Полное имя, данное художнику при рождении, по испанскому обычаю включает имена почитаемых святых и родственников. Пишется оно так: Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Мáртир Патри́сио Руи́с иПика́ссо. Как видите, от всего обилия подпись сохраняет лишь фамилию матери, как наиболее оригинально звучащую. Ударение можно ставить на второй (по-испански) или последний (по-французски) слог.
В 1942 году Поль Эллюар провел анализ почерка Пикассо. В своем заключении о его характере он написал и такую фразу: «Любит страстно и интенсивно и убивает то, что любит».
История жизни Пикассо — это великолепная сага, полная романтических переживаний, попыток и экспериментов, страхов и побед. Он познал тяготы бедности и безвестности, выдержал испытание мировой славой и богатством, пережил ужасы войны и смог насладиться мирной жизнью в средиземноморской Франции. Прекрасные женщины вдохновляли его своей любовью, а он дарил им бессмертие на своих полотнах и в скульптурах.
На протяжении почти целого века он видел, как преображается мир вокруг него. Пикассо и сам смог повлиять на течение истории, и одновременно менялся вместе с миром. Уроженец свободолюбивой Испании и признанный король богемного Парижа, он — образец многогранного таланта и фантастической работоспособности. Он безустанно пробовал разные стили и формы, искал новые цветовые решения, использовал необычные материалы.
По мере того, как менялось его мироощущение, художник переходил от «голубого» периода к «розовому», а во время сильных душевных потрясений картины мастера становились черно-белыми. Когда краски и карандаш показались обыденными, Пикассо стал рисовать светом, а когда образам стало тесно на холсте — они возродились в скульптуре и многочисленных керамических изделиях.
Тайна его гения будоражит умы исследователей
и сейчас. Надежды разгадать загадку полностью нет.
Подобной задачи я не ставлю — хочу совершить другое:
лишь приблизиться к самой неразрешимой теме —
ЧТО ЕМУ СКАЗАЛ МИНОТАВР…
Пикассо — девичья фамилия матери, которую взял Пабло, поскольку фамилия отца казалась ему слишком обыденной, к тому же отец — Хосе Руис — сам был художником.
Уже будучи взрослым и посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал: «В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они».
Пикассо всегда отличался тщеславием,
правда, было на чем этому свойству
возникнуть и возрастать.
Пабло рано проявил талант к рисованию. Уже с 7 лет его отец — художник поручал ему дописывать лапки голубей на своих картинах. Но однажды, доверив 13-нему Пабло дописать довольно большой натюрморт, он был настолько поражен техникой сына, что, по легенде, сам бросил заниматься живописью.
Интересно, кто сочиняет семейные легенды?
Пикассо с детства был страстным поклонником корриды. Еще ребенком в Малаге отец впервые привел его посмотреть бои быков. Ребенок ревел до тех пор, пока тореадор не взял его на колени и не позволил мальчику потрогать свой яркий цветной костюм.
Первая дошедшая до наших дней картина маслом
была написана Пикассо в 8-летнем возрасте
и изображала пикадора на арене.
Портретов Лолы — сестры художника — будет множество и, пожалуй, только на этом она похожа на саму себя. Все остальные портреты станут представлением Пикассо о своей модели, меняющейся по дуновению его настроения. Позже Лола исчезнет из его живописных работ совсем.
«Конечно же, мой дед Пабло Пикассо — великий художник. Но ради искусства он забывал о своих близких». Марина Пикассо.
«Если при мне говорят о гениальности Пикассо,
мне так и хочется ответить: «Да, он был гений.
Но — гений зла»». Марина Пикассо.
Картина «Первое причастие» была создана 15-летним Пикассо по совету отца для Выставки изящных искусств в Барселоне в 1896 году. В это время Пабло учился в Школе изящных искусств Ла-Лонха.
Один из его преподавателей Гарнело Альда (1866–1944), весьма успешный испанский художник, специализировался на живописи «высокого» академического исторического жанра, что предполагало в том числе создание картин и на религиозно-мифологические сюжеты. В его мастерской было собрано множество необходимых для подобной работы предметов: церковные одеяния, потиры, подсвечники, своеобразные «декорации», имитирующие алтарь, церковную паперть. Так как Гарнело Альда являлся коллегой отца Пикассо дона Хосе Руиса, юному художнику было позволено воспользоваться этой студией.
Картина «Первое причастие» не была отмечена премией на выставке, ее никто не купил, но тем не менее Пабло получил заказ от женского монастыря в Барселоне на несколько картин религиозного содержания. К сожалению, эти работы погибли во время антимилитаристского и антиклерикального восстания в Каталонии в июле 1909 года. В этот период было сожжено около 50 церквей и монастырей, в том числе и обитель, где хранились картины Пикассо.
Пикассо никогда не был набожным, религиозным человеком (по крайней мере, в традиционном понимании этого слова). Тем не менее, в его ученических рисунках 1895–1896 годов довольно много сюжетов из жизни Иисуса (трапеза в Эммаусе, Тайная вечеря, Распятие и т.д.), Благовещение, немало изображений святых – св. Себастьяна, св. Петра, св. Антония Падуанского.
Столь активного и амбициозного молодого художника не могли не интересовать средства выразительности и иконографические схемы, которыми пользовались великие мастера прошлого: эта своеобразная «пища» для его личного творческого роста, перевариваясь практически до неузнаваемости, постепенно формировала художническую индивидуальность Пикассо.
Много лет спустя автор многих статей и книг о мастере Пьер Дэкс, знавший Пикассо более четверти века, спросил его, не сожалеет ли он о том, что писал картины, подобные «Первому причастию», «Знанию и милосердию». И Пикассо ответил ему: «Не заблуждайся, для меня тогда это было очень важно».
Пикассо, чтобы создать свое, использовал все,
что могло помочь ему расти, но расти свободно.
В этих учебных работах нет Пикассо. Есть ученик, блистательно выполняющий задание. Можно сказать и так: «рисующий как Рафаэль», имея в виду под сказанным шаблонное выражение — рисующий красиво красивую форму. Что дальше? Академическая живопись, определенная эстетическими канонами и техниками? Но мир и собственная душа требуют другого?!
Значит, созидай новое, старое разрушая, —
так можно сказать в ожидании Пикассо…
Отец Пикассо совместно с его дядей решили послать Пабло в Мадридскую академию «Сан Фернандо», считавшуюся на тот момент самой передовой Школой искусств во всей Испании. Так, Пабло в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид и был принят за выдающиеся способности в самое престижное учебное заведение страны!.
Академия была основана 12 апреля 1752 года королём Испании Фердинандом VI и первоначально называлась «Королевская академия трёх благородных искусств имени святого Фердинанда». В число этих трёх «благородных искусств» тогда входили живопись, скульптура и архитектура.
Нынешнее название академия носит с 1873 года, после того, как в ней отдельным факультетом стала преподаваться музыка. В 1987 году к ней добавились такие отделения, как фотография, видеоискусство, кинематография и телевидение.
В музее академии выставлено богатое собрание испанской и западноевропеской живописи XVI—XX веков. в том числе работы Рубенса, Корреджо, Беллини, Сурбарана, Мурильо, Гойи, Х.Гриса и др.
Обучение было традиционным для всех Академий без исключений… Копирование гипсов (антиков) — орнаментов, барельефов, горельефов, архитектурных деталей, голов, торсов, фигур; рисование интерьеров, натюрмортов, пейзажей, обнаженной натуры, портретов, выполнение композиций по все нарастающей сложности…
Через ремесло отрабатывался эстетический вкус
и понимание античности, как классической системы —
единственно достойной подражания…
Пикассо сам определял свою жизнь.
Занятия продлились меньше года: Пабло предпочел
копированию мертвых гипсов изучение работ
Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, Эль Греко…
А затем оставил Академию, отбыв в Париж.
Во время обучения в Мадриде Пикассо совершил свое первое турне в Париж — признанную тогда европейскую столицу искусств. Там он в течение нескольких месяцев посетил все без исключения музеи, изучая живопись великих мастеров: Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван-Гога, Гогена и многих других. Также он увлекался искусством финикийцев и египтян, готической скульптурой, японской гравюрой. Пабло интересовало абсолютно все.
Тогда же, в первые годы жизни в Париже он познакомился с коллекционером и торговцем живописью Амбруазом Волларом, поэтами Максом Жакобом и Гийомом Аполлинером и многими другими. Он вновь посещал в Париж в 1901 и в 1902 году и уже окончательно перебрался туда к 1904 году.
Нет, Лола за прошедшее время не изменилась — братец на картине ее изменил. Думаю, еще и потому что любит не только менять техники, но и маскарад. Маска — и ты страстная Кармен…
Ученые раскрыли тайну красок Пикассо. Как оказалось, он использовал обычные малярные краски. На протяжении многих лет исследователи пытались понять, почему краски на картинах этого художника так отличаются от красок его современников. Многие догадывались, что Пикассо использовал обычную краску, однако убедительных доказательств этому не было. На картинах художника отсутствовали мазки от кисти, которые обычно остаются при использовании художественных масляных красок. В то же время на его глянцевых работах были заметны случайные капли краски.
Сравнив образцы старой краски, купленной через сайт e-Bay, с краской на картине Пикассо «Женщина в красном кресле», специалисты пришли к выводу, что художник использовал краску для дома Ripolin. Рентгеновский анализ показал, что в использовавшихся в то время художественных красках и белой краске Ripolin применялся оксид цинка. Однако в художественных красках использовались и другие пигменты, тогда как Ripolin состоял почти полностью из оксида цинка.
Коррида — крайне неоднозначное явление. Испанская забава понимается людьми в различных концах света по-разному. Кто-то считает это кровавым и жестоким убийством ни в чём неповинных быков, другие считают это великой испанской традицией, которую нельзя прерывать. Во всяком случае, даже, несмотря на то, что коррида собирает для страны с туристов по несколько миллионов долларов в год, в некоторых городах она подверглась запрету и теперь быки выращиваются только на мясо.
Происхождение корриды относят к бронзовому веку. Изначально это было ритуальное убийство быка, которое потом переросло в некое состязание, проводившееся с целью доказать преимущество человека перед диким животным.
В этом состязании, которое с натяжкой можно отнести к спортивному, очень много правил и обычаев. Быки бывают различных типов и каст, в основном используют специально выращенных, близких по генотипу к турам. В результате красивых танцев с красной тряпкой, пикадор, матадор или тореадор должны заколоть быка. Бывает и наоборот — победу одерживает бык, оказавшись более проворным, чем человек.
КОРРИДА — УБИЙСТВО,
СОВЕРШАЕМОЕ ПО ПРАВИЛАМ КРАСОТЫ..
Корриду описывали и воспевали многие поэты и писатели, среди них и Эрнест Хэмингуэй, в своих картинах битву человека и быка запечатлели Пикассо, Сальвадор Дали и другие не менее именитые художники.