Выставка итальянцев в Эрмитаже посвящена не только блистательным живописцам XVII века, но и современному искусствоведу — англичанину сэру Денису Маону, который их изучал. Он находил неизвестные картины, покупал за бесценок, доказывал, что это шедевры, а затем дарил музеям Италии и Великобритании.
Денис Маон вернул славу Караваджо. Обратил внимание современного зрителя на игру контрастов света и тени и уникальную реалистичность. Эта живопись повлияла на Рубенса, Веласкеса, Рембрандта. Впрочем, зрителей привлекает не только творчество Караваджо, но и его жизнь, которая напоминает приключенческий роман.
Так Денис Маон сделал имя яркому представителю болонской школы Гверчино. В Эрмитаже его картина «Вознесение Марии» всегда находилось под потолком, а на выставке стало одним из главных экспонатов.
Автор одного из блогов пишет: » Гверчино просто великолепен и выглядит почти последовательным караваджистом. Да, конечно, он пытается «облагородить» Микеланджело Второго, но это свойственно большинству последователей последнего. А это «облагораживание» несет с собой какую-то мертвенность и закоснелость.»
Согласна…
Вообще, Караваджо, конечно, самый мощный из живописцев, представленных на этой выставке. Остальные хороши постольку, поскольку они близки к Караваджо. За исключение братьев Каррачи, конечно. Святые жены с ангелом Аннибале Карраччи, великолепны, но все же это картина другой эпохи и для понимания эволюции искусства в XVII веке она мало что дает.
Мне эта картина всегда нравилась передачей покоя.
Покоя в сюжете из жизни Богоматери?
Ничего не поделаешь: это видение мира Гвидо Рени.
И все же, думаю я, нельзя упускать возможность видеть подлинники. Созерцая их, можно осознать развитие человеческой культуры или духовного мира людей. Можно питать собственную душу контактом с великими произведениями, содержание которых неисчерпаемо.
Ах, Караваджо…
Рассказывают «Новости культуры»… В названии выставки в Эрмитаже рядом с именами великих Караваджо и Гверчино стоит имя Дениса Маона. Это дань памяти и уважения искусствоведу и собирателю, крупнейшему знатоку искусства XVII столетия сэру Маону. Открывшаяся экспозиция – воплощение замысла самого коллекционера. Он мечтал объединить в одной выставке самые любимые картины и полотна из собственного собрания. В итоге в Петербурге выставлено не так много работ – всего 30. Но каждая – настоящая жемчужина, с собственной историей.
Считают, что это — первый в европейской живописи блистательно выполненный натюрморт на фоне небрежно написанного юноши — размытого. Он просит защиты. Я его от нападок защищаю.
Согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой.
Оказалось, что между только что увиденным и чуть позднее найденным мало сходства даже при точности цветопередачи. Ушел контакт с произведением высокого художественного смысла, осталось лишь изображение.
«Если не каждый из нас может достаточно следовать в силе восторга, то во всяком случае в двух качествах Святого Франциска каждый должен подражать Ему — в неустанном действии и в неосуждении.
В своем победном неосуждении Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость, которая к тому же так легко достигается. Каждый труженик, после достаточных испытаний, неизбежно приходит к сознанию, как мертвенно отрицание и осуждение и как творяще и созидательно каждое понимание. Любить — значит прощать. Прощать — значит понять. Понять — значит знать. Знать — значит приблизиться к порогу Мудрости…
Итак, следуя заветам Святого Франциска, заветам, скованным любовью, — творите, творите и творите!»
Н.К. Рерих «Держава Света», «Любовь непобедимая».
В изображен известный библейский сюжет: одухотворенный учёный — святой старец Иероним — корпит над богословскими трудами в своей келье. Заказчиком картины для ватиканской пинакотеки был папский казначей Тиберио Кераси.
Выставка мне понравилась: были на ней открытия, сомнения, переживания, удивление. По возвращении захотелось сделать на память подборку увиденных картин. Оказалось, я провожу над собой эксперимент.