![Эрмитаж... В 2013 году в Эрмитаже проходила выставка "ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО"...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/01-16.jpg)
«ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО».
Выставка итальянцев в Эрмитаже посвящена не только блистательным живописцам XVII века, но и современному искусствоведу — англичанину сэру Денису Маону, который их изучал. Он находил неизвестные картины, покупал за бесценок, доказывал, что это шедевры, а затем дарил музеям Италии и Великобритании.
![Санкт-Петербург. Эрмитаж. Гербовый зал. 2013 год. август. Выставка "ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО".](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/02-16-1024x679.jpg)
Выставка «ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО».
Денис Маон вернул славу Караваджо. Обратил внимание современного зрителя на игру контрастов света и тени и уникальную реалистичность. Эта живопись повлияла на Рубенса, Веласкеса, Рембрандта. Впрочем, зрителей привлекает не только творчество Караваджо, но и его жизнь, которая напоминает приключенческий роман.
![Гверчино. "Вознесение Марии" из собрания Государственного Эрмитажа. Многофигурная композиция, многословием затемняющая суть происходящего. Такой вижу работу Гверчино я.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/03-16-1024x949.jpg)
Так Денис Маон сделал имя яркому представителю болонской школы Гверчино. В Эрмитаже его картина «Вознесение Марии» всегда находилось под потолком, а на выставке стало одним из главных экспонатов.
![Гверчино. "Моление о чаше". То - молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/04-16-737x1024.jpg)
Автор одного из блогов пишет: » Гверчино просто великолепен и выглядит почти последовательным караваджистом. Да, конечно, он пытается «облагородить» Микеланджело Второго, но это свойственно большинству последователей последнего. А это «облагораживание» несет с собой какую-то мертвенность и закоснелость.»
Согласна…
Чудесно даже на репродукции.
Из Вечности вырвано и остановлено мгновение.
«Abraham Casting Out Hagar and Ishmael».
Вообще, Караваджо, конечно, самый мощный из живописцев, представленных на этой выставке. Остальные хороши постольку, поскольку они близки к Караваджо. За исключение братьев Каррачи, конечно. Святые жены с ангелом Аннибале Карраччи, великолепны, но все же это картина другой эпохи и для понимания эволюции искусства в XVII веке она мало что дает.
![Гвидо Рени. "Юность Марии" из собрания Государственного Эрмитажа. Какое благолепие в изысканной тональности.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/08-16-1024x727.jpg)
Мне эта картина всегда нравилась передачей покоя.
Покоя в сюжете из жизни Богоматери?
Ничего не поделаешь: это видение мира Гвидо Рени.
И все же, думаю я, нельзя упускать возможность видеть подлинники. Созерцая их, можно осознать развитие человеческой культуры или духовного мира людей. Можно питать собственную душу контактом с великими произведениями, содержание которых неисчерпаемо.
Ах, Караваджо…
Из собрания Государственного Эрмитажа.
Рассказывают «Новости культуры»… В названии выставки в Эрмитаже рядом с именами великих Караваджо и Гверчино стоит имя Дениса Маона. Это дань памяти и уважения искусствоведу и собирателю, крупнейшему знатоку искусства XVII столетия сэру Маону. Открывшаяся экспозиция – воплощение замысла самого коллекционера. Он мечтал объединить в одной выставке самые любимые картины и полотна из собственного собрания. В итоге в Петербурге выставлено не так много работ – всего 30. Но каждая – настоящая жемчужина, с собственной историей.
![Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов». Написана в период раннего творчества: 1593 - 1594..](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/14-19-989x1024.jpg)
Написана в период раннего творчества: 1593 — 1594.
Считают, что это — первый в европейской живописи блистательно выполненный натюрморт на фоне небрежно написанного юноши — размытого. Он просит защиты. Я его от нападок защищаю.
![Караваджо. "Иоанн Креститель", ок. 1603-1604. Неужели этот юноша-пастух с тростниковым крестом может быть Предтечей? Неужели столь высокая миссия посильна для человека?..](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/15-19-1024x738.jpg)
Неужели этот юноша-пастух с тростниковым крестом может быть Предтечей? Неужели столь высокая миссия посильна для человека?
Согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой.
![Караваджо. "Жертвоприношение Исаака" (сына Авраама). Ангел - слуга Господень - в последнюю минуту разрешает патриарху заменить сына овцой, достаточной в качестве платы за повиновение. А все вопросы остаются открытыми...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/16-19-1024x735.jpg)
Ангел — слуга Господень — в последнюю минуту разрешает патриарху заменить сына овцой, достаточной в качестве платы за повиновение. А все вопросы остаются открытыми.
Оказалось, что между только что увиденным и чуть позднее найденным мало сходства даже при точности цветопередачи. Ушел контакт с произведением высокого художественного смысла, осталось лишь изображение.
![Караваджо. "Св. Франциск". 1607 - 1610. Маленький нищий человек, умевший разговаривать со зверями... Подлинник, увиденный мною первый раз, не отпускавший от себя. Уходя, я оглянулась и поняла: мы очень многого не договорили.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/17-19-682x1024.jpg)
Маленький нищий человек, умевший разговаривать со зверями…
Подлинник, увиденный мною первый раз, не отпускавший от себя.
Уходя, я оглянулась и поняла: мы очень многого не договорили.
«Если не каждый из нас может достаточно следовать в силе восторга, то во всяком случае в двух качествах Святого Франциска каждый должен подражать Ему — в неустанном действии и в неосуждении.
В своем победном неосуждении Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость, которая к тому же так легко достигается. Каждый труженик, после достаточных испытаний, неизбежно приходит к сознанию, как мертвенно отрицание и осуждение и как творяще и созидательно каждое понимание. Любить — значит прощать. Прощать — значит понять. Понять — значит знать. Знать — значит приблизиться к порогу Мудрости…
Итак, следуя заветам Святого Франциска, заветам, скованным любовью, — творите, творите и творите!»
Н.К. Рерих «Держава Света», «Любовь непобедимая».
![Караваджо. "Распятие апостола Петра". 1600.](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/18-18.jpg)
![Караваджо. "Пишущий Святой Иероним". 1605 - 1607. Библия, череп, старец в дарственной кардинальской мантии - все погружено в Вечность...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/19-17-1024x736.jpg)
Библия, череп, старец в дарственной кардинальской мантии — все погружено в Вечность.
В изображен известный библейский сюжет: одухотворенный учёный — святой старец Иероним — корпит над богословскими трудами в своей келье. Заказчиком картины для ватиканской пинакотеки был папский казначей Тиберио Кераси.
![Караваджо. "Зубодер". 1609. Жанровая сцена, "восславлющая" невежество и глупость. Лицо врачевателя отталкивающе отвратительно: я могла смотреть лишь на скатерть...](https://www.mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/12/20-16-1024x668.jpg)
Жанровая сцена, «восславлющая» невежество и глупость. Лицо врачевателя отталкивающе отвратительно: я могла смотреть лишь на скатерть.
Выставка мне понравилась: были на ней открытия, сомнения, переживания, удивление. По возвращении захотелось сделать на память подборку увиденных картин. Оказалось, я провожу над собой эксперимент.