Альбом посвящен двум маленьким регулярным садикам, называемым Западной и Восточной клумбами. В них многое воедино сплетается, потому что автором Идеи и здесь остается он — Баварский король.
РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 21.12.2011
Дворец — как остров в центре Мироздания,
ибо из него исходят оси-лучи, определяющие
мироустройство под названием Линдерхоф…
Идешь вдоль западного фасада Дворца,
посмотрел налево — видишь террасы
северного склона прекрасной долины Грансвагталь.
Неистовствующий Нептун не дает забывать о себе:
требует утихомирить Хаос в душе
с помощью СТРАДАНИЯ и ВЕРЫ.
Терпите, страстотерпцы, о терпите:
не может быть иным ваш земной удел….
Дворец — как остров в центре Мироздания,
ибо из него исходят оси-лучи, определяющие
мироустройство под названием Линдерхоф…
Идешь вдоль западного фасада Дворца,
посмотрел налево — видишь террасы
южного склона прекрасной долины Грансвагталь.
Храм Венеры не дает забывать о себе:
требует очнуться, требует вернуться туда,
где смертные вкушают Божественную любовь…
В центре западного фасада — трехгранный ризалит с аттиковым этажом, перекрытый куполом. Все чрезвычайно изящно прорисовано, но сейчас — не о том. В средней грани ризалита — ниша с фигурой Аполлона. В двух боковых — дверные остекленные проемы с балконами. За ризалитом прячется спальня Короля.
Он мог выходить на балконы и видеть все, что захочет: южный склон с храмом Венеры, северный склон с богом Нептуном, западную клумбу во французском стиле, что великолепным ковром расстилается перед ним.
Вышел Король? Скульптура в фигурном бассейне — златокрылая Слава, называют ее и иначе — Молва, сразу же начинает славословить, в горн трубя.
Не замечая (или понимая), что слова Молвы — вода,
Король тешил, успокаивал себя:
те многоречивые террасированные склоны — далеко,
чудесный партер — перед ним.
По структуре восточный фасад Дворца ничем не отличается от западного. В центре — трехгранный ризалит с аттиковым этажом, перекрытый куполом. В средней грани ризалита — ниша с аллегорической фигурой. В двух боковых — дверные остекленные проемы с балконами. За ризалитом прячется столовая Короля.
Он мог выходить на балконы и видеть все, что захочет: южный склон с храмом Венеры, северный склон с богом Нептуном, Восточную клумбу во французском стиле, что великолепным партером расстилалась перед ним. Скульптура перед самым Дворцом — Венера с ее возлюбленным Адонисом. На переднем плане — златокрылый Амур с луком, или иначе — Купидон.
Король тешил, успокаивал себя гармоничностью
объемно-планировочного решения Дворца и Парка:
оси симметрии — то, что снимает Хаос,
все в разумный Порядок приводя.
Скульптурная группа в Восточной клумбе
«Венера и Адонис»…
То — герои «Метаморфоз» Овидия. Их отношения ничем не омрачались, но… Богиня часто предупреждала своего возлюбленного о всевозможных опасностях, которым он подвергается во время охоты. Адонис был слишком молод, не слушал её советов, и однажды его убил дикий вепрь. Венера искала своего возлюбленного и нашла его… среди умерших, потому что был он смертным в отличие от нее.
Зачем Людвиг выбрал скульптуру с таким сюжетом?
Не мог без печали обходиться?
Или хотел прекрасное мгновение остановить,
ведь, судя по двум голубкам у ног любящих,
им еще ничего не грозит?
Восточная клумба, в общем-то, очень мала. Ее составляет один четырехугольный боскет, к которому по продольной оси примыкают лестница и оранжерейный павильон.
БОСКЕТ — замкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической формы, обсаженный стрижеными деревьями или кустарниками в виде плотной живой изгороди. Боскеты называли иначе — «кабинетами» или «зелеными залами». В этом боскете в зеленых нишах размещены скульптуры. Посередине — уже описанная скульптурная группа и бассейн с фонтанчиком. По углам — четыре алхимических субстанции: Земля, Вода, Воздух, Огонь (не прост наш Король!). Площадка боскета укрыта цветочным партером, что ковром.
Обратите внимание, каков масштаб
образованного живой изгородью «зеленого зала»!
В нем чувствуешь себя защищенным, как в замке,
несмотря на то, что стены иллюзорны:
они — затея, забава, успокоительная игра…
Если хотите войти в состояние Людвига,
туристов нужно убрать. Всех, до одного!!!
Оранжерейные павильоны подобны изысканной вязи из деревянных реек и всевозможных резных деталей. Они — кружевные… Свет пропускают, но разбивают поток тенями от деревянного кружева на столь же прихотливый узор. Сейчас солнца нет — это не частый для Баварии случай, где солнца больше, чем мы можем вообразить.
Стены оранжерейных павильонов прозрачны: они вроде бы есть, в то же время их нет, потому что стена — то, что выгораживает, от внешнего мира защищает, а эта лишь намекает, обещает, шутит с тем, кто поверил ей.
Хорошая шутка — всегда услада,
отдохновение для души…
Людовик XVI — Французский король — изображен в будничном одеянии. Зачем парадные парики и мантии, ведь он же среди своих?! Людовик XV был крестным отцом Людвига I — деда Людвига II, который, в свою очередь стал крестным нынешнего короля. Видите, какая между королевскими династиями душевно-духовная взаимосвязь.
Людо́вик XVI (1754 — 1793) — король Франции, при котором в 1789 году началась Великая Французская революция. Людовик сначала принял конституцию 1791 года, отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. За это был низложен, предан суду Конвента и казнён на гильотине, как и его супруга Мария Антуанетта.
Это был человек доброго сердца, но незначительного ума и нерешительного характера. Наибольшую склонность выказывал он к физическим занятиям, особенно к слесарному мастерству и к охоте. Несмотря на разврат окружавшего его двора, он сохранил чистоту нрава, отличался большой честностью, простотой в обращении и ненавистью к роскоши. Он вступил на престол с желанием работать на пользу народа и уничтожить существовавшие злоупотребления, но не умел смело идти вперед к намеченной цели. Он подчинялся влиянию окружающих и не доводил до конца начатых реформ.
С таким королем было о чем поговорить
нашему Людвигу, мучимому всеми вопросами,
которые ум и безрассудство могут изобрести.
Устали от бреда Истории и Людвиговых галлюцинаций? Погуляйте в зеленых, так называемых, «огибных дорогах», наслаждаясь тенью, масштабом, линией поворота и тем, что вы одни. Если захотите, конечно.
Не могу в рассказ не включить деловой информации… Пе́ргола — садовое устройство, наборная конструкция из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями, для защиты прохода от палящего солнца. Она может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы. Слово pergola происходит от латинского pergula «навес, пристройка».
Шествуете по «огибной дороге»?
Вам хорошо?
Насладитесь пребыванием а в замечательном боскете или в «зеленом кабинете», или в «зале под открытым небом». Такого состояния в Западной клумбе вы не переживете — всё будет другим. А здесь можно ощутить, как зеленые стены защищают вас от того, что вне боскета. Можно слушать, как журчит фонтанчик в круглом бассейне. Можно вдыхать аромат цветов и, главное, впитывать в себя Тишину…
Неужели они не помогали утихнуть душевной боли,
так мучившей нашего страстотерпца — Баварского короля?!
Великолепна аранжировка Восточной клумбы.
Игра Света — Тени в оранжерейном павильоне.
Бег фонтанных струй, с которыми забавляется
Купидон или Амур…
Все светло, тепло и душевно —
без тщеславия и суеты…
Ой, нет, я опять ошиблась…
Амур вооружен не только луком и колчаном со стрелами.
Рядом с ним уложены в раковине пушечка-мортирочка
и трепыхает крылышками сидящий над ними молодой орел.
Откуда все это взялось?!
По-видимому, все это взялось — в воображении явилось,
потому что любой король, прежде всего, — король!
Слышите в беге фонтанных струй — «Я-я-я»…
Отвлекитесь.
Не журчите, не кричите — пожужжите, как пчела…
Признаюсь, мне нравится собрание скульптуры в обеих Клумбах. Особенно тем, что стоят они во французских по стилю садиках, многие из них имеют греко-римское содержание и барочные формы, причем — очень баварские.
Будто время течет и течет, а здесь —
в этих садиках — останавливается…
Пьедесталы — барочные, даже с признаками Модерна, в который, еще лет двадцать, и погрузится мир. На пьедесталах установлены женские скульптуры в развевающихся по-барочному одеяниях. В левой скульптуре (наверное, «Воздух») ощутимо чисто барочное томление и плоти, и духа. Каким-то образом в это ее состояние вписывается одноглавый германский орел. Правая скульптура (наверное, «Земля») очень величава, особенно царственны поворот головы и взгляд. У ног божества восседает Баварский геральдический «Рыкающий лев».
Время текло-текло и в Баварии остановилось.
На века? Как можно — на мгновение,
чтобы рассказать о Людвиге II —
печальном Баварском короле…
Людвиг посещал свои Клумбы в сумерки,
когда так сильно пахнут цветы,
или в ночное время, когда он бодрствует,
а все остальные спят.
Остальные — чужие, потому что в саду гуляет
он — Один — и призраки, незримые для других.
Покидаем Восточную клумбу, возвращаемся в Западную клумбу, что раскинулась напротив западного фасада Дворца. Всё, в принципе, то же самое, но больше тщеславия и суеты.
Оранжерейные павильоны очень хороши в контрсвете, отчетливо выявляющем их ажурную вязь. В этом виде павильон выглядит роскошной рамой, внутри которой прорисовывается в солнечной дымке центральный ризалит Дворца со спальней Короля.
В этой клумбе Амурчик играет с дельфинами. За ним виднеется бюст Французского короля Людовика XV — предшественник Людовика XVI, бюст которого установлен в павильоне Восточной клумбы. Они различны во всем, не могу о том не рассказать…
Людовик XV, официальное прозвище Возлюбленный, стал королем Франции в 1715 году (сразу же после смерти Людовика XIV) в возрасте 5 лет. Пяти! Воспитывали его дурно — всячески потворствуя всем прихотям мальчонки, чтобы усыпить волю и разум. В 15 лет его женили на 22-летней Марии Лещинской — дочери Польского короля Станислава. Он ее не любил, но имел от нее 10-ых детей — одного дофина и шестерых оставшихся незамужними дочерей, называвшимися при дворе «Госпожами тетками». Имел двух знаменитых фавориток — мадам де Помпадур и мадам Дюбарри. Прославился фразой «После нас хоть потоп». Умер в 1774 году от оспы, заразившись ею от очередной метрессы.
Людвиг с ним постоянно «общался» в галлюцинациях своих.
Не понимаю, о чем с таким человеком и королем
он мог говорить…
Действительно в Западной клумбе, убедитесь, много тщеславия, суеты. На переднем плане — Амур, играющий с дельфином. На дальнем — скульптура Молвы, трубящей в горн. Среди цветов бегают пирамидки. Они агрессивны.
Это — первый Линдерхофский сад.
Следующая за ним Клумба проще.
Террасированные склоны философичны.
Выбирайте, где отдыхать, на свой вкус…
По-моему, это — единственная скульптура в коллекции Людвига, что пытается установить связь с внешним миром. Остальные либо в себя погружены, либо от всего отстранены. Значит, и эта скульптура , как Западная клумба, выполнена в то время, когда Людвиг еще реагировал на свое положение в мире, еще был в какой-то степени действующим королем.
Потом он в себя ушел…
А может быть, в агрессивности, активности этой Клумбы проявляется борьба, которую Король с собой ведет, не позволяя себе уходить в мир грёз? Кто знает… Ясно лишь одно: мучительная борьба шла и было за что бороться.
П. И. Ковалевский пишет… «Людвиг II при всех его болезненных проявлениях почти до конца жизни являлся умным, находчивым, сообразительным и настойчиво отстаивающим интересы королевства королем. Диво ли, что при его уединенной и замкнутой жизни подданные знали его как мудрого короля и настойчивого охранителя государственной самостоятельности даже пред лицом железного человека (имеется в виду Бисмарк). С этой точки зрения Людвиг II по праву пользовался преданностью и любовью баварцев».
Вот такая беда и для подданных, и для их Короля.
Хороши в коллекции Людвига не только позолоченные и мраморные скульптуры, но и вазы, выполненные для него по специальному заказу.
Будьте уверены, в регулярном саду, если ваза стоит у правой зеленой кулисы, у левой кулисы она тоже будет стоять. Строгая симметрия, где правое тождественно левому, для регулярных садов — непререкаемый закон.
Помолчу, чтобы не мешать любоваться вазами с козлиными мордами, то есть ведущих свое происхождение от Дионисийских мистерий, в ходе которых все должны были питием себя услаждать.
В последние годы жизни Людвиг тоже много пил.
Не могу этого представить, как и того,
что с течением времени он становился совсем другим…
Бродя по «Кабинетам», общаясь с Людовиками и Марией Антуанеттой, я лично забыла, что за пределами зеленых стен рядами горы стоят.
Горы не отступали, они своего час ждали,
когда можно будет снова затащить в пещеру
Баварского короля…
Возвращаемся к вазам — только вазам. Они так хороши, что напоминают живые существа. По Линдерхофу бродит три типа ваз: чугунные, из майолики с глазурованной поверхностью, мраморные, что по красоте не уступают двум другим.
На этом виде только чугунной вазы нет.
Возле вазы нужно долго стоять, чтобы понять, как возникают эти переплетения спиралей, ветвей, акантовых листов, бурбонских лилий и еще чего-то — не пойму чего.
Кстати, вы знаете, Людвиг родился в августе,
значит по европейскому гороскопу он был Львом —
солнечным существом…
Не признаюсь, но постоянно думаю, почему в Линдерхофе мрамор так почернел. Ведь там не такой воздух, как у нас в Петербурге, и вазам не 300, а всего лишь сто с четвертью лет. В Париже и в Петербурге плоть мраморной скульптуры заменяют. В Париже к этому, похоже, привыкли. Мы привыкаем.
Смотрю на Линдерхфскую вазу и думаю:
плоть поменяют — душа умрет.
Или я все краски сгущаю…
Посмотрите на Западную клумбу еще раз.
Чуть-чуть и мы из Линдерхофского парка уйдем.
Повторяю… Низкие цветочные грядки, перемежающиеся самшитовыми пирамидками, имеют орнаментальную форму. В бассейне распахнула крылья статуя Молвы, отлитая из позолоченного цинка — произведение скульптора Франца Валькера. По обе стороны от нее установлены каменные статуи — аллегории на времена года, созданные Иоганном Непомуком Гаутманном.
Бюста Людовика XV не видно, и это хорошо.
Мелодии из оперы «Тангейзер» до клумб Долетают? Несомненно. Вслушайтесь, вдали раздаётся звон колокольчиков пасущегося стада. Вглядитесь, на высоком выступе горы, лицом к долине, сидит молодой пастух и играет на свирели.
Пастух
Ходила Хольда гулять из гор,
и где богиня гуляла,
там сладких звуков слышу я хор,
чудес там вижу я не мало.
(Пастух играет.)
Приснился мне волшебный сон;
и вот, когда растаял он, –
в лучах земля сияла:
весна, весна настала!
Ну, веселей, свирель, играй:
вот Май пришёл, весёлый Май!