Европейский модерн: Брюссель: Виктор Орта

Герман Обрист. Вышивка на портьере золотым шелком по шерсти. Авторское название композиции - "Альпийские фиалки", общепризнанное - "Удар бича". 1895
Герман Обрист. Вышивка на портьере золотым шелком по шерсти. Авторское название композиции — «Альпийские фиалки», общепризнанное — «Удар бича». 1895

Предлагаю Новое движение в целом называть Модерном. В дословном переводе это означает Современный — противопоставляющий себя изжившему Старому: Большим стилям, Историческим стилизациям, Эклектике.

Ситуация в Истории архитектуры в пору Рождения Модерна такова… Промышленность достигает своего полного развития. Растет волна бурной строительной деятельности. Созревает эпоха больших перемен, но… Эклектика подавляет всякую творческую энергию.

Среди архитекторов раздаются голоса, осуждающие господствующую архитектуру как «поддельную, подражательную, ложную». Х. П. Берлаге пишет: «Наши отцы и деды также, как и мы, жили и живут в самом отвратительном окружении, чем это было когда-либо до сих пор… Ложь является правилом, правда — исключением».

Неприязнь к Эклектике с поразительной неожиданностью приводит к взрыву. Честолюбие архитекторов просыпается, принеся с собой мужество и силы, позволяющие противостоять Старому в поиске Нового.

Выразила это состояние профессиональных умов знаменитая вышивка Германа Обриста на портьере. Первоначально работа называлась «Альпийские фиалки». Когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с «яростными изгибами обрушивающегося бича», родился термин «Удар бича», свидетельствующий о возникновении Нового движения и его фирменного стиля.

Винсент ван Гог. Звездная ночь. 1889

Открываем первую страницу в истории Модерна…

Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893
Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893

Для параллели Старого с Новым, его якобы отвергающим, повторяю описание Домов Гильдии: причудливая резьба, бесчисленные колонки, гирлянды и изваяния украшают фасады с фантастическими фронтонами. В перевернувшем архитектурный мир особняке все проще, строже, менее декоративно, по сути — тот же напор фантазии…

Эрекер — навес над входом. Эркер — балкон для верхнего этажа. Эркера нет: то стена стала криволинейной поверхностью, что все должное за него исполняет.

Горизонтальная линия многократно повторена. Зачем? Чтобы придать материальную основательность стене? Не думаю… Чтобы противопоставить горизонталям вертикальную ось внутреннего пространства, активно заявляющего о себе с помощью окон-витражей.

Витражная конструкция выполнена из чугуна. Импосты превращены в чугунные колонны с подобием капителей. Внутри дома — тот же чугунный арочно-колонный каркас. Есть базы, есть капители и ничего этого на самом деле нет. Стебли фантастических растений в пучки собираются, тянутся вверх, прорастают завитками, из которых истекают новые стебли, арки оплетающие.

Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893
Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893

Перед вами — несомненный Модерн, что отказался от прямых линий и углов, отдав предпочтение изогнутым линиям природных форм.

«Линия — это сила, действующая подобно всем элементарным силам; несколько связанных между собой, но отталкивающихся друг от друга линий оказывают такое же действие, как несколько противоположных элементарных сил. Эта истина — решающая, она является фундаментом новой орнаментики…» (Анри Ван де Вельде).

Брюссель. Отель ван Этвальде. Арх. Виктор Орта. 1893
Брюссель. Отель ван Этвальде. Арх. Виктор Орта. 1893

Четыре городских особняка архитектора Виктора Орта в Брюсселе включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. Есть к тому все основания, ибо архитектор принципиально изменил отношение к организации пространства и формообразованию.

Первый творческий принцип, получивший всемирное признание… Пространство должно соответствовать своему непосредственному назначению: это возможно лишь при «гибком плане», свободном от диктата стен. Нет — отдельным помещениям. Да — «перетекающему пространству».

Брюссель. Отель Сольвей и Собственный дом архитектора, ставший музеем Виктора Орта.
Брюссель. Отель Сольвей и Собственный дом архитектора,
ставший музеем Виктора Орта.

Второй творческий принцип, не менее признанный… Прорисовывая фасады и интерьеры, «архитектор должен быть столь же независимым и индивидуальным, как художник» (Виктор Орта).

Брюссель. Собственный дом архитектора, превращенный в Музей Виктора Орта.
Брюссель. Собственный дом архитектора,
превращенный в Музей Виктора Орта.

Отзыв тех лет… «Сейчас, в 1898 году, в Брюсселе живет самый вдохновенный из современных архитекторов — Виктор Орта… Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома г. Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Этот дом идеально обеспечивает «среду обитания» тому человеку, для которого он построен. Дом очень прост и логичен. Но — отметим и это — в нем нет ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием». Отметим и другое: эти слова в полной мере относятся ко всем четырем особнякам Орта, а уж к его Собственному дому вне всякого сомнения.

Ах, изысканный Модерн! Ты — Райский сад,
рожденный лучами света, о котором в таких-то пространствах
не может не вспоминать душа…

Брюссель. Собственный дом архитектора, превращенный в Музей Виктора Орта.
Брюссель. Собственный дом архитектора,
превращенный в Музей Виктора Орта.

Интересен вопрос: почему Новое движение зародилось в Бельгии, а не в какой-нибудь другой стране на континенте. Простой ответ: в 80-ые годы Бельгия обладала наиболее развитой промышленностью в Европе. Соответственно, бунт против подчинения живой жизни машинному производству в ней должен был проявиться с наибольшей остротой.

Второй ответ, на мой взгляд, пораэителен… Брюссель в конце XIX века был единственным городом во всем культурном мире, который оказывал гостеприимство и давал возможность проявить себя тем передовым художникам, которых повсюду отвергали, не признавали, поносили… В Брюсселе демонстрировали свои работы и выступали художники Ван Гог, Сезанн, Сера, Писарро, скульпторы Родэн и Менье, композитор Дебюсси, поэт Верхарн…

Значит, Бельгии был свойственен Дух свободы,
что не мог не стать жаждой Нового,
скажу, не боясь патетики, — на благо всего Мира.

Винсент ван Гог. Звездная ночь. 1889
Винсент ван Гог. Звездная ночь. 1889

Что там «Удар бича» — свидетельство человеческих страстных устремлений?! Здесь — Вселенские вихревые движения. Они снесут с лица Земли человеческих рук порождение?! Отвечают ван Гог, Верхарн и Волошин… Когда душа взыскует и страдает, все отвечают…

О, века и века над ним, городом буйным!
Старая вера прошла, новая вера куется…

Мечта, мечта! Она превыше дымов
Отравленных вознесена,
И даже в дни сомненья и уныний
Она царит над заревом ночей,
Подобно купине, пылающей звездами
И черными коронами…

Но что до язв? То было и прошло…
Что до котлов, где ныне бродит зло? —
Коль некогда сквозь недра туч багровых,
В лучах изваянный, сойдет иной Христос
И выведет людей из злой юдоли слез,
Крестя огнем созвездий новых!

Эмиль Верхарн. Душа города.
Перевод Максимилиана Волошина

Винсент ван Гог. Пшеничное поле под грозовым небом. 1890
Винсент ван Гог. Пшеничное поле под грозовым небом. 1890

Грозовое небо поглотит Землю? Раскричались вороны — вестники гибели… Нет — отвечает художник: у Земли достаточно созидательных сил. Ван Гог, вопреки общепринятому мнению, — оптимист, с непостижимой страстностью упорядочивающий Мир. Эмиль Верхарн — бельгийский поэт-символист — дает пессимистический ответ…

О, прежний мирный труд на ниве золотой,
В дни августа среди колосьев хлеба,
И руки светлые над гордой головой,
Простертые к простору неба, —
Туда, где горизонт налился тишиной!
О, час полуденный, спокойный и невинный,
Для отдыха сплетавший тень
Среди ветвей, чью лиственную сень
Качали ветерки над солнечной равниной!
Как будто пышный сад, раскинулась она,
Безумная от птиц, что гимны распевали,
Высоко залетев в заоблачные дали,
Откуда песня их была едва слышна.

Теперь все кончено, и не воспрянуть нивам;
Равнину мрак объял, она без сил…

Кто прав? Маятник качается: считает года, что в XX век текут, страшнее которого не было ничего, никогда. Какое счастье, что людям неведомо будущее и накануне всеобщей погибели они могут воспевать и создавать Земной рай…

Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889
Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889

Что там «Удар бича» — свидетельство человеческих страстных устремлений?! Здесь все соразмерено, упорядочено — гармонично. Тянется вверх изысканная жизнь, своей утонченностью себя защищает. А Верхарн — он радость жизни ощущает?

Я радость бытия принес тебе в подарок!
Как золотистый шелк, был день сегодня ярок,
И ветер весело кружил над головою.
Блестят мои ступни, омытые травою,
Ладони бархатны — к ним ластились цветы,
Глаза блестят от слез душевной полноты, —
Я их сдержать не мог, ликующий, влюбленный
В огромный сад земли, весною обновленный.

Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893
Брюссель. Особняк Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893

Подвижную — струящуюся — линейность обретают все поверхности: ограждающих решеток балконов снаружи и лестничных переходов внутри, окон, пола, потолка… Где-то линейное буйство ослабевает, даже в симметрии замирает, где-то не уступает буйству бича.

В линейной свободе Новое превосходит Старое?
Да, но… Новое не отрицает Старого: оно его преображает согласно новым эстетическим вкусам и материалам.

12

Сразу же заявило о себе еще одно глобальное свойство Модерна. То – искусство изысканное, но тотальное: весь мир себе подчиняющее. Одинокие, отдельные, разнообразные вещицы в доме не приживаются. Модерн потихоньку затягивает хозяев в свою стилистику и заставляет переделывать весь интерьер. Не может тема закончиться на дверной ручке. Она продлит себя в лестничных перилах, ляжет на пол ковром, оденет прекрасную владелицу интерьера в стиле Модерн в соответствующий наряд…

Кстати, страстные поклонницы модерна всегда имели особый склад характера – мечтательный, слегка декаденский. Дама в стиле модерн – загадочная ундина с бледным лицом и талией, затянутой с помощью корсета до тридцати восьми сантиметров. Другой она и не может быть. Только сомнамбулой, что живет в своем непостижимом мире.

Брюссель. Интерьер особняка Тасселя на улице де Турин. Арх. Виктор Орта. 1893
Брюссель. Интерьер особняка Тасселя на улице де Турин.
Арх. Виктор Орта. 1893

Можно от всего отказаться, предав анафеме былые установления. Можно всеми принципами, приемами, формами, найденными ранее, пренебречь. И с чем остаться? На месте пустом? Проблема… Нужны первооткрыватели. Вы знаете, они всегда приходят.

Бельгия. Брюссель. Улица де Турин. Рядовая застройка из зданий, выходящих на улицу узкими фасадами, где-то около семи метров каждый. Среди них — особняк Тасселя, построенный архитектором Виктором Орта. На поверхностный взгляд особняк достаточно консервативен: с массивной каменной стеной и непременным для конца XIX века эркером.

Ну и что из того? Поздравляю вас, господа!
Если приглядеться внимательнее,
все, что должно было произойти, уже произошло…

Чтобы понять суть случившегося, нужно сделать несколько шагов в прошлое и уточнить в самых общих чертах, что такое Бельгия и ее столица Брюссель. Не пугайтесь — Архитектура поможет…

Площадь Гранд-Плас с Домами Гильдий. У каждого дома свое название и символ: Дом Пекарей, Дом Тачка, Дом Мешок, Дом Волчица, Дом Лиса, Дом Рожок, Дом Звезда, Дом Лебедь, Дом Голубь и Дом Золотое дерево.
Площадь Гранд-Плас с Домами Гильдий. У каждого дома свое название и символ: Дом Пекарей, Дом Тачка, Дом Мешок, Дом Волчица, Дом Лиса, Дом Рожок, Дом Звезда, Дом Лебедь, Дом Голубь и Дом Золотое дерево.

Днем площадь Гранд-Плас служит театром, в котором представления устраивает цветочный рынок. Вечером при подсветке зданий главную роль начинает играть сама площадь.

Вид нарядных фасадов старинных зданий с большим количеством статуй, стрельчатых окон, устремленных в небо остроконечных башен, узорчатых карнизов, длинных коридоров, дверей с замысловатой резьбой настолько необычен, что пышное сочетание Готики и Барокко сразу очаровывает своей величавой красотой.

В проездной арке одного из домов размещена скульптура лежащей Святой. В старину те матери, что из-за бедности не могли сами вырастить своих детей, клали новорожденных младенцев в специальный ящик, устроенный под свечой. Через отверстие с другой стороны детей забирали монашки. Медная рука Святой натерта до ослепительного блеска, так как ее гладят все, кто хочет исцелиться от какой-нибудь болезни.

Собор в глубине перспективы — образец Фламандского барокко, так говорят путеводители. Я вижу свое…

Бельгия — консервативная страна:
не отдавала она времени на уничтожение
своих духовных завоеваний и не отдаст.Значит…
В такой стране Новое может вырастать лишь из Старого. Посмотрим на Модерн, именно в этой стране родился…

Питер Брейгель Старший (Мужицкий). Битва Масленицы и Поста. 1559.
Питер Брейгель Старший (Мужицкий). Битва Масленицы и Поста. 1559.

В подлинный XVI век на мгновение заглянем, чтобы поднялся пласт воспоминаний о Питере Брейгеле Старшем и затих… Затих, потому что от обличителя человеческих пороков необходимо получить единственное ощущение: можно выбраться из Тьмы к Свету, как это сделала Бельгия, опираясь на созидательные свойства своего национального характера…

Rue des Francs 5. Особняк La Maison Cauchie, построенный как личная резиденция архитектором, художником и декоратом Paul Cauchie. 1905 год
Rue des Francs 5. Особняк La Maison Cauchie, построенный как личная резиденция архитектором, художником и декоратом Paul Cauchie. 1905 год

Фасад особняка Кашэ признан лучшим примером брюсселького Модерна. Я смотрю и говорю: здравствуй, еще один Дом Гильдий. Как тебя назвать? Домом Зодчего, что не может превозмочь влияний собственного Прошлого и нынешнего для него Архитектурного мира, что плещется вокруг Брюсселя, исходя в фантазиях?

Иначе и не может быть: все, чему даруется жизнь, подчинено Пространственно-Временным закономерностям.

Площадь Гранд-Плас. Ратуша - шедевр готической архитектуры. Арх.: Я. ван Тинен и Я. ван Рёйсбрук. Первая половина XV века. Королевский дворец и Дома Гильдий. XVII век. Собрание Ларисы Викторовской https://vkontakte.ru/club6555211.
Площадь Гранд-Плас. Ратуша — шедевр готической архитектуры.
Арх.: Я. ван Тинен и Я. ван Рёйсбрук. Первая половина XV века.
Королевский дворец и Дома Гильдий. XVII век.
Собрание Ларисы Викторовской https://vkontakte.ru/club6555211.

С французским господством было покончено в 1815 году после поражения Наполеоновских войск в битве при Ватерлоо, который находится в 15 км к югу от Брюсселя.

В 1830 году было образовано Бельгийское королевство с конституционной формой правления. В пору индустриализации начался подъем экономики Бельгии, а численность жителей ее столицы — Брюсселя — стала непрерывно расти.

Название города переводится со старофламандского как «лебединое гнездо». Есть и более прозаичная версия происхождения названия от фламандского «брукселла» – «село на болоте».

Главная достопримечательность Брюсселя — Гранд-Плас: одна из красивейших в мире площадей, называемая величавым сердцем старого города. В XIII веке здесь работали сукновальни, теснились торговые ряды, шумели праздники и устраивались турниры, а также вершились суды: сжигали еретиков и вешали бунтарей.

На площадь выходит Ратуша (Отель де Виль) — шедевр готической архитектуры. Ратуша увенчана 90-метровой дозорной башней со статуей Святого Михаила – покровителя Брюсселя.

Напротив Ратуши находится «Королевский дом» (XVI век), где, несмотря на название, никогда не жил ни один Бельгийский король. Дом служил поочерёдно то пекарским складом, то трибуналом, то тюрьмой.

По периметру площади Гранд Плас возвышаются выстроенные в разное время Дома Гильдий с необыкновенными фронтонами, которые, чтобы понять Дух Бельгии, нужно разглядывать. Непременно с восхищением. Фронтоны утверждают…

Бельгийцы хотят жить свободно и благополучно.
С течением веков они научились делать это достойно.
Судя по тому, как Город бережет Дома Гильдий,
бельгийцы будут сохранять свое достоинство и дальше.

18 19 20 21

Leave a Reply