Ганс Гольбейн Младший «Пляска смерти»

«Пляски Смерти» — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья — представляет собой один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия. Смерть в виде скелета ведёт в могилу цепочку фигур, среди которых король и монах, юноша, девушка и другие.

Клузоне
«Пляска смерти». Клузоне. Ораторио деи Дишиплини.

Первые «Пляски смерти», появившиеся в 1370-х годах, представляли собой серии рифмованных девизов, служивших подписями к рисункам и живописным полотнам. Они создавались вплоть до XVI века.

Бернт Нотке
Бернт Нотке. Любекская «Пляска смерти».
Бернт Нотке (ок. 1435, Лассан — ок. 12 мая 1509, Любек) —
немецкий художник и скульптор.

«Пляска смерти» — род аллегорической драмы или процессии, в которой главным корифеем являлась Смерть. В основании ее содержания лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно угрожаемой кончиною, о мимолетности земных благ и несчастий, о равенстве всех и каждого пред лицом смерти, внезапно сражающей и папу, и императора, и последнего из простолюдинов, одинаково неумолимо уносящей и старца, и юношу, и новорожденного младенца.

Мысли о смерти и о тщете всего земного получили особенно широкое распространение около конца Х века, когда ожидалось близкое наступление кончины мира. Впоследствии, в годы моровых поветрий и других общественных бедствий, попытки изображения подобных процессий учащались.

Бернт Нотке
Бернт Нотке. Любекская «Пляска смерти».
Бернт Нотке (ок. 1435, Лассан — ок. 12 мая 1509, Любек) —
немецкий художник и скульптор.

Во второй половине XV века в приморских городах Германии возникла нижне-немецкая разновидность «Пляски смерти». Любекская «Пляска Смерти» была завершена в августе 1463 года, в дни тягчайшей эпидемии чумы, поразившей весь север Германии. Художник Бернт Ноттке изобразил Пляски смерти на холстах, натянутых вдоль внутренних стен Мариенкирхе. Пляска смерти стала одним из тех мистических Andachtsbilder, натурализм которых вызывал у молящихся ужас, смешанный с сопережеванием.

Каждый из латинских дистихов — короля, папы, епископа, рыцаря, турнирного герольда, врача, логика, старика, юноши, богача судьи, счастливца, молодого дворянина и пр. — обрамлен формулой «к смерти иду я»…

«К смерти иду я, король. Что почести? Что слава мира?
Смерти царственный путь. К смерти теперь я иду …
К смерти иду я, прекрасен лицом. Красу и убранство
Смерть без пощады сотрет. К смерти теперь я иду …».

Пляска смерти
Бернт Нотке. Любекская «Пляска смерти».
Бернт Нотке (ок. 1435, Лассан — ок. 12 мая 1509, Любек) —
немецкий художник и скульптор.

У покаянной литературы Любегская «Пляска Смерти» позаимствовала принцип соотнесения текстового и иллюстративного рядов, а также композицию — последовательность речитативов различных персонажей. Персонаж и его Смерть как бы общаются. Персонаж стенает (О, я умру) — Смерть его успокаивает (Таков Закон). При наполнении речитативов заданным персонажем содержанием возникает тема общечеловеческой трагедии…

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Епископ»

История «Пляски Смерти» завершается циклом гравюр Ганса Гольбейна Младшего (1523—1526 гг.). Гольбейн создал тот подытоживающий образ Пляски смерти, который, заслонив собой историю самого жанра, вошел в европейскую и мировую культуру как его классическое воплощение.

Цикл Гольбейна Младшего, состоящий из 40 изображений, основан на Большой и Малой базельских «Плясках Смерти». Он был опубликован в 1538 году в виде небольшой «памятной книжицы». Гравюры были снабжены французскими двустишиями, написанными Жиллем Коррозе, и латинскими цитатами из Библии, специально подобранными Эразмом Роттердамским.

Художник вводит Смерть в чертоги ренессансного мира, тем самым разоблачая его иллюзорное благополучие и ложную гармоничность. В работе Гольбейна Смерть все еще агрессивна, тем не менее она уже не танцует с мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей, творя над ними суд разоблачительный.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Изгнание Адама и Евы из Рая» за первородный грех.

Изгнание справедливо: оно — наказание праотцов за совершенный ими Первородный грех. За вратами Рая Адама и Еву ждет ликующий скелет — посланник Смерти. Все: теперь человек смертен. Значит, каждого человека можно уводить из мира живых в мир мертвых. В руках у скелета — музыкальный инструмент. Сейчас повеселимся: «Пляска Смерти» начинается!

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Адам и Ева за вратами Рая».

В своей «Пляске Смерти» Гольбейн часто использует образ песочных часов, символизрующий течение времени. Они присутствуют в двадцати пяти сценах из тридцати пяти.

Песочные часы впервые появляются в сцене из Бытия, где Адам обрабатывает землю, а Смерть ему помогает. Ева кормит грудью Каина. Наказание за Первородный грех, благодаря Смерти, неукоснительно исполняется. Адам «трудится в поте лица своего». Ева «в муках детей рожает». Что делает смерть? Тоже старается.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Папа Римский» — первая жертва Смерти,
ей подвластная как все простые смертные. И веселится нечисть…

Гольбейн был сторонником антиклерикали́зма (против клириков). Это движение было направлено против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования.

Антиклерикализм — не атеизм. Антиклерикалисты не отрицают существование Бога, не стремятся к искоренению или запрету религии, а лишь к её разумному ограничению в общественной жизни.

В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например в сцене с Папой Римским, который еще не знает, что Смерть пришла, чтобы забрать его в самый важный момент его жизни — во время коронации Императора. Кроме посланников Смерти, в сцене участвуют два демона, символизирующие искушение тщеславием.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Епископ»

Епископ выглядит очень растерянным, когда Смерть берет его под руку и ведет через стада овец. За что — ведь он исправно служил Богу? Значит, есть за что: служение во имя чего-то, кого-то может незаметно прорасти пороками, при которых служитель Истины, прежде всего, заботится о самом себе, лишь прикрываясь именем Бога.

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Священник»

Священник благостен: он уверен, что несет людям Свет Истины. Смерть не верит, что он жизнь свою посвятил высокой миссии. Смерть в колоколец звенит, бренчанием его слушателей ублажает, а под мышкой песочные часы прячет — вот-вот и на пути священника их поставит.

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Кардинал и Смерть»

Смерть появляется в момент продажи кардиналом индульгенции, что должна представлять собой «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена». В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.).

Сцены, подобные изображенной, заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенства. Однако ни проповедник, ни простой священник не вызывали у Гольбейна сарказма. В то время и в городах, и в сельской местности низшие слои духовенства были симпатичны бедноте, так как были далеки от напыщенности и богатства клерикальной элиты.

 Ганс Гольбейн Младший. "Пляска Смерти". 1526 год - создание. 1538 - публикация. "Монах и Смерть"
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Монах и Смерть»

Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Монахиня»

Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, молящуюся в своей богатой комнате и похотливо поглядывающую на любовника. Смерть появляется, туша свечу на алтаре — очевидный намек на судьбу монахини…

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Император»

Смерть снимает корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что символизирует его неспособность к принятию верного решения.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Императрица»

Императрица уверенно по жизни идет: все, что должно, она получала и получает. Свита фрейлин ее окружает. И никто не видит, что на пути императрицы разверзлась могила…

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Король»

Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, она помогает Адаму возделывать землю плугом, здесь омывает Королю руки перед едой. А в песочных часах уже истекает песок, превращая пиршество Короля в тризну…

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Герцог»

Герцог — крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в военно-ленной иерархии. По отношению к жителям принадлежащей ему территории он должен быть «Отцом родным». Этот Герцог отстраняется от женщины и её ребенка, не желая даже выслушать ее просьбу о защите.

Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей.

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Сенатор»

Демон, символизирующий искушение жадностью, взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует просьбы нищего за своей спиной. Смерть за происходящим следит, выставляя песочные часы, готовя лопату.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Рыцарь»

Смерть с легкостью пронзает Рыцаря его же копьем. Думаю, поединок между ними означает, что избравший своим делом смерть, от своего же меча и погибнет.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Граф»

Рыцарь, Дворянин и Граф, которые прославились в великих битвах (в основном против крестьян — подавляя бунты), теперь сталкиваются с гораздо более опасным и непобедимым оппонентом — Смертью. Граф убегает в ужасе, в то время как Смерть в одежде крестьянина ломает его гербовый щит.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Дворянин»

Дворянин отчаянно пытается защитить себя, но песочные часы недвусмысленно намекают на исход противостояния.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Адвокат»

Адвокат принимает плату от богача, не замечая бедняка, что пришел к нему со своей жалкой просьбой без гарантии оплаты услуги. Не замечает он и того, что за его действиями следит сама Смерть, что держит в руке песочные часы, срок его жизни отмеряющие.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Судья»

Смерть склоняется над Судьёй чтобы забрать его жезл — символ судейского долга. Судья же, готовый принять взятку богача, даже не замечает этого. Для суда деньги значат больше чем справедливость, и бедный всегда проиграет дело.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Врач»

Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн тем самым говорит, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить того, чему нельзя воспрепятствовать. Раньше или позже, Доктор умрет сам, как и его пациенты.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Скупец»
Смерть у Скупца забирает все, накопленное им в течение жизни. Зачем человек этот жил? Жизнь прожита зря — все равно все досталось Смерти…
Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Старик»

Наигрывая приятную мелодию, Смерть провожает в последний путь Старика. Он не сопротивляется: знает, что по отношению к смертным — прожившим отпущенный им срок — подобное действие справедливо.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Старуха»

Смерть провожает в последний путь Старуху, которая ворчит, как всегда ни с чем не соглашаясь. Смерть разудалой игрой и залихватской болтовней ее душеньку ублажает.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация.

Смерть не всегда представлена как вершитель правосудия. Она жестока, когда отнимает ребенка у его семьи.

Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Судный день». Запомните эту гравюру, пожалуйста, потому что Гольбейн напишет и совсем другую картину —
называемую «Мертвый Христос»

На последней картине — Судный День — Гольбейн напоминает нам, что обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в него, преодолевают Смерть.

Пляска Смерти
Ганс Гольбейн Младший. «Пляска Смерти». 1526 год — создание.
1538 — публикация. «Молодожены». Песочные часы увидели?
Шествует пара новобрачных к Смерти, что всех к себе забирает.
В чем их вина? В том, что рождены смертными.

 

<—Ганс Гольбейн Младший: «Мертвый Христос»…

Ганс Гольбейн Младший в Лондоне…—>

Leave a Reply