Остановись,мгновение. Архитектура рассказывает о Вечности

Павильон выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ представлял Веймарскую республику на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.
Павильон выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ представлял Веймарскую республику на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.

По настоянию архитектора главным экспонатом,
представлявшим Германию, являлся сам Павильон.

После закрытия выставки в 1930 году Павильон был демонтирован и отправлен в Германию, где бесследно пропал. В 1980 году власти Барселоны приняли решение восстановить здание в его первоначальном виде. Работы, выполнявшиеся по сохранившимся фотографиям и оригинальным чертежам Миса ван дер Роэ, длились с 1983 по 1986 годы. В настоящее время Павильон является музеем Современной архитектуры.

Павильон выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.
Павильон выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне
с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.

Стиль Миса ван дер Роэ (1886 — 1969), которым архитектор обязан годам работы с Питером Беренсом, во многом основывается на Прусском классицизме середины XIX века и передовых технологиях XX. Мис ван дер Роэ — родоначальник концепции универсальной, упрощенной архитектуры, прославивший ее фразой «МЕНЬШЕ ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ».

Павильон располагался у подножия горы Монжуик на главной оси выставки, справа от большого фонтана и парадной лестницы, ведущей к павильону Испании.
Павильон располагался у подножия горы Монжуик
на главной оси выставки, справа от большого фонтана
и парадной лестницы, ведущей к павильону Испании.

В 1930 году, являясь главой Баухауза, Мис ван дер Роэ акцентировал внимание на изучение лишь формальных проблем. Но, не смотря на это, нацисты сделали работу школы в Дессау (Германия) невозможной. В результате архитектору пришлось сначала перенести свою школу в Берлин, а затем (в 1933 году) распустить её. Вскоре Роэ эмигрировал в Штаты, где в 1938 году он получил предложение стать главой архитектурной школы Иллинойского института технологии.

Внутри Павильона на чёрном ковре располагалась мебельная композиция из обтянутых белой кожей кресел и табуретов, кушетки и стола из прозрачного стекла. Автор мебели, включая светильники, - сам Мис ван дер Роэ.
Внутри Павильона на чёрном ковре располагалась мебельная композиция из обтянутых белой кожей кресел и табуретов, кушетки и стола из прозрачного стекла. Автор мебели, включая светильники, — сам Мис ван дер Роэ.

Специально запроектированная мебель непременна для модернистских построек, как средство, позволяющее осуществить ЕДИНСТВО СТИЛЯ ВО ВСЕМ — ОТ ЦЕЛОГО ДО ДЕТАЛЕЙ. Мис ван дер Роэ свел этот принцип к парадоксу «БОГ — В ДЕТАЛЯХ». Бог — целое — проявляет себя во всем, вплоть до деталей. Есть и более архитектурное представление принципа, но о нем — по мере накопления впечатлений.

Мебель, специально созданная для Павильона, оказалась удачной во всех отношениях — и в функциональном, и в конструктивном, и в эстетическом. А потому, с 1944 года американская фирма «Knoll» стала её выпускать под названием «Барселона». Мебель «Барселона» выпускается и по сей день.

Использованные в Павильоне золотистый оникс, чёрный ковёр и красный занавес символизировали цвета германского флага. Фоновые цвета дают зеленый Альпийский мрамор и древний зеленый мрамор из Греции.
Использованные в Павильоне золотистый оникс, чёрный ковёр и красный занавес символизировали цвета германского флага. Фоновые цвета дают зеленый Альпийский мрамор и древний зеленый мрамор из Греции.

Судя по материалам, принцип «МЕНЬШЕ — ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ» нужно понимать как парадокс. Здесь «меньше» никак не значит экономичнее. Имеется в виду некая сдержанность при выборе материалов — только тех и никаких других больше.

Оникс — не дорогостоящий материал при изготовлении ювелирных украшений или небольших предметов. Стены-картины, сделанные из оникса, переводят материал в другую категорию. Он в таком прозрачном, светящемся интерьере — драгоценность, символизирующая солнечный свет

Установленная в Павильоне скульптура "Танцовщица", что представляет собой бронзовую репродукцию работы Джорджа Колбе - современника Мис ван дер Роэ.
Установленная в Павильоне скульптура «Танцовщица»,
что представляет собой бронзовую репродукцию работы
Джорджа Колбе — современника Мис ван дер Роэ.

Кроме мебели в Павильоне «живет» скульптура. То — женская фигура, не натуралистическая, а обобщенная в пластичности своей. Пластичность позволяет скульптуре противостоять Архитектуре прямого угла, вступая с ней в диалог на правах двух различных искусств — трехмерного (скульптура) и четырехмерного (архитектура).

Павильон выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.
Павильон выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне
с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.

Когда я вижу эту фотография мне сразу приходит на ум мысль… Если быть последовательным, то в таком Павильоне должна была бы появиться скульптура другого рода — представляющая модернистское направление, названное Куби́змом. Зародившееся в начале XX века направление это характеризовалось использованием подчеркнуто геометризированных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Можно представить, в какой ужас пришли бы девчушки, так благостно плавающие в перетекающих — свободных — пространствах Павильона, если бы на их глазах начала уничтожаться теплая женская плоть.

Многократные отражения создают впечатление размноженности скульптуры в пространстве. А изгибы статуи удачно контрастируют с геометрической чистотой здания.
Многократные отражения создают впечатление размноженности
скульптуры в пространстве. А изгибы статуи удачно контрастируют с геометрической чистотой здания.

К счастью, Мис остается Мисом — кумиром моих студенческих лет. Его Вселенная гармонична и совершенна, в ней недопустимо зло. Например — рабское подчинение скульптуры архитектуре.

Скульптура свободна, как и то пространство,
в котором она так счастливо живет.

В Павильоне кровля опирается на отдельно стоящие асимметричные стены из оникса, травертина, зелёного мрамора и на два ряда стальных, крестообразных в сечении, хромированных стоек.
В Павильоне кровля опирается на отдельно стоящие асимметричные стены из оникса, травертина, зелёного мрамора и на два ряда стальных, крестообразных в сечении, хромированных стоек.

Архитектор стремился к предельной простоте своих сооружений. «Они должны быть простыми, и они просты, но они не должны быть примитивно простыми, а благородными, даже монументальными».

Опять парадокс «ПРОСТОТА ДОЛЖНА БЫТЬ
БЛАГОРОДНОЙ, ДАЖЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ»

Простота для Миса ван дер Роэ – не упрощенчество, граничащее с беспомощностью перед поставленной задачей; это простота, основанная на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому явлением Простоты в высшей степени.

Павильон выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.
Павильон выдающегося немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис ван дер Роэ на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне
с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.

Мис ван дер Роэ рассказывает… «Мне стало ясно, что вводить новые формы – не задача архитектуры. Я пытался понять – что же является ее задачей? Я спрашивал Петера Беренса, но он не смог мне ответить. Может быть, он просто не понимал вопроса.

Мы пытались отыскать ответ сами. Мы исследовали залежи древней и средневековой философии. С того времени, как мы поняли, что это – ВОПРОС ИСТИНЫ, мы пытались найти, чем же действительно является истина.

Мы были очень обрадованы, найдя определение истины у Фомы Аквинского: «ИСТИНА ЕСТЬ СУЩНОСТЬ ФАКТА». Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет. Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет – пол столетия».

В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Интерьер, кроме стены из золотистого оникса разделяли дымчато-серые и бутылочного цвета стеклянные перегородки.
В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Интерьер, кроме стены из золотистого оникса разделяли дымчато-серые и бутылочного цвета стеклянные перегородки.

Так постепенно возникла эстетическая концепция Мис ван дер Роэ, выросшая из идеалистической философии неотомизма,

Согласно этой концепции истоки прекрасного – в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций.

В этом ракурсе наиболее ясно представлен принцип организации пространства в Павильоне Мис ван дер Роэ. Оно свободно в единстве своем, непрерывности и перетекании.
В этом ракурсе наиболее ясно представлен принцип организации
пространства в Павильоне Мис ван дер Роэ. Оно свободно
в единстве своем, непрерывности и перетекании.

Мис утверждает… «Созданное архитектором — не ПРОСТО ПУСТОТА: это — РЕШЕТКА КРИСТАЛЛА, невидимая модульная сетка, заданная жестким расчетом пропорций. Это — Декартова система архитектурных координат».

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕТЫРЁХМЕРНО:
ПОМИМО ТРЕХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КООРДИНАТ
ОНО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТОЙ КООРДИНАТОЙ —
ВРЕМЕННОЙ, ДАЮЩЕЙ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ
РАЗВИВАТЬСЯ. РЕАЛИЗУЯ СВОЮ СВОБОДУ.

Стена из золотого оникса из Атласских гор во всей своей красе.
Стена из золотого оникса из Атласских гор во всей своей красе.

Идея свободного плана, реализованная в павильоне «Барселона», в дальнейшем нашла свое предельно-парадоксальное выражение… «Архитектор не должен задаваться вопросом, как люди будут пользоваться его зданием, — ведь жизнь меняется, меняются потребности. Архитектор организует пространство, а там устраивайтесь, как хотите».

И правильно, думаю я, Бог, создавая Вселенную, не ориентировался на потребности ее возможных обитателей, он разрабатывал лишь АБСОЛЮТНУЮ ИДЕЮ — независимую от внешних обстоятельств.

«Созданное архитектором это — РЕШЕТКА КРИСТАЛЛА, невидимая модульная сетка, заданная жестким расчетом пропорций. Это — Декартова система архитектурных координат.»

ИМЕННО ЭТО ДЕЛАЕТ АРХИТЕКТУРУ
ЯВЛЕНИЕМ БОГА НА ЗЕМЛЕ…

Оригинальность Мис ван дер Роэ заключается не столько в новизне используемых материалов, сколько в идеале современности, выражаемом через строгость геометрии, точности деталей и ясности сборки.
Оригинальность Мис ван дер Роэ заключается не столько в новизне используемых материалов, сколько в идеале современности, выражаемом через строгость геометрии, точности деталей и ясности сборки.

Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне стал триумфом архитектора, посягнувшего на тотальное проектирование. Именно в этом смысле стал известен всему архитектурному миру его принцип, афоризм, парадокс: «БОГ — В ДЕТАЛЯХ».

БОГ ЯВЛЯЕТ СЕБЯ ВО ВСЕМ —
ОТ МИРОЗДАНИЯ ДО ОТДЕЛЬНОГО ЗДАНИЯ
И КАЖДОЙ ДЕТАЛИ В НЕМ.

ЕСЛИ ВСЕЛЕННАЯ СТРОИТСЯ
ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ЗАКОНАМ
АБСОЛЮТНОЙ ГАРМОНИИ,
ТАКИМ ЖЕ — ЧЕТЫРЕХМЕРНЫМ —
ДОЛЖНО БЫТЬ И ЗДАНИЕ, И ВСЕ В НЕМ
ДОЛЖНО ВОСПЕВАТЬ ГЕОМЕТРИЮ
ПРЯМОГО УГЛА И ГЛУБИННЫХ ПЕРСПЕКТИВ..

Павильон в Барселоне — это доведенная до предела чистоты, бескомпромиссная геометрия, патетический рационализм, архитектурная аскеза, заключающаяся в отказе от всего, что выходит за границы АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ.

Архитектор поставил павильон на цоколь из травертина с двумя бассейнами, облицованными чёрным стеклом. Если добраться до "сущности факта", возникнет "истина", заключенная в шедевре Миса ван дер Роэ...
Архитектор поставил павильон на цоколь из травертина
с двумя бассейнами, облицованными чёрным стеклом.
Если добраться до «сущности факта», возникнет «истина»,
заключенная в шедевре Миса ван дер Роэ…

Павильон в Барселоне — это доведенная до предела чистоты, бескомпромиссная геометрия, патетический рационализм, архитектурная аскеза: вид духовной практики, заключающейся в преднамеренном самоограничении, самоотвержении, либо в исполнении трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.

Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.

Есть она и в идеалах, давших Современную архитектуру, «убитую» непониманием своей Великой сути.

"Стеклянный дом" или "Дом Фарнсуорт (заказчицы) объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс.
«Стеклянный дом» или «Дом Фарнсуорт (заказчицы)
объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс.

«ЛУЧЕЗАРНОСТЬ», «СВЕТЛОСТЬ» – одну из главных ценностей эстетики томизма – он воплотил в постройках, вся или почти вся поверхность ограждения которых образована стеклом.

Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции.

"Стеклянный дом" или "Дом Фарнсуорт (заказчицы) объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс.
«Стеклянный дом» или «Дом Фарнсуорт (заказчицы) объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс.

В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственный замкнутый объём содержит санузел и подсобное помещение.

Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой.

"Стеклянный дом" или "Дом Фарнсуорт (заказчицы) объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс.
«Стеклянный дом» или «Дом Фарнсуорт (заказчицы) объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс.

Главной темой частного дома стало ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО, почти умозрительно ограниченное стенами здания. В те годы еще не было в ходу слово «минимализм», но пророк минимализма уже высказал свое credo.

Простота форм восполнялось чистотой пропорций, качеством материала, точностью отделки. Техническое совершенство стало частью эстетической программы архитектора. Здание — не коробка, а СИЯЮЩИЙ КРИСТАЛЛ.

Мис ван дер Роэ (совместно с Филипом Джонсоном) Конторское здание Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. 1958 г., .
Мис ван дер Роэ (совместно с Филипом Джонсоном) Конторское здание Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. 1958 г., .

Монументальность сооружений подобного рода достигалась увеличением их вертикальных размеров подчас до гигантских масштабов. Образ силы и престижа воплотился в однотипных, кристально ясных по форме небоскрёбах в тридцать — сорок этажей. Кроме цвета декоративным элементом здесь служат только вертикальные и горизонтальные балки, что обеспечивают жёсткость стен и обрамляют окна высотой в этаж.

Небоскрёбы Миса ван дер Роэ и его архитектурной школы определяют облик современных Чикаго и Нью-Йорка. А концепция «стекла и стали» сделалась своего рода архитектурным стандартом для многих западноевропейских и американских зодчих.

Мис ван дер Роэ с макетом Иллинойского технологического института, что утверждает: "Новейшая архитектура обращена в Вечность, так как свободное пространство внутри не может устареть ни морально, ни функционально - там нечему устаревать. "
Мис ван дер Роэ с макетом Иллинойского технологического института, что утверждает: «Новейшая архитектура обращена в Вечность, так как свободное пространство внутри не может устареть ни морально, ни функционально — там нечему устаревать. «

Уже в 70-е годы восторги, вызванные архитектурой Миса, стали утихать: стеклянные павильоны и небоскребы, не подозревающие о своих связях с Вечностью и Вселенной, «убили Бога». Сегодня «Бог начал воскресать», потому что нынешнее Время требует осваивать следующий этап в отношениях людей с Пространством — существование в невесомости внеземных пространств.

Архитекторы, как все люди, бывают всякими,
избранные становятся провидцами и пророками.
Их нужно слушать и слышать, а не огульно ругать.

 

Компьютерные грезы Рафаэля Лакосты..—>

Оставить комментарий: