Собор Святого Петра — католический собор Ватикана. Общая высота собора — 136 метров. Когда-то на его месте располагались сады цирка Нерона. Первая базилика была построена в 324 году в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. В XV веке базилика, простоявшая одиннадцать столетий, грозила обрушиться. Кардинально решил вопрос Юлий II, приказавший построить огромный новый собор, который должен был затмить все языческие храмы и христианские церкви.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 году был утверждён проект архитектора Донато Браманте. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, затем Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло. Наконец, в 1546 году руководство работами было поручено Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство, возведя над ним барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 год).
В начале XVII века по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть и возвел фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом и утратил своё доминирующее значение на соборной площади. Весь пятикупольный силуэт собора воспринимается только издали, определяя потрясающий художественный образ Рима.
Бернини, Лоренцо Джованни — знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, крупнейший представитель и творец нового светского стиля — Барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором культурного переворота в искусстве. Долгое время он подвергался преследованиям со стороны приверженцев «академической» рутины, которым казалось, что внесенные Бернини отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве.
Бернини стал достойным «соавтором» Микеланджело в грандиозном ансамбле площади Св. Петра (1657—1663). Надо было слить всё в единую композицию, превратить окружающее пространство в сцену для церемониальных торжеств, а главное — произвести на людей незабываемое впечатление. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в 280 метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси — два фонтана. Колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям» охватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда, следуя через вестибюль и продольные нефы, движение завершается у алтаря.
В 1624 году Бернини поручили уникальную работу — сооружение так называемого балдахина в средокрестии собора Св.Петра. Этому монументальному алтарю предстояло символизировать догматы католицизма — идею искупления, града земного и града небесного, напоминать об отцах церкви, утверждать папскую власть. Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники считали чрезмерной. Но мастер угадал точно — алтарь виден из дальнего конца главного нефа.
Он влечёт к себе, растёт на глазах, бронзовые стволы, поддерживающие перекрытия, летят вверх, извиваясь и перекручиваясь, словно живые существа.
Вблизи же он обретет иной масштаб, идеально соразмерный с немыслимой высотой купола Микеланджело. И здесь Бернини стал «соавтором» великого Микеланджело.
Бернини очень рано проявил большой скульптурный талант. Его первая работа — мраморная голова ребенка — относится к 1608 году. Со временем, стремясь сделать любимый свой мрамор «податливым как воск» (по его собственным словам), мастер добивается иллюзии лишь ему свойственной подвижности, текучести камня.
В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы». Эта сцена представлена как театральное зрелище. Бернини будто лепит из мрамора, такими мягкими и легкими становятся формы.
Мистический экстаз святой Терезы выражен каскадом ее одежд, также как ангельский огонь выражен путаницей туники юного ангела. В этой знаменитой мистически-эротической группе Бернини достигает предела скульптуры, кажется, еще чуть-чуть и пластика станет живописью.
Св. Тереза — не вымышленный персонаж, а реальная испанская монахиня и писательница, жившая в XVI веке и считавшаяся покровительницей Испании. При жизни Терезы инквизиция преследовала ее, но после смерти она была причислена к лику святых. Свои вдохновенные проповеди и наставления св. Тереза облекала в форму писем.
Эти письма отличаются тонким умом и изяществом слога и занимают одно из первых мест в эпистолярной литературе Испании. В одном из писем св. Тереза рассказала о том, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку».
Художники, работавшие в Риме, могли видеть изображения Медузы на древнегреческих амфорах. Им был известен образ, в котором преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, справедливо обезглавленной героем Персеем.
После од римского поэта Пиндара образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, соответственно, интерес к сцене обезглавливания упал. Стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти. Медуза стала жертвой — красивой и трогательной в своей гибели.
У Бернини она еще жива. Меч Персея еще не отсек ее голову. Но, она — уже великомученица, терпелива переносящая незаслуженно ниспосланное ей наказание. Лицо Медузы осталось таким же прекрасным, каким оно было до появления на ее голове «парика» в виде змей шипящих.
Меня потрясает и другое: насколько верен художник своей творческой задаче. Создавая даже подобный образ, он запечатлевает «сладостную муку», вызванную сменой того, что было, тем, что стало. О том, что еще будет, Медуза не думает: сосредоточена на сейчас текущем мгновении, сейчас переживаемом ею состоянии.
Берниниева Медуза не выдерживает сравнения с другими толкователями ее переживаний? Еще как выдерживает, ведь ее голова — шедевр «плотской мистики» Берниниева барокко.
Бернини, кажется мне, не ищет сути образа, не стремится постичь нравственной проблемы, в нем заключенной. Он сосредоточен на решении эстетической задачи — соотношения Прекрасного и Безобразного.
Прекрасно лицо, безобразны змеи, столь подвижные, что могут укусить зазевавшегося зрителя. Контраст между тем и другим, делает открытие Бернини, вызывает тот драматический эффект притяжения, при котором невозможно оторвать взгляда от столь необычного зрелища.
А если Медуза посмотрит прямо в лицо? Со зрителем не произойдет ничего. У Медузы, почувствовавшей сострадание, задрожат губки и она горестно заплачет. Или не заплачет, потому что побоится испортить свою красоту гримасой плача.
При всей живописной риторике в произведениях Бернини последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигшего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини — оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа с фигурой св. Людовики Альбертини на смертном одре.
Живые складки облачения святой, покров над саркофагом — все кажется не мрамором, а тканями — белой и золотой. Как ни странно, но уход святой в мир иной и здесь представлен как чувственно-эротическое переживание, то есть в духе «плотской мистики» Берниниева барокко.
Умирание — то же экстатическое переживание:
и оно — «сладостная мука», что обещает слияние с Богом.
Тридцать лет — немалый срок, можно изжить тему, войти в творческий коллапс. Ничего подобного не происходит. Мастер словно загипнотизирован своими возможностями преображать природу материала, природу скульптуры. В этом смысле Бернини — несомненный гений.