯ. ОСТАНОВИЛАСЬ НА МИГ В НЕТЕРПЕНИИ
И ИСТОРИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА.

Картина Гойи совершенна не только градацией ночного освещения, но прежде всего, передачей Высшего напряжения, которое не может не наступить, если на землю грозит обрушиться Вечность Небытия…

Толедский собор. Вход в еще одно помещение ризницы. На первом плане фигура сидящего Иоанна Крестителя.
Толедский собор. Вход в еще одно помещение ризницы.
На первом плане фигура сидящего Иоанна Крестителя.

Перейдем и посмотрим еще три работы -Тициана, Рафаэля, Ван Дейка..

Толедский собор. Ризница, ставшая художественной галереей. Тициан Вечеллио. (1489-1576) Портрет Римского папы Павла III.
Толедский собор. Ризница, ставшая художественной галереей.
Тициан Вечеллио. (1489-1576) Портрет Римского папы Павла III.

Павел III (в миру Алессандро Фарнезе, 1468 — 1549) — папа римский с 1534 года по 1549.

Знаменит и весьма… Чтобы поднять пошатнувшийся в глазах мира авторитет папства, в 1542 году Павел III решил использовать опыт испанской инквизиции и учредил в Риме центральный инквизиционный трибунал с неограниченными правами. Перед этим, в 1540 году, Павел III утвердил воинствующий иезуитский орден с перечнем первых десяти его членов-основателей.

Тициан Вечеллио. Портрет Римского папы Павла III. Фрагмент.
Тициан Вечеллио. Портрет Римского папы Павла III. Фрагмент.

Замечательно, Тициан пишет портрет именно того человека, факты из биографии которого я привела на предыдущей странице. Думая о Благе, он создал при Ватикане то самое «ЧУДОВИЩНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ», что стало образцом безграничного изуверства для всех последующих времен.

Думая о Благе, он творил страшное зло. И никто не увидел этого разоблачения в портрете, написанном Тицианом? Или не посмели увидеть, став тем самым сопричастными злу?

Рафаэль Санти (1483 - 1520). "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем". XVI век.
Рафаэль Санти (1483 — 1520). «Мадонна с Младенцем
и Иоанном Крестителем». XVI век.
Антон ван Дейк (1599 - 1641). "Святое семейство". 1624. Последняя картина из ризницы, которую я покажу...
Антон ван Дейк (1599 — 1641). «Святое семейство». 1624.
Последняя картина из ризницы, которую я покажу…

 

<—Толедский собор: Хоры в свете и тьме истории церкви...

Толедский собор: Выставка чудес.—>

Leave a Reply