«Пляски Смерти» — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья — представляет собой один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия. Смерть в виде скелета ведёт в могилу цепочку фигур, среди которых король и монах, юноша, девушка и другие.
Первые «Пляски смерти», появившиеся в 1370-х годах, представляли собой серии рифмованных девизов, служивших подписями к рисункам и живописным полотнам. Они создавались вплоть до XVI века.
«Пляска смерти» — род аллегорической драмы или процессии, в которой главным корифеем являлась Смерть. В основании ее содержания лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно угрожаемой кончиною, о мимолетности земных благ и несчастий, о равенстве всех и каждого пред лицом смерти, внезапно сражающей и папу, и императора, и последнего из простолюдинов, одинаково неумолимо уносящей и старца, и юношу, и новорожденного младенца.
Мысли о смерти и о тщете всего земного получили особенно широкое распространение около конца Х века, когда ожидалось близкое наступление кончины мира. Впоследствии, в годы моровых поветрий и других общественных бедствий, попытки изображения подобных процессий учащались.
Во второй половине XV века в приморских городах Германии возникла нижне-немецкая разновидность «Пляски смерти». Любекская «Пляска Смерти» была завершена в августе 1463 года, в дни тягчайшей эпидемии чумы, поразившей весь север Германии. Художник Бернт Ноттке изобразил Пляски смерти на холстах, натянутых вдоль внутренних стен Мариенкирхе. Пляска смерти стала одним из тех мистических Andachtsbilder, натурализм которых вызывал у молящихся ужас, смешанный с сопережеванием.
Каждый из латинских дистихов — короля, папы, епископа, рыцаря, турнирного герольда, врача, логика, старика, юноши, богача судьи, счастливца, молодого дворянина и пр. — обрамлен формулой «к смерти иду я»…
«К смерти иду я, король. Что почести? Что слава мира?
Смерти царственный путь. К смерти теперь я иду …
К смерти иду я, прекрасен лицом. Красу и убранство
Смерть без пощады сотрет. К смерти теперь я иду …».
У покаянной литературы Любегская «Пляска Смерти» позаимствовала принцип соотнесения текстового и иллюстративного рядов, а также композицию — последовательность речитативов различных персонажей. Персонаж и его Смерть как бы общаются. Персонаж стенает (О, я умру) — Смерть его успокаивает (Таков Закон). При наполнении речитативов заданным персонажем содержанием возникает тема общечеловеческой трагедии…
История «Пляски Смерти» завершается циклом гравюр Ганса Гольбейна Младшего (1523—1526 гг.). Гольбейн создал тот подытоживающий образ Пляски смерти, который, заслонив собой историю самого жанра, вошел в европейскую и мировую культуру как его классическое воплощение.
Цикл Гольбейна Младшего, состоящий из 40 изображений, основан на Большой и Малой базельских «Плясках Смерти». Он был опубликован в 1538 году в виде небольшой «памятной книжицы». Гравюры были снабжены французскими двустишиями, написанными Жиллем Коррозе, и латинскими цитатами из Библии, специально подобранными Эразмом Роттердамским.
Художник вводит Смерть в чертоги ренессансного мира, тем самым разоблачая его иллюзорное благополучие и ложную гармоничность. В работе Гольбейна Смерть все еще агрессивна, тем не менее она уже не танцует с мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей, творя над ними суд разоблачительный.
Изгнание справедливо: оно — наказание праотцов за совершенный ими Первородный грех. За вратами Рая Адама и Еву ждет ликующий скелет — посланник Смерти. Все: теперь человек смертен. Значит, каждого человека можно уводить из мира живых в мир мертвых. В руках у скелета — музыкальный инструмент. Сейчас повеселимся: «Пляска Смерти» начинается!
В своей «Пляске Смерти» Гольбейн часто использует образ песочных часов, символизрующий течение времени. Они присутствуют в двадцати пяти сценах из тридцати пяти.
Песочные часы впервые появляются в сцене из Бытия, где Адам обрабатывает землю, а Смерть ему помогает. Ева кормит грудью Каина. Наказание за Первородный грех, благодаря Смерти, неукоснительно исполняется. Адам «трудится в поте лица своего». Ева «в муках детей рожает». Что делает смерть? Тоже старается.
Гольбейн был сторонником антиклерикали́зма (против клириков). Это движение было направлено против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования.
Антиклерикализм — не атеизм. Антиклерикалисты не отрицают существование Бога, не стремятся к искоренению или запрету религии, а лишь к её разумному ограничению в общественной жизни.
В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например в сцене с Папой Римским, который еще не знает, что Смерть пришла, чтобы забрать его в самый важный момент его жизни — во время коронации Императора. Кроме посланников Смерти, в сцене участвуют два демона, символизирующие искушение тщеславием.
Епископ выглядит очень растерянным, когда Смерть берет его под руку и ведет через стада овец. За что — ведь он исправно служил Богу? Значит, есть за что: служение во имя чего-то, кого-то может незаметно прорасти пороками, при которых служитель Истины, прежде всего, заботится о самом себе, лишь прикрываясь именем Бога.
Священник благостен: он уверен, что несет людям Свет Истины. Смерть не верит, что он жизнь свою посвятил высокой миссии. Смерть в колоколец звенит, бренчанием его слушателей ублажает, а под мышкой песочные часы прячет — вот-вот и на пути священника их поставит.
Смерть появляется в момент продажи кардиналом индульгенции, что должна представлять собой «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена». В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям (раздача за денежные пожертвования и др.).
Сцены, подобные изображенной, заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенства. Однако ни проповедник, ни простой священник не вызывали у Гольбейна сарказма. В то время и в городах, и в сельской местности низшие слои духовенства были симпатичны бедноте, так как были далеки от напыщенности и богатства клерикальной элиты.
Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности.
Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, молящуюся в своей богатой комнате и похотливо поглядывающую на любовника. Смерть появляется, туша свечу на алтаре — очевидный намек на судьбу монахини…
Смерть снимает корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что символизирует его неспособность к принятию верного решения.
Императрица уверенно по жизни идет: все, что должно, она получала и получает. Свита фрейлин ее окружает. И никто не видит, что на пути императрицы разверзлась могила…
Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, она помогает Адаму возделывать землю плугом, здесь омывает Королю руки перед едой. А в песочных часах уже истекает песок, превращая пиршество Короля в тризну…
Герцог — крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в военно-ленной иерархии. По отношению к жителям принадлежащей ему территории он должен быть «Отцом родным». Этот Герцог отстраняется от женщины и её ребенка, не желая даже выслушать ее просьбу о защите.
Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей.
Демон, символизирующий искушение жадностью, взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует просьбы нищего за своей спиной. Смерть за происходящим следит, выставляя песочные часы, готовя лопату.
Смерть с легкостью пронзает Рыцаря его же копьем. Думаю, поединок между ними означает, что избравший своим делом смерть, от своего же меча и погибнет.
Рыцарь, Дворянин и Граф, которые прославились в великих битвах (в основном против крестьян — подавляя бунты), теперь сталкиваются с гораздо более опасным и непобедимым оппонентом — Смертью. Граф убегает в ужасе, в то время как Смерть в одежде крестьянина ломает его гербовый щит.
Дворянин отчаянно пытается защитить себя, но песочные часы недвусмысленно намекают на исход противостояния.
Адвокат принимает плату от богача, не замечая бедняка, что пришел к нему со своей жалкой просьбой без гарантии оплаты услуги. Не замечает он и того, что за его действиями следит сама Смерть, что держит в руке песочные часы, срок его жизни отмеряющие.
Смерть склоняется над Судьёй чтобы забрать его жезл — символ судейского долга. Судья же, готовый принять взятку богача, даже не замечает этого. Для суда деньги значат больше чем справедливость, и бедный всегда проиграет дело.
Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн тем самым говорит, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить того, чему нельзя воспрепятствовать. Раньше или позже, Доктор умрет сам, как и его пациенты.
Наигрывая приятную мелодию, Смерть провожает в последний путь Старика. Он не сопротивляется: знает, что по отношению к смертным — прожившим отпущенный им срок — подобное действие справедливо.
Смерть провожает в последний путь Старуху, которая ворчит, как всегда ни с чем не соглашаясь. Смерть разудалой игрой и залихватской болтовней ее душеньку ублажает.
Смерть не всегда представлена как вершитель правосудия. Она жестока, когда отнимает ребенка у его семьи.
На последней картине — Судный День — Гольбейн напоминает нам, что обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в него, преодолевают Смерть.