По настоянию архитектора главным экспонатом,
представлявшим Германию, являлся сам Павильон.
После закрытия выставки в 1930 году Павильон был демонтирован и отправлен в Германию, где бесследно пропал. В 1980 году власти Барселоны приняли решение восстановить здание в его первоначальном виде. Работы, выполнявшиеся по сохранившимся фотографиям и оригинальным чертежам Миса ван дер Роэ, длились с 1983 по 1986 годы. В настоящее время Павильон является музеем Современной архитектуры.
Стиль Миса ван дер Роэ (1886 — 1969), которым архитектор обязан годам работы с Питером Беренсом, во многом основывается на Прусском классицизме середины XIX века и передовых технологиях XX. Мис ван дер Роэ — родоначальник концепции универсальной, упрощенной архитектуры, прославивший ее фразой «МЕНЬШЕ ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ».
В 1930 году, являясь главой Баухауза, Мис ван дер Роэ акцентировал внимание на изучение лишь формальных проблем. Но, не смотря на это, нацисты сделали работу школы в Дессау (Германия) невозможной. В результате архитектору пришлось сначала перенести свою школу в Берлин, а затем (в 1933 году) распустить её. Вскоре Роэ эмигрировал в Штаты, где в 1938 году он получил предложение стать главой архитектурной школы Иллинойского института технологии.
Специально запроектированная мебель непременна для модернистских построек, как средство, позволяющее осуществить ЕДИНСТВО СТИЛЯ ВО ВСЕМ — ОТ ЦЕЛОГО ДО ДЕТАЛЕЙ. Мис ван дер Роэ свел этот принцип к парадоксу «БОГ — В ДЕТАЛЯХ». Бог — целое — проявляет себя во всем, вплоть до деталей. Есть и более архитектурное представление принципа, но о нем — по мере накопления впечатлений.
Мебель, специально созданная для Павильона, оказалась удачной во всех отношениях — и в функциональном, и в конструктивном, и в эстетическом. А потому, с 1944 года американская фирма «Knoll» стала её выпускать под названием «Барселона». Мебель «Барселона» выпускается и по сей день.
Судя по материалам, принцип «МЕНЬШЕ — ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ» нужно понимать как парадокс. Здесь «меньше» никак не значит экономичнее. Имеется в виду некая сдержанность при выборе материалов — только тех и никаких других больше.
Оникс — не дорогостоящий материал при изготовлении ювелирных украшений или небольших предметов. Стены-картины, сделанные из оникса, переводят материал в другую категорию. Он в таком прозрачном, светящемся интерьере — драгоценность, символизирующая солнечный свет
Кроме мебели в Павильоне «живет» скульптура. То — женская фигура, не натуралистическая, а обобщенная в пластичности своей. Пластичность позволяет скульптуре противостоять Архитектуре прямого угла, вступая с ней в диалог на правах двух различных искусств — трехмерного (скульптура) и четырехмерного (архитектура).
Когда я вижу эту фотография мне сразу приходит на ум мысль… Если быть последовательным, то в таком Павильоне должна была бы появиться скульптура другого рода — представляющая модернистское направление, названное Куби́змом. Зародившееся в начале XX века направление это характеризовалось использованием подчеркнуто геометризированных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Можно представить, в какой ужас пришли бы девчушки, так благостно плавающие в перетекающих — свободных — пространствах Павильона, если бы на их глазах начала уничтожаться теплая женская плоть.
К счастью, Мис остается Мисом — кумиром моих студенческих лет. Его Вселенная гармонична и совершенна, в ней недопустимо зло. Например — рабское подчинение скульптуры архитектуре.
Скульптура свободна, как и то пространство,
в котором она так счастливо живет.
Архитектор стремился к предельной простоте своих сооружений. «Они должны быть простыми, и они просты, но они не должны быть примитивно простыми, а благородными, даже монументальными».
Опять парадокс «ПРОСТОТА ДОЛЖНА БЫТЬ
БЛАГОРОДНОЙ, ДАЖЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ»
Простота для Миса ван дер Роэ – не упрощенчество, граничащее с беспомощностью перед поставленной задачей; это простота, основанная на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому явлением Простоты в высшей степени.
Мис ван дер Роэ рассказывает… «Мне стало ясно, что вводить новые формы – не задача архитектуры. Я пытался понять – что же является ее задачей? Я спрашивал Петера Беренса, но он не смог мне ответить. Может быть, он просто не понимал вопроса.
Мы пытались отыскать ответ сами. Мы исследовали залежи древней и средневековой философии. С того времени, как мы поняли, что это – ВОПРОС ИСТИНЫ, мы пытались найти, чем же действительно является истина.
Мы были очень обрадованы, найдя определение истины у Фомы Аквинского: «ИСТИНА ЕСТЬ СУЩНОСТЬ ФАКТА». Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет. Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет – пол столетия».
Так постепенно возникла эстетическая концепция Мис ван дер Роэ, выросшая из идеалистической философии неотомизма,
Согласно этой концепции истоки прекрасного – в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций.
Мис утверждает… «Созданное архитектором — не ПРОСТО ПУСТОТА: это — РЕШЕТКА КРИСТАЛЛА, невидимая модульная сетка, заданная жестким расчетом пропорций. Это — Декартова система архитектурных координат».
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕТЫРЁХМЕРНО:
ПОМИМО ТРЕХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КООРДИНАТ
ОНО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТОЙ КООРДИНАТОЙ —
ВРЕМЕННОЙ, ДАЮЩЕЙ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ
РАЗВИВАТЬСЯ. РЕАЛИЗУЯ СВОЮ СВОБОДУ.
Идея свободного плана, реализованная в павильоне «Барселона«, в дальнейшем нашла свое предельно-парадоксальное выражение… «Архитектор не должен задаваться вопросом, как люди будут пользоваться его зданием, — ведь жизнь меняется, меняются потребности. Архитектор организует пространство, а там устраивайтесь, как хотите».
И правильно, думаю я, Бог, создавая Вселенную, не ориентировался на потребности ее возможных обитателей, он разрабатывал лишь АБСОЛЮТНУЮ ИДЕЮ — независимую от внешних обстоятельств.
«Созданное архитектором это — РЕШЕТКА КРИСТАЛЛА, невидимая модульная сетка, заданная жестким расчетом пропорций. Это — Декартова система архитектурных координат.»
ИМЕННО ЭТО ДЕЛАЕТ АРХИТЕКТУРУ
ЯВЛЕНИЕМ БОГА НА ЗЕМЛЕ…
Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне стал триумфом архитектора, посягнувшего на тотальное проектирование. Именно в этом смысле стал известен всему архитектурному миру его принцип, афоризм, парадокс: «БОГ — В ДЕТАЛЯХ».
БОГ ЯВЛЯЕТ СЕБЯ ВО ВСЕМ —
ОТ МИРОЗДАНИЯ ДО ОТДЕЛЬНОГО ЗДАНИЯ
И КАЖДОЙ ДЕТАЛИ В НЕМ.
ЕСЛИ ВСЕЛЕННАЯ СТРОИТСЯ
ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ЗАКОНАМ
АБСОЛЮТНОЙ ГАРМОНИИ,
ТАКИМ ЖЕ — ЧЕТЫРЕХМЕРНЫМ —
ДОЛЖНО БЫТЬ И ЗДАНИЕ, И ВСЕ В НЕМ
ДОЛЖНО ВОСПЕВАТЬ ГЕОМЕТРИЮ
ПРЯМОГО УГЛА И ГЛУБИННЫХ ПЕРСПЕКТИВ..
Павильон в Барселоне — это доведенная до предела чистоты, бескомпромиссная геометрия, патетический рационализм, архитектурная аскеза, заключающаяся в отказе от всего, что выходит за границы АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ.
Павильон в Барселоне — это доведенная до предела чистоты, бескомпромиссная геометрия, патетический рационализм, архитектурная аскеза: вид духовной практики, заключающейся в преднамеренном самоограничении, самоотвержении, либо в исполнении трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.
Есть она и в идеалах, давших Современную архитектуру, «убитую» непониманием своей Великой сути.
«ЛУЧЕЗАРНОСТЬ», «СВЕТЛОСТЬ» – одну из главных ценностей эстетики томизма – он воплотил в постройках, вся или почти вся поверхность ограждения которых образована стеклом.
Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции.
В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственный замкнутый объём содержит санузел и подсобное помещение.
Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой.
Главной темой частного дома стало ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО, почти умозрительно ограниченное стенами здания. В те годы еще не было в ходу слово «минимализм», но пророк минимализма уже высказал свое credo.
Простота форм восполнялось чистотой пропорций, качеством материала, точностью отделки. Техническое совершенство стало частью эстетической программы архитектора. Здание — не коробка, а СИЯЮЩИЙ КРИСТАЛЛ.
Монументальность сооружений подобного рода достигалась увеличением их вертикальных размеров подчас до гигантских масштабов. Образ силы и престижа воплотился в однотипных, кристально ясных по форме небоскрёбах в тридцать — сорок этажей. Кроме цвета декоративным элементом здесь служат только вертикальные и горизонтальные балки, что обеспечивают жёсткость стен и обрамляют окна высотой в этаж.
Небоскрёбы Миса ван дер Роэ и его архитектурной школы определяют облик современных Чикаго и Нью-Йорка. А концепция «стекла и стали» сделалась своего рода архитектурным стандартом для многих западноевропейских и американских зодчих.
Уже в 70-е годы восторги, вызванные архитектурой Миса, стали утихать: стеклянные павильоны и небоскребы, не подозревающие о своих связях с Вечностью и Вселенной, «убили Бога». Сегодня «Бог начал воскресать», потому что нынешнее Время требует осваивать следующий этап в отношениях людей с Пространством — существование в невесомости внеземных пространств.
Архитекторы, как все люди, бывают всякими,
избранные становятся провидцами и пророками.
Их нужно слушать и слышать, а не огульно ругать.