Тема была исчерпана, когда я поняла… Он не поддался наваждению АДА и не погрузил себя и нас в мрачное предощущение конца человеческой истории. Ян ван Эйк показал ВОЗВРАЩЕННЫЙ ЗЕМНОЙ РАЙ, пронизанный созидательными силами человека, который приводит в гармоническое единство Божественные и человеческие начала, творя Красоту во всем — от Великого до малого.
Чтобы убедить людей в верности..
Сюжет картины таков… В 1224 году Франциск отправился с ближайшими товарищами на высокую вершину Алверно, в верховьях Арно. Здесь в утро Воздвижения Св. Креста он имел видение, после которого на его руках и ногах, по преданию, остались стигматы, то есть изображения головок и концов гвоздей распятого Христа.
Франциск постиг подлинный смысл Страстей Господних?!
Ему увиделось искупление грехов человеческих
в каком-то особом смысле — не явленном простым смертным?!
Герой его картины — св. Франциск, отказавшись от своего богатства, возвел ИДЕЮ БЕДНОСТИ в положительный, жизненный идеал следования примеру бедного Христа. Франциск преобразил и само назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрекшись внутренне от мира, ОСТАЕТСЯ В МИРЕ, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.
Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство СОСТРАДАНИЯ. Это чувство не привело его к мировой скорби. Сострадание преобразилось в нём в любвеобильное сочувствие, охватывавшее всю природу, одушевлённую и неодушевлённую.
Франциск до конца своей жизни сохранил БРАТСКУЮ ЛЮБОВЬ КО ВСЯКОЙ ТВАРИ. Он кормил зимой пчёл мёдом и вином, поднимал с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупал ягнёнка, которого вели на бойню, освобождал зайчонка, попавшегося в капкан, обращался с наставлениями к птицам в поле…
Работая на Гентским алтарем,
ван Эйк разделял убеждения св. Франциска?
И ему была близка ИДЕЯ БЕДНОСТИ,
противопоставленная церковному СТЯЖАТЕЛЬСТВУ?
И он считал ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА безответственностью?
И он ощущял БРАТСКУЮ ЛЮБОВЬ КО ВСЯКОЙ ТВАРИ?
Если так, наша трактовка его ВИДЕНИЯ РАЯ
достаточно основательна…
Стигма́ты (греч. στίγματος, «знаки, метки , язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны распятого Христа.
Св. Иероним (342 — 420) — один из четырех самых образованных отцов Церкви. Он изучал философию в Риме, внес исправления в латинский вариант Нового Завета, переработал и перевел Ветхий Завет. Этот перевод известен с XIII века под названием Вульгаты (общедоступной Библии). В Риме он был возведен в сан священника, но из-за своего острого языка нажил себе много врагов и вынужден был уехать.
Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал, совершил паломничество в Святую Землю. Позже удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где предался подвигам аскетизма. Здесь он изучал еврейский язык и спутниками себе имел, по его собственным словам, «лишь скорпионов и диких зверей».
Существует легенда о том, что однажды к Св. Иерониму пришел хромой лев. Сохраняя полное спокойствие, он обследовал больную лапу льва и вытащил из нее глубоко вонзившуюся занозу. Лев, выражая свою признательность этому святому, стал его постоянным спутником.
По-видимому, ван Эйк читал труды Св. Иеронима, будучи высоко образованным человеком. На картинах художника встречаются надписи на французском, латинском, греческом, фламандском и на иврите. Знание языков, символика, образы и содержание картин, показывают в нем человека с пытливым, острым умом, которому нужен хороший собеседник.
Похоже, собеседник этот — перед нами…
Нельзя написать «портрета» Христа. Можно лишь создать его образ, как и бога Саваофа. Не будем придираться к словам — важнее другое…
БОГ-СЫН похож на БОГА-ОТЦА.
И он милостив?!
Тогда кто же творил Страшный суд, несмотря на увещевания
Богоматери и Иоанна Крестителя удержать гнев свой?!
Господи, ну зачем меня ван Эйк
заставляет задавать такие мучительные вопросы?
Потому что сам же на них и отвечает?..
Ян ван Эйк. «Распятие и Последний Суд». Диптих. 1420—1425.
Городской музей искусств, Нью-Йорк
Это — диптих: двустворчатый складень достаточно большого, в сравнении с другими работами ван Эйка, размера — 56.5 x 19.5 см (каждая створка). Какими были наружные створки диптиха, неизвестно или я не нашла сведений.
Картины начали писаться за два года до Гентского алтаря и еще три года работы велись параллельно. Если помните, это было время разработки концепции и структуры алтаря при участии обоих братьев (Губерт умер в 1426 году). Я бы подписала эту работу двумя именами — Губерта и Яна ван Эйков, тем более, что стиль многокрасочной ювелирной живописи, свойственный Яну, здесь еще не представлен в должной полноте.
В то же время, сказать, что решение обеих тем традиционно для Северного Ренессанса тоже нельзя, потому что Северного Ренессанса, как такового, еще нет. Но, об этом чуть позже.
Сейчас о другом: по композиции обе картины трехчастны.
Укрупняю части и начинаем рассматривать подробнее…
Привожу описание по Евангелию от Иоанна…
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».
Евангелист Марк дополняет описание… «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста».
Евангелист Лука дает несколько мное дополнение… «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».
Как видим, расхождений между написанным
и изображенным нет: все верно.
Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых.Они приготовляли питие, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.
Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают».
При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!
Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! вот, сын Твой». Потом говорит Иоанну: «вот, Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.
Богословская трактовка понятий… На греческом языке АПОКАЛИПСИС означает Откровение. Так называется книга св. Иоанна Богослова, завершающая Новый Завет, где таинственно приоткрываются грядущие судьбы человечества. Это слово говорит о том, что знание о конце человеческой истории — не простое человеческое знание, а знание, открываемое Богом, неотъемлемая часть Его промысла о людях и предвидения грядущих судеб человеческой истории.
На картине изображено… «Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним» восседает «на величественном престоле Своем». Два Ангела в белом и черном одеяниях держат за ним Крест Распятия с унижающей достоинство Иисуса Христа надписью. Еще два Ангела держат Орудия Страстей Господних — копье, которым проткнули его тело, палку с губкой с уксусом, терновый венец, розги. На теле Иисуса видны следы от ран в подреберье, на ладонях и стопах, возникших от того, что его к кресту прибивали гвоздями. Раны горят — полыхают пламенем. Это наполняет его сердце гневом? Судя по бесстрастному выражению лица, Бог-Сын исполняет Должное.
К нему с просьбами сменить гнев на милость обращаются Богоматерь и Иоанн Креститель. Над головами всех троих — нимбы: символы святости и величественности. Девять Ангелов трубят, возвещая о начале Последнего суда (по названию картины).
Этим, пожалуй, исчерпано содержание происходящего
на Высшем уровне Суда, где действует сам Сын человеческий.
Заседание церковного Суда проходит под руководством двух Ангелов. В нем принимают участие Двенадцать апостолов, восседающих на скамьях, как в церковных хорах. Приглашены на Суд Святые жены великомученницы и высшие иерархи церкви. За ними справа стоят миряне, по-видимому, претендующие на признание, что их жизнь была прожита праведно. Слева — виднеется толпа обнаженных в неблагонадежности своей грешников, по-моему, возглавляемая Евой и Адамом.
Решения Суда вершит архангел Михаил
в рыцарском облачении с диадемой святости на главе.
О страшном суде Своем говорит сам Иисус Христос:
«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах
услышат глас Сына Божия и изыдут
творившие добро в воскресение жизни,
а делающие зло в воскресение осуждения».
Так все и происходит на среднем уровне картины:
земля и море отдают мертвых на Суд Божий…
Говорят, похоже на видения Босха. Похоже, особенно. если учесть, что Босх будет писать эти видения через век после ван Эйков.
Здесь, по-моему, изложена концепция АДА,
что станет развиваться в последующем мировом искусстве.
Концепция заключается в том, что души и тела грешников
отдаются в АДУ на растерзание собственным грехам,
оживающим, превращаясь в невиданных на земле чудищ.
Я не буду разглядывать деталей АДА — не могу, отмечу лишь, что подобные видения могли возникнуть лишь в пору действия «Святой инквизиции». Инквизиция жгла еретиков, обвиняя их в чудовищных преступлениях. Эти-то чудовища и стали воплощаться в произведениях художников, наделенных обостренно развитым воображением.
Марк Туллий Цицерон в своих сочинениях называл распятие самой ужасной из всех казней, придуманных людьми. Во время распятия тело человека повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки подняты выше уровня плеч и человек висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. Из-за этого напряжения кровь приливает к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы постепенно деревенеют и сдавливают грудную клетку. Они не дают расширяться диафрагме, поэтому человек не может набрать в лёгкие воздуха и начинает задыхаться.
Такая казнь могла длиться сутки и более. В большинстве случаев осуждённых просто привязывали, а иногда прибивали к кресту. Кованые гранёные гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем, и в ноги. В Евангелии сказано, что страдания Христа продолжались около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко перебивали распятому голени мечом. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Иисусу голени не перебили.
Говорят, до ван Эйка никто не мог нарисовать РАЯ.
Стоит сказать, что до него никто не мог нарисовать и АДА,
как явления фантастично-реалистичного. РЕАЛИСТИЧНОГО!
Обратимся за подтверждением к трем именам
нидерландской школы живописи…