Берли́н — столица Германии, самый крупный и самый населённый город Германии. Берлин — второй по населению (после Лондона) и пятый по площади город Евросоюза.
Берлин — одна из 16 земель в составе ФРГ. Город расположен на берегах рек Шпрее (с этим связано «прозвище» Берлина «Spree-Athen» — «Афины на Шпрее») и Хафель в центре федеральной земли Бранденбург, частью которой он не является (с 1920 года).
Около 1200 года на месте современного Берлина располагались два торговых поселения — Кёльн и Берлин. Точная дата получения ими городских прав неизвестна. Городские права Кёльна впервые упоминаются в 1237 году, городские права Берлина — в 1244 году. В 1307 году города объединились и образовали общую городскую управу. В 1400 году население объединённого Берлина составляло 8000 человек. Историческое название «Кёльн» нашло своё отражение в названии берлинского района Нойкёльн.
Берлин был столицей маркграфства/курфюршества Бранденбургского (с 1417 года), Пруссии (после объединения курфюршества Бранденбург с герцогством Пруссия) и после создания Германской империи стал её столицей.
После Второй мировой войны в соответствии с решениями Ялтинской конференции Берлин, хоть и находился на территории советской зоны оккупации Германии, был разделён четырьмя державами-победительницами на оккупационные секторы. Позднее три сектора оккупации союзников были преобразованы в Западный Берлин, получивший статус особого государственного образования, но безусловно тесно связанного с ФРГ. Передвижение между секторами Берлина длительное время оставалось свободным, и в целях предотвращения утечки населения в западные секторы правительством ГДР было принято решение о возведении Берлинской стены, окружившей с 13 августа 1961 года Западный Берлин. Берлинская стена, ставшая одним из главных символов холодной войны, просуществовала до 1989 года. После объединения Германии в 1990 году её столицей стал воссоединённый Берлин. В 1994 году туда переехала из Бонна администрация президента и в 1999 году — Германский бундестаг и администрация федерального канцлера вместе с федеральными министерствами.
Город Берлин возник из парного города Берлин — Кёльн. Кёльн был расположен на острове на реке Шпрее, а Берлин напротив него, на восточном берегу. Кёльн впервые упоминается в 1237 году (28.10), Берлин в 1244 году (26.01). В 1307 году оба города были объединены и была построена общая ратуша. Согласно народноэтимологической версии (например, исследователь Теодор Целль (нем. Theodor Zell), название города произошло от немецкого слова «медведь» (нем. Bär). Как известно, минимум с 1280 года медведь является символом Берлина[2]. По одной из версий название «Берлин» (как и другие с ударным -ин — Шверин, Штеттин) имеет славянское происхождение и восходит к полабскому berl-/birl- («болото»)[3]. От сходного индоевропейского корня wern-/werl (что также значит «болотистая местность») происходят названия многих европейских городов.
Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (нем. Friedrich Wilhelm von Brandenburg; 16 февраля 1620, Кёльн-на-Шпрее — 29 апреля 1688, Потсдам) — курфюрст бранденбургский, прозванный Великим курфюрстом (нем. Großer Kurfürst), и герцог Пруссии из династии Гогенцоллернов. Сын курфюрста Георга Вильгельма и Елизаветы Шарлотты Пфальцской, основатель бранденбургско-прусского государства.
В 1701 году в результате коронации Фридриха I Берлин приобрёл статус столицы Пруссии. В 1709 году последовало объединение городов Берлин, Кёльн, Фридрихсвердер, Доротеенштадт и Фридрихштадт. Но фактически уже давно эти пригороды считались частями Берлина. 9 октября 1760 года в ходе Семилетней войны (1756—1763 годы) Берлин капитулировал перед русским корпусом под началом генерала графа З. Г. Чернышева. В плен было взято 4500 солдат. В качестве трофеев русским досталось 143 орудия, 18 000 ружей и пистолетов и почти 2 миллиона талеров контрибуции. Символические ключи от Берлина, переданные городскими властями русскому генералу, сейчас хранятся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. После четырёх дней пребывания в Берлине, получив известие о подходе к городу крупных сил противника, Чернышев вывел свой корпус на зимние квартиры. 14 октября 1806 года в битве с наполеоновскими войсками при Йене и Ауэрштедте Пруссия потерпела сокрушительное поражение. Это привело к началу реформ, ставших решающими в дальнейшем развитии прусского государства. «Прусские реформы» дали мощный толчок экономике и образованию. В ноябре 1806 года французские войска вошли в Берлин. 21(9) ноября 1806 года в Берлине Наполеон объявил континентальную блокаду Англии. В феврале 1813 года русские войска во главе с А. И. Чернышевым вторично заняли Берлин, преследуя остатки армии Наполеона. К 1861 году в состав Берлина вошли новые пригороды, такие как Веддинг, Моабит, Темпельхоф, Шёнеберг.
Ве́ймарская республика (нем. Weimarer Republik, Deutsches Reich Weimarer Republik (инф.)) — принятое в историографии наименование Германии с 1919 по 1933 год, называемое по созданной в Веймаре Национальным учредительным собранием федеральной республиканской системе государственного управления и закреплённой принятой там же 31 июля 1919 года новой демократической конституции. Официально государство продолжало именоваться «Германское государство» (нем. Deutsches Reich), как и во времена Германской империи (среди переводов слова «рейх» (Reich) есть и «государство», и «империя»).
Искусство и культура в Веймарской республике
Веймарская республика оказалась одним из наиболее творческих и экспериментаторских периодов в культурном развитии Германии. Если начальный этап характеризовался духом позднего экспрессионизма в живописи и литературе, в лучшую веймарскую пятилетку преобладала «новая вещественность», сменившаяся во время мирового экономического кризиса социально-критичным реализмом. В мировую литературу вошли такие писатели времён Веймарской республики, как Бертольт Брехт, Альфред Дёблин, Лион Фейхтвангер, Эрих Кестнер, Томас и Генрих Манны, Карл Осецкий, Эрих Мария Ремарк, Курт Тухольский, Франц Верфель, Арнольд и Стефан Цвейги.
Кинематограф времён Веймарской республики превратился в средство массовой информации и продемонстрировал свой художественный уровень такими лентами, как «Кабинет доктора Калигари», «Метрополис», «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?», взошла звезда звукового кино Марлен Дитрих. В городах, особенно в Берлине, расцвело искусство кабаре.
Баухаус, основанный Вальтером Гропиусом в Веймаре, стал одним из самых известных архитектурных стилей XX века. Ярким представителем художников Веймарской республики является Жорж Грос, который своими едкими сатирическими образами буржуазии, представителей юстиции и военных клеймил недостатки Веймарской республики.
Тре́тий Рейх (нем. Drittes Reich — «Третья империя», «Третья держава») — неофициальное название Германского государства с 24 марта 1933 года[1][2] по 23 мая 1945 года.
В литературе и историографии Третий рейх также известен как «нацистская Германия», «фашистская Германия». Последний термин использовался в основном в советской литературе и является неточным, так как между фашистским режимом Бенито Муссолини в Италии и режимом Гитлера есть существенные различия, как в политическом устройстве, так и в идеологии[3].
Германия в этот период представляла собой тоталитарное[4] государство с однопартийной системой и доминирующей идеологией (национал-социализмом), контролю подвергались все сферы общества. Третий рейх связан с властью Национал-социалистической немецкой рабочей партии под руководством Адольфа Гитлера, который был бессменным главой государства (официальный титул — «фюрер и рейхсканцлер») вплоть до своей смерти 30 апреля 1945 года.
В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов Берлин стал столицей нацистской Германии. В 1936 году в Берлине прошли летние Олимпийские игры, которые были использованы нацистами в пропагандистских целях. Под руководством Альберта Шпеера был разработан генеральный план застройки Берлина как будущей «столицы мира — Germania». В 1945 году Берлину были причинены серьёзные разрушения от бомбардировок, артиллерийских обстрелов и уличных боев.
Во время войны и после её окончания большая часть Берлина была разрушена в результате многочисленных бомбардировок и уличных боёв 1945 года. После взятия города Красной армией и полной и безоговорочной капитуляции Германии, Берлин, как и вся Германия, был разделён на три сектора под иностранным управлением. Секторы западных союзников (США, Великобритания) были образованы в западной части города, а сектор Советского Союза — в восточной. С 26 июля 1945 года был образован четвёртый французский сектор.
Тоталитарная эстетика, Дегенеративное искусство.
Цель искусства любых тоталитарных государств состоит в изображении абстрактной героики, а произведения нередко отличаются подчеркнуто большими размерами. Гигантизм и нагота используются как средство выражения могущества тоталитарного государства, подавляющего человеческую индивидуальность.
Живопись
Так как Гитлер, являвшийся художником, считал себя тонким ценителем и знатоком живописи, особое внимание этой палаты уделялось изобразительному искусству. Адольф отрицательно относился к жанрам живописи XX века: импрессионизму, кубизму и проч. и считал подобные творения «дегенеративным искусством». Гитлер отдавал предпочтение жанру «Фёлькише» (нем. völkisch — народный) (описание деревенского уклада и быта Германии, сельских пасторалей), был приверженцем реалистических и героических жанров, романтизма. В 1936 году из музеев были изъяты картины таких известных художников, как Ван Гог, Гоген, Сезанн, Пикассо, а знаменитые и видные художники, живущие в Германии, такие как Василий Кандинский, Оскар Кокошка, Пауль Клее, были вынуждены покинуть страну.
Скульптура
В искусстве Третьего рейха изображение обнаженной женщины преследовало пропагандистские цели, и нагота была всего лишь средством усиления воздействия на зрителя и продления воздействия на него. В рамках идеологии нацизма обнаженная женщина рассматривалась как воплощение гармонии и спокойствия, установившихся во времена нацистской диктатуры после кризиса 1920-х годов. Кроме того, подобные изображения использовались в роли аллегории Победы. Однако с анатомической точки зрения эти изображения всё же грешат против реальности, поскольку авторы опасались обвинения в излишней склонности к эксгибиционизму.
Основная статья: Архитектура эпохи национал-социализма в Германии
Архитектура также испытала на себе влияние предпочтений нацистского руководства — грандиозных монументальных форм неоклассицизма. Говорить о возрождении в нацистской архитектуре необарокко не приходится, поскольку это противоречит идеологическим установкам нацистских архитекторов: строить из традиционных немецких материалов (отёсанный камень, гранит, дерево) с сохранением традиций фёлькише (нем. völkische Traditionen — народные традиции) и развитием положений «нордического классицизма». В качестве примеров можно привести «орденские замки» Фогельзанг и Зонтгофен, Мемориал павшим бойцам в Мюнхене, Олимпийский стадион в Берлине, здание новой рейхсканцелярии, а также неосуществлённый проект по перестройке Берлина в столицу мира Германию А. Шпеера.
Почти всем нацистским зданиям присущ ряд общих черт: они выполнялись из традиционных германских имперских строительных материалов — отёсанного камня, гранита, дерева. Модернистские железобетонные и стеклянные конструкции использовались только при строительстве производственных зданий.
Почти всем крупным нацистским зданиям присуще множество вертикальных линий, подчёркнутых каменными прямоугольными колоннами или выступами. Глазницы окон обычно обрамлялись по периметру небольшим каменным выступом. Зачастую на фасаде крышу и окна разделял массивный прямоугольный каменный отступ.
В целом, почти все официальные нацистские здания несут в себе идею: множество малых (окон) в мощной каменной структуре под широкой и массивной крышей. Это содержало в себе достаточно читаемую идеологию государства: один человек мелок, но он — частица великого и мощного здания государства (которое может и задавить своей массивной крышей).
Архитектура жилых домов, наоборот, отличалась простотой и скромностью. Жилые дома, построенные в период Третьего рейха, имеют, как правило, узкие окна (единичные либо парные), гладкие стены (иногда с декоративными панно), островерхие черепичные крыши. Повсеместно строились новые жилые районы с дешёвыми квартирами (например, застройка центральной части города Тауха (город-спутник Лейпцига)).
Как административные, так и жилые здания украшались всевозможными символами нацистской власти — имперскими орлами со свастикой и специфичными скульптурами.
Литература
Данное направление искусства в период нацистской Германии было подвержено большому идеологическому давлению. По приказу Геббельса 10 мая 1933 года на улицах и площадях германских городов пылали костры, в которые нещадно выкидывались произведения выдающихся зарубежных и немецких классиков. В период нацистской власти в Германии получили право на существование всего четыре литературных жанра: фронтовая проза, партийная литература, расовая проза и патриотическая проза. Из-за жёстких идеологических рамок выдающиеся литераторы, как например Томас и Генрих Манны, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Арнольд Цвейг и др., эмигрировали из Германии, а те из писателей, например Гауптман, Фаллада, Келлерман, кто всё же остался на Родине, так и не смогли вписаться в эти рамки.
Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Идея создания музея искусства в Берлине возникла в 1871 году при кайзеровском дворе среди окружения кронпринца и позднее германского императора Фридриха III. Конкретные предложения были представлены Вильгельмом фон Боде. Придворный архитектор Эрнст фон Ине возвёл в период с 1897 по 1904 годы музейное здание для собранной Боде коллекции скульптуры и живописи, начало которой положили кунсткамеры курфюрстов Бранденбургских.Музей открылся 18 октября 1904 года, в день рождения умершего в 1888 году Фридриха III.
Здание в стиле необарокко расположено на северовосточной оконечности Музейного острова на участке размером в 6 000 м², представляющем собой по форме неправильный треугольник. Несмотря на это архитектору удалось создать здание с куполом над входом, производящее впечатление сооружения, имеющего форму абсолютно симметричного и равнобедренного треугольника с закруглённой вершиной. С берегами Шпрее вход в музей соединяют два моста через оба рукава реки. Здание отделано песчаником, квадровый цоколь с окнами и разделённые коринфскими полуколоннами и ризалитами с фронтонами два верхних этажа музея кажутся вырастающими прямо из воды. Аллегорические изображения видов искусств и знаменитых центров искусства на аттиках выполнены скульпторами Августом Фогелем и Вильгельмом Видеманном.
Несколько поперечных корпусов музейного здания образуют пять внутренних дворов. За фойе начинается впечатляющая вереница помещений, образующая центральную ось здания: Большой купольный зал с широко раскинувшимися пролётами лестниц и гальванопластической копией 1904 года конной статуи Великого курфюрста работы Андреаса Шлютера; за ним следует Зал Камеке со статуями, некогда украшавшими крышу возведённой тем же Шлютером и не сохранившейся Виллы Камеке на улице Доротеенштрассе; далее располагается базилика в стиле итальянского Ренессанса с религиозными скульптурами в боковых капеллах — полихромными, покрытыми глазурью терракотами Луки делла Роббиа и алтарём Воскресения Христова из Флоренции; замыкает этот ряд Малый купольный зал с лестницей в стиле рококо и мраморными статуями Фридриха Великого и пяти его генералов. В этой анфиладе представительских залов когда-то проходили торжества, на которые приглашались придворные и меценаты из среды состоятельного бюргерства.
В собственно выставочных залах Боде разместил герметичные, законченные ансамбли из скульптур, картин, предметов мебели и декоративно-прикладного искусства так, как это было принято в частных коллекциях в домах крупной буржуазии. Их дополняют внутренние архитектурные детали: порталы, мраморные арки, кессоновые потолки, камины и алтари, которые Боде приобрёл для нового здания музея в Италии. Декор этих залов по замыслу Боде должен был приближать посетителей музея к атмосфере прошлого. Своими «стилевыми залами», где экспонаты подбирались по историческим периодам, Вильгельм фон Боде следовал музейно-педагогической концепции, которую положил в основу своего музейного здания по соседству — Бранденбургского музея — Людвиг Хофман.
В память о Фридрихе III музей получил название «Музей кайзера Фридриха». Во Вторую мировую войну здание музея сильно пострадало. После войны с 1945 года музей носил название «Музей на Купферграбене». В 1956 году музей был переименован в честь своего зачинателя и первого директора. Здесь располагался Египетский музей и собрание папирусов, Музей первобытной и ранней истории, картинная галерея, Скульптурное собрание и Монетный кабинет.
Здание музея построено в 1910—1930 годах по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана, в первую очередь, для обнаруженного Карлом Хуманом Пергамского алтаря, а также для собрания поздней античной живописи и скульптуры, экспонатов Переднеазиатского музея, включающего произведения хеттского, ассирийского, вавилонского и персидского искусства и Исламского музея (включающего фриз из Мшатты). С 1958 года все эти собрания объединены общим названием «Пергамский музей». В настоящее время экспозиция музея подразделяется на Античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства.
Первое здание Пергамского музея было построено в 1897—1898 годах и было торжественно открыто для доступа публики в 1901 году В световом дворе музея разместились произведения древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.
После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 году все пергамские художественные ценности до возведения нового здания размещались в восточном колонном зале Нового музея.
Второе здание Пергамского музея
Поскольку обнаруженные при раскопках в Вавилоне, Уруке, Ашшуре и Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскоре обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов, связанных с возведением нового здания на том же месте, в 1905 году был назначен новый генеральный директор Королевских (а с 1918 года — Государственных) музеев, а в 1906 году к работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с изменениями в плане от 1927 года здесь же должна была обрести своё место и коллекция исламского искусства.
В 1907 году Альфред Мессель приступил к проектированию монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассическом стиле. После смерти Месселя в 1909 году работы продолжил его близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 году начались строительные работы, которые остановили Первая мировая война, революция 1918 года и инфляция 1922—1923 годов. Лишь к 1930 году строительство музейного здания было закончено, и четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.
Галерея основана в 1861 г. на основе подаренной банкиром Иоганном Генрихом Вагенером (нем. Johann Heinrich Wagener) коллекции из 262 картин. Первоначально собрание разместилось в зданиях Академии искусств. Современное здание в виде римского храма с апсидой было спроектировано в 1865 г. Фридрихом Августом Штюлером по эскизу короля Фридриха Вильгельма IV и построено в 1869—1876 гг. под руководством Генриха Штрака.
Во время Второй мировой войны здание получило значительные повреждения в результате авиационных ударов. Частично галерея возобновила свою работу в 1949 г., а реконструкция продолжалась до 1969 г. В 1998—2001 гг. музей был полностью отреставрирован, появились дополнительные залы на верхнем этаже, куда были помещены экспонаты эпохи романтизма.
В галерее находятся работы в стилях классицизма и романтизма (художники Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Шинкель и Карл Блехен), бидермейера, французского импрессионизма (Эдуар Мане, Клод Моне) и раннего модернизма (Адольф фон Менцель, Макс Либерман, Ловис Коринт).
Среди важнейших экспонатов «Монах у моря» Каспара Давида Фридриха (1808—1809), «Железопрокатный завод» Адольфа фон Менцеля (1875), скульптура «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика» Иоганна Готтфрида Шадова (1795) и др.
До 1845 года назывался Королевский музей (нем. Königliches Museum). Здание музея построено в 1822—1830 годах архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем в неоклассическом стиле для размещения художественной коллекции семьи прусских королей. После реставрации в 1966 году в музее расположена коллекция предметов искусства античности.
В качестве образца для строительства здания музея была выбрана Стоа в Афинах. Ионический ордер служит украшением колонн главного фасада здания, остальные три фасада сложены из кирпича и камня. Здание возвышается над прилегающей территорией, располагаясь на постаменте, что придет ему внушительный вид. Возвышение помогало уберечь здание музея от наводнений, случавшихся на острове. Русло реки Шпрее, омывающей Музейный остров, было изменено архитектором для увеличения пространства при строительстве музея, была проведена необходимая перестройка дорог, мостов и каналов. Первоначально купол здания был построен в форме точной полусферы, образцом для которого послужил купол римского Пантеона. Он был сделан невидимым для внешнего наблюдателя из-за близости к берлинскому кафедральному собору (старое здание).
Берлинский кафедральный собор был возведен в годы правления Вильгельма II. По замыслу, он должен был стать главным протестантским храмом Европы, по аналогии с католическим собором Святого Петра в Риме. Имевшийся на этом месте неоклассический собор Шинкеля показался кайзеру недостаточно монументальным, так что его снесли, расчистив тем самым место для творчества Отто и Юлиуса Рашдорффов, архитекторов нового, псевдоренессансного здания. Берлинский собор в их версии противоречит всем лютеранским стандартам: массивное, с фантастически дорогим убранством сооружение идет вразрез с простотой и сдержанностью, которые проповедуют протестанты. Кайзер, однако, остался доволен.
Изначально богато украшенное здание из силезского гранита достигало вместе с куполом высоты 114 метров. В 1945 году в купол угодила бомба. Здание не снесли и почти 50 лет оно простояло обезглавленным. В 90-х годах была проведена реконструкция серьёзно пострадавшего собора, и теперь он имеет высоту 98 метров. На торжественном открытии 6 июня 1993 г. собор сразил своим пышным внутренним убранством, которое скорее напоминало убранство католической церкви…
Для посетителей открыт также склеп династии Гогенцоллернов, где представлены 70 из 89 сохранившихся захоронений. Среди них — роскошный саркофаг Великого Курфюрста и его жены Доротеи. В крипте находятся захоронения прусских королей и принцев из династии Гогенцоллернов, в том числе — саркофаги Фридриха I и его жены, Софии-Шарлотты, работы Aндреаса Шлютера.
Орган для собора был построен известным немецким органным мастером эпохи романтизма Вильгельмом Зауэром.
Перед Берлинским собором разбит парк Люстгартен, в переводе на русский “Парк желаний”, который на протяжении столетий постоянно менял свой облик. Современный облик парк приобрёл 24 сентября 1999 г., открывшись после реконструкции. Сейчас Люстгартен представляет собой зеленую лужайку с газоном, как и задумывал когда-то Карл Фридрих Шинкель, в центре которой находится фонтан.
Карл Фридрих Шинкель оказал огромное влияние на развитие архитектуры в России в XIX веке. Николай I заказал ему проект дворца в крымской Ореанде. Проект поражал своим великолепием: на одной из скал Шинкель предполагал возвести величественное здание, внешне напоминающие дворцы древней Эллады. Внутренние помещения должны были быть отделаны в стиле помпейских вилл. Богатейшая роспись стен, скульптура из различных видов мрамора в атриуме и галереях, фонтаны, тропическая зелень двориков по замыслу зодчего должны были подчеркивать необычность и роскошь императорской резиденции. Однако проект оказался слишком дорогим и был отклонен.
Оставил свой след великий архитектор и в Санкт-Петербурге. Решетки Аничкового моста в городе на Неве являются копией перил Дворцового моста в Берлине, построенного Шинкелем в 1824 году. Готическая капелла в Александрии (Петергоф) построена по его проекту Менеласом и Шарлеманем.
Берлинский кафедральный собор является местом захоронения многих представителей королевской династии Гогенцоллернов. Все они расположены в крипте собора, однако два наиболее украшенных саркофага находятся по бокам от входа в северную галерею. Слева – саркофаг короля Фридриха I работы Андреаса Шлютера, внизу которого расположена выразительная фигура женщины, в горе обхватившей свою голову руками, символ моральных терзаний, поражающих даже монархов. Справа – саркофаг королевы Софии Шарлотты с еще более выразительной фигурой смерти.
Первый камень в основание этого арсенала был заложен в 1695 году. Строительство одного из самых красивых зданий немецкого барокко в Северной Германии завершилось лишь в 1730 году.
Нарядные фасад украшает множество аллегорических фигур. На главном портале — изображение прусского короля Фридриха I, по приказу которого был построен Цейхгауз. Две богини Победы несут его герб. Надпись, смысл которой должен подчеркнуть разумность применения оружия только для справедливых целей, в частности гласит: «…На страх врагам, во имя охраны своего народа и союзников — Фридрих I». Четыре женские фигуры главного входа символизируют пиротехнику, арифметику, геометрию и механику.
В 1806 году Цейхгауз был разрушен войсками Наполеона. В 1817—1821 годах здание было восстановлено под руководством Шинкеля, а во время Второй мировой войны вновь разрушено.
21 марта 1943 года было запланировано покушение на Гитлера с Герингом, Гиммлером и Кейтелем во время их посещения выставки армейских трофеев в Цейхгаузе. План состоял в том, что начальник разведки группы армий «Центр» полковник Рудольф-Кристоф фон Герсдорфф пожертвует собой, спрятав на себе две мины замедленного действия, чтобы взорвать фюрера и его окружение. Однако Гитлер пробыл на выставке меньше времени, чем ожидалось, и план сорвался[2].
С 1952 по 1990 годы в здании Цейхгауза находился Музей немецкой истории. После воссоединения страны площади были переданы Немецкому историческому музею.
Берлинский Цейхгауз[1] (нем. Zeughaus, произносится «цойгхаус») был построен в качестве арсенала на знаменитом бульваре Унтер-ден-Линден и является его старейшим зданием.
Первый камень в основание этого арсенала был заложен в 1695 году. Строительство одного из самых красивых зданий немецкого барокко в Северной Германии завершилось лишь в 1730 году.
Нарядные фасад украшает множество аллегорических фигур. На главном портале — изображение прусского короля Фридриха I, по приказу которого был построен Цейхгауз. Две богини Победы несут его герб. Надпись, смысл которой должен подчеркнуть разумность применения оружия только для справедливых целей, в частности гласит: «…На страх врагам, во имя охраны своего народа и союзников — Фридрих I». Четыре женские фигуры главного входа символизируют пиротехнику, арифметику, геометрию и механику.
В 1806 году Цейхгауз был разрушен войсками Наполеона. В 1817—1821 годах здание было восстановлено под руководством Шинкеля, а во время Второй мировой войны вновь разрушено.
21 марта 1943 года было запланировано покушение на Гитлера с Герингом, Гиммлером и Кейтелем во время их посещения выставки армейских трофеев в Цейхгаузе. План состоял в том, что начальник разведки группы армий «Центр» полковник Рудольф-Кристоф фон Герсдорфф пожертвует собой, спрятав на себе две мины замедленного действия, чтобы взорвать фюрера и его окружение. Однако Гитлер пробыл на выставке меньше времени, чем ожидалось, и план сорвался[2].
С 1952 по 1990 годы в здании Цейхгауза находился Музей немецкой истории. После воссоединения страны площади были переданы Немецкому историческому музею.
В Культурфоруме находятся:
Новая национальная галерея
Берлинская картинная галерея
Гравюрный кабинет
Музей прикладного искусства
Музей музыкальных инструментов
Библиотека искусств
Берлинская филармония
Зал камерной музыки
Государственная библиотека
Здание музея было построено по проекту и под руководством Людвига Миса ван дер Роэ и считается иконой классического модернизма. Наряду с Берлинской картинной галереей и Музеем декоративно-прикладного искусства Новая национальная галерея является одним из основных музейных учреждений в берлинском «Культурфоруме».
Новая национальная галерея — единственное музейное здание, созданное Людвигом Мисом ван дер Роэ в Германии после Второй мировой войны. Строительство музея было поручено именитому немецкому архитектору в 1962 году, когда Мису ван дер Роэ уже исполнилось 76 лет. Строительство было завершено в 1968 году за год до смерти архитектора. Новая национальная галерея — первый музей, открывший свои двери в заново отстроенном «Культурфоруме» в берлинском Тиргартене. В непосредственной близости от неё расположены Государственная библиотека, созданная по проекту Ганса Шаруна, и здание Берлинской филармонии.
В проекте здания Новой национальной галереи Мис ван дер Роэ реализовал свою идею «универсального пространства». На гранитной террасе площадью 105 x 11 м, выровнявшей лёгкую покатость берега Ландверского канала, установлен квадратной формы павильон из стали. Длина каждой из сторон квадратной кровли, доминирующей над всей постройкой, составляет 64,8 м, а стеклянные стены главного зала отодвинуты на 7,2 м вглубь здания. С каждой стороны кровля удерживается двумя стальными колоннами, за счёт этого главный зал выглядит единым огромным помещением, которое структурировано лишь двумя свободно стоящими колоннами и несколькими лестницами, ведущими в подвальный этаж. В главном зале проводятся сменные выставки. В подвальном этаже находятся залы постоянных экспозиций. С западной стороны к ним примыкает открытый сад со скульптурами.
Здание с успехом используется для проведения выставок благодаря необычному делению пространства в подвальном этаже и монументальному главному залу.
С 1998 г. Берлинская картинная галерея размещается в специально построенном для неё здании в Культурфоруме. В проект нового музейного здания, выполненный архитекторами Хайнцем Хильмером, Христофом Заттлером и Томасом Альбрехтом, была включена вилла издателя Пауля Парея. Северный фасад прямоугольного здания слегка выдвинут вперёд. Плотно собранные терракотовые пластины и облицованный рустикой цоколь фасада навеяны итальянским Ренессансом и прусским классицизмом. В центре здания находится главное фойе с двумя рядами колонн, плоским сводом и 32 стеклянными куполами, украшенный фонтаном «Серия 5-7-9» американского художника-концептуалиста Уолтера Де Марии. Фойе окружают подковой 72 выставочных зала и кабинета на двух этажах, освещаемые естественным верхним светом. Их общая площадь составляет 7000 кв. м., посетители проходят по залам музея около двух километров, площадь стен, на которых размещаются около 900 полотен, составляет 1800 погонных метров. Ещё 400 картин демонстрируются в двенадцати залах «Эскизной галереи» на цокольном этаже здания. Для придания художественной целостности 150 картин из собрания Берлинской картинной галереи были переданы в экспозицию Скульптурного собрания и Музея византийского искусства в открывшемся в 2006 г. после реконструкции Музее Боде.
Решение о строительстве здания для картинной галереи было принято в 1986 г. и по первоначальному плану было предназначено для размещения коллекции картин из Берлина-Далема. В 1991 г. после объединения собраний живописи из Далема в Западном Берлине и Музейного острова в Восточном Берлине стало очевидным, что выставочных площадей в спроектированном здании недостаточно для того, чтобы достойно представить увеличившиеся вдвое музейные фонды. Однако здание было всё-таки возведено по имевшемуся проекту: нужно было как можно скорее провести объединение коллекций, сэкономить время и деньги на новый архитектурный проект и освоить уже утверждённый бюджет. Чтобы как можно подробнее представить объединённую коллекцию, по примеру Лондонской Национальной галереи было принято решение разместить в цокольном этаже не реставрационные мастерские, как планировалось изначально, а «Эскизную галерею», в которой будут работать сменные выставки, знакомящие с другими известными экспонатами музея.
Коллекция
В картинной галерее в настоящее время хранится более 3500 картин (из них 2900 из собственных фондов) и 3000 оригинальных картинных рам, разбитых в настоящее время на десять отделов:
Немецкая живопись XIII—XVI вв.
Немецкая живопись XVII—XVIII вв.
Нидерландская живопись XIV—XVI вв.
Фламандская живопись XVII в.
Нидерландская живопись XVII в.
Итальянская живопись XIII—XVI вв.
Итальянская живопись XVII—XVIII вв.
Испанская живопись XV—XVIII вв.
Французская живопись XV—XVIII вв.
Английская живопись XVIII в.
В фондах музея хранятся более 500 тысяч гравюр и около 110 тысяч других произведений (рисунков, пастелей и акварелей). Гравюрный кабинет располагается в Культурфоруме недалеко от Потсдамской площади в районе Тиргартен.
Гравюрный кабинет был основан в 1831 году на основе художественной коллекции из 2 500 рисунков и акварелей, приобретённой курфюрстом Фридрихом Вильгельмом в 1652 году и хранившегося в придворной библиотеке. Коллекция увеличилась в XIX веке за счёт приобретения крупных частных коллекций, например, коллекции генерал-почтмейстера Карла Фердинанда Фридриха фон Наглера в 1835 году, включавшей более 50 тысяч произведений, преимущественно печатной графики XV—XVII веков, а также рисунков Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда и других старых немецких мастеров. В последующие десятилетия коллекция пополнилась другими ценными экспонатами, в том числе, иллюстрациями Сандро Ботичелли к «Божественной комедии» Данте.
Длительное время рисунки немецких художников XIX и XX веков (в частности, 6 тысяч листов графики Адольфа Менцеля) собирала Национальная галерея. В 1986 году эта коллекция была передана в Гравюрный кабинет. После Второй мировой войны коллекция Гравюрного кабинета была дополнена экспрессионистскими работами, которые во времена Третьего рейха были объявлены «дегенеративным искусством». В 1994 году новое здание Гравюрного кабинета открылось в Культурфоруме, в котором объединились разделённые Берлинской стеной западная и восточная графические коллекции.
Коллекция
Ядро коллекции образует рисунки и печатная графика, охватывающая период от Средневековья до современности. В Гравюрном кабинете также представлены средневековые и ренессансные иллюминированные рукописи, географические карты, эскизы и гравюрные доски. Фонды Гравюрного кабинета располагают в большом количестве графическими произведениями итальянских, немецких и голландских художников (Андреа Мантенья, Ботичелли, Дюрер, Альтдорфер, Грюневальд, Босх, Питер Брейгель, Рембрандт, Тьеполо), и работами XIX века (Ходовецкий, Фридрих, Шинкель, Менцель). Кроме этого важное место в экспозиции Гравюрного кабинета занимают классический модернизм (Мунк, Кирхнер, Пикассо), поп-арт (Гамильтон, Уорхол, Джонс, Стелла) концептуального искусства и минимализма.
Идеи и планы по созданию этого мемориального комплекса появились ещё в 1988. Сама идея возведения мемориала принадлежит берлинской публицистке Лее Рош, которая организовала в 1989 году специальный фонд строительства «Памятника убитым евреям Европы». Проект получил поддержку ряда известных лиц, включая бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта[1].
Мемориал построен по проекту деконструктивиста Питера Айзенмана. Строительство началось 30 октября 2001 года. Мемориал был открыт в 2005 году.
Мемориал, расположен в центре Берлина, между Бранденбургскими воротами и элементами бункера бывшего руководства нацистской Германии. Представляет собой огромное поле из более чем 2 700 серых плит.
За год с момента открытия, мемориал посетили около трёх с половиной миллионов человек.
Еврейский Музей Берлина (Jewish Museum Berlin) — наиболее обсуждаемый музей Берлина, который находится в одном из самых примечательных зданий всего города. Его автор – Даниэл Любескинд. Некоторым посетителям здание напоминает разрушенную звезду Давида.
Внутреннее пространство сделано таким образом, чтобы заставить посетителя почувствовать себя встревоженным и дизориентированным, подражая ощущениям тех, кого изгнали. По мере прохождения по залам, достигая выставки, свидетельствующей о Третьем Рейхе, стены и потолок смыкаются, заставляя посетителей чувствовать тесноту.
Выставка сосредоточена на трех основных темах: иудаизм и жизнь евреев, непоправимые последствия холокоста и послевоенная жизнь евреев в Германии.
Корни музея уходят к 1933 году, когда был открыт первый музей, посвященный еврейской культуре. Однако с приходом Гитлера к власти, музей был закрыт в 1938 году, а все произведения конфискованы.
Здание построено по проекту франкфуртского архитектора Пауля Валлота в стиле итальянского высокого Возрождения. Первый камень в основание здания германского парламента заложил 9 июня 1884 года кайзер Вильгельм I. Строительство продолжалось десять лет и завершилось уже при кайзере Вильгельме II.