Линдерхоф: Среди цветочных клумб под липою

Альбом посвящен двум маленьким регулярным садикам, называемым Западной и Восточной клумбами. В них многое воедино сплетается, потому что автором Идеи и здесь остается он — Баварский король.

РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 21.12.2011

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
На переднем плане — фрагмент западного фасада Дворца.
За ним — северный склон с Нептуном и Каскадом.

Дворец — как остров в центре Мироздания,
ибо из него исходят оси-лучи, определяющие
мироустройство под названием Линдерхоф…

Идешь вдоль западного фасада Дворца,
посмотрел налево — видишь террасы
северного склона прекрасной долины Грансвагталь.
Неистовствующий Нептун не дает забывать о себе:
требует утихомирить Хаос в душе
с помощью СТРАДАНИЯ и ВЕРЫ.
Терпите, страстотерпцы, о терпите:
не может быть иным ваш земной удел….

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
На переднем плане — фрагмент западного фасада Дворца.
За ним — южный склон с храмом Венеры.

Дворец — как остров в центре Мироздания,
ибо из него исходят оси-лучи, определяющие
мироустройство под названием Линдерхоф…

Идешь вдоль западного фасада Дворца,
посмотрел налево — видишь террасы
южного склона прекрасной долины Грансвагталь.
Храм Венеры не дает забывать о себе:
требует очнуться, требует вернуться туда,
где смертные вкушают Божественную любовь…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Западный фасад Дворца. Перед ним, так называемая, Западная клумба,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

В центре западного фасада — трехгранный ризалит с аттиковым этажом, перекрытый куполом. Все чрезвычайно изящно прорисовано, но сейчас — не о том. В средней грани ризалита — ниша с фигурой Аполлона. В двух боковых — дверные остекленные проемы с балконами. За ризалитом прячется спальня Короля.

Он мог выходить на балконы и видеть все, что захочет: южный склон с храмом Венеры, северный склон с богом Нептуном, западную клумбу во французском стиле, что великолепным ковром расстилается перед ним.

Вышел Король? Скульптура в фигурном бассейне — златокрылая Слава, называют ее и иначе — Молва, сразу же начинает славословить, в горн трубя.

Не замечая (или понимая), что слова Молвы — вода,
Король тешил, успокаивал себя:
те многоречивые террасированные склоны — далеко,
чудесный партер — перед ним.

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Восточный фасад Дворца. Перед ним, так называемая, Восточная клумба,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

По структуре восточный фасад Дворца ничем не отличается от западного. В центре — трехгранный ризалит с аттиковым этажом, перекрытый куполом. В средней грани ризалита — ниша с аллегорической фигурой. В двух боковых — дверные остекленные проемы с балконами. За ризалитом прячется столовая Короля.

Он мог выходить на балконы и видеть все, что захочет: южный склон с храмом Венеры, северный склон с богом Нептуном, Восточную клумбу во французском стиле, что великолепным партером расстилалась перед ним. Скульптура перед самым Дворцом — Венера с ее возлюбленным Адонисом. На переднем плане — златокрылый Амур с луком, или иначе — Купидон.

Король тешил, успокаивал себя гармоничностью
объемно-планировочного решения Дворца и Парка:
оси симметрии — то, что снимает Хаос,
все в разумный Порядок приводя.

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Восточный фасад Дворца. Перед ним — Восточная клумба,
что собой представляет выполненный во французском стиле
регулярный сад. Автор «Венеры и Адониса» Иоганн Непомук Гауттманн.

Скульптурная группа в Восточной клумбе
«Венера и Адонис»…

То — герои «Метаморфоз» Овидия. Их отношения ничем не омрачались, но… Богиня часто предупреждала своего возлюбленного о всевозможных опасностях, которым он подвергается во время охоты. Адонис был слишком молод, не слушал её советов, и однажды его убил дикий вепрь. Венера искала своего возлюбленного и нашла его… среди умерших, потому что был он смертным в отличие от нее.

Зачем Людвиг выбрал скульптуру с таким сюжетом?
Не мог без печали обходиться?
Или хотел прекрасное мгновение остановить,
ведь, судя по двум голубкам у ног любящих,
им еще ничего не грозит?

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Восточный фасад Дворца. Перед ним, так называемая, Восточная клумба,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

Восточная клумба, в общем-то, очень мала. Ее составляет один четырехугольный боскет, к которому по продольной оси примыкают лестница и оранжерейный павильон.

БОСКЕТ — замкнутый участок с насаждениями, обычно правильной геометрической формы, обсаженный стрижеными деревьями или кустарниками в виде плотной живой изгороди. Боскеты называли иначе — «кабинетами» или «зелеными залами». В этом боскете в зеленых нишах размещены скульптуры. Посередине — уже описанная скульптурная группа и бассейн с фонтанчиком. По углам — четыре алхимических субстанции: Земля, Вода, Воздух, Огонь (не прост наш Король!). Площадка боскета укрыта цветочным партером, что ковром.

Обратите внимание, каков масштаб
образованного живой изгородью «зеленого зала»!
В нем чувствуешь себя защищенным, как в замке,
несмотря на то, что стены иллюзорны:
они — затея, забава, успокоительная игра…

Если хотите войти в состояние Людвига,
туристов нужно убрать. Всех, до одного!!!

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Так называемая, Восточная клумба, что собой представляет
во французском стиле регулярный сад. Оранжерейный павильон
с бюстом Людовика XVI на высоком постаменте.

Оранжерейные павильоны подобны изысканной вязи из деревянных реек и всевозможных резных деталей. Они — кружевные… Свет пропускают, но разбивают поток тенями от деревянного кружева на столь же прихотливый узор. Сейчас солнца нет — это не частый для Баварии случай, где солнца больше, чем мы можем вообразить.

Стены оранжерейных павильонов прозрачны: они вроде бы есть, в то же время их нет, потому что стена — то, что выгораживает, от внешнего мира защищает, а эта лишь намекает, обещает, шутит с тем, кто поверил ей.

Хорошая шутка — всегда услада,
отдохновение для души…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Так называемая, Восточная клумба, что собой представляет
во французском стиле регулярный сад. Оранжерейный павильон
с бюстом Людовика XVI на высоком постаменте.

Людовик XVI — Французский король — изображен в будничном одеянии. Зачем парадные парики и мантии, ведь он же среди своих?! Людовик XV был крестным отцом Людвига I — деда Людвига II, который, в свою очередь стал крестным нынешнего короля. Видите, какая между королевскими династиями душевно-духовная взаимосвязь.

Людо́вик XVI (1754 — 1793) — король Франции, при котором в 1789 году началась Великая Французская революция. Людовик сначала принял конституцию 1791 года, отказался от абсолютизма и стал конституционным монархом, однако вскоре начал нерешительно противодействовать радикальным мерам революционеров и даже попытался бежать из страны. За это был низложен, предан суду Конвента и казнён на гильотине, как и его супруга Мария Антуанетта.

Это был человек доброго сердца, но незначительного ума и нерешительного характера. Наибольшую склонность выказывал он к физическим занятиям, особенно к слесарному мастерству и к охоте. Несмотря на разврат окружавшего его двора, он сохранил чистоту нрава, отличался большой честностью, простотой в обращении и ненавистью к роскоши. Он вступил на престол с желанием работать на пользу народа и уничтожить существовавшие злоупотребления, но не умел смело идти вперед к намеченной цели. Он подчинялся влиянию окружающих и не доводил до конца начатых реформ.

С таким королем было о чем поговорить
нашему Людвигу, мучимому всеми вопросами,
которые ум и безрассудство могут изобрести.

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Так называемая, «огибная дорога», широко используемая в парке.

Устали от бреда Истории и Людвиговых галлюцинаций? Погуляйте в зеленых, так называемых, «огибных дорогах», наслаждаясь тенью, масштабом, линией поворота и тем, что вы одни. Если захотите, конечно.

Не могу в рассказ не включить деловой информации… Пе́ргола — садовое устройство, наборная конструкция из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями, для защиты прохода от палящего солнца. Она может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы. Слово pergola происходит от латинского pergula «навес, пристройка».

Шествуете по «огибной дороге»?
Вам хорошо?

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Так называемая, Восточная клумба, что собой представляет во французском стиле регулярный сад. Скульптуры в зеленых нишах. Фонтанчик в виде Амура с луком. Цветочный ковер.
Простота и уют…

Насладитесь пребыванием а в замечательном боскете или в «зеленом кабинете», или в «зале под открытым небом». Такого состояния в Западной клумбе вы не переживете — всё будет другим. А здесь можно ощутить, как зеленые стены защищают вас от того, что вне боскета. Можно слушать, как журчит фонтанчик в круглом бассейне. Можно вдыхать аромат цветов и, главное, впитывать в себя Тишину…

Неужели они не помогали утихнуть душевной боли,
так мучившей нашего страстотерпца — Баварского короля?!

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Так называемая, Восточная клумба, что собой представляет
во французском стиле регулярный сад. Фонтанчик в виде Амура с луком.

Великолепна аранжировка Восточной клумбы.
Игра Света — Тени в оранжерейном павильоне.
Бег фонтанных струй, с которыми забавляется
Купидон или Амур…

Все светло, тепло и душевно —
без тщеславия и суеты…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Так называемая, Восточная клумба, что собой представляет
во французском стиле регулярный сад. Автор позолоченного
Амура, пускающего свои любовные стрелы, — Михаэль Вагмюллер.

Ой, нет, я опять ошиблась…
Амур вооружен не только луком и колчаном со стрелами.
Рядом с ним уложены в раковине пушечка-мортирочка
и трепыхает крылышками сидящий над ними молодой орел.

Откуда все это взялось?!
По-видимому, все это взялось — в воображении явилось,
потому что любой король, прежде всего, — король!
Слышите в беге фонтанных струй — «Я-я-я»…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Так называемая, Восточная клумба, что собой представляет
во французском стиле регулярный сад. Медоносная пчела
в своем золотом саду.

Отвлекитесь.
Не журчите, не кричите — пожужжите, как пчела…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Общий вид, так называемой, Восточной клумбы, что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

Признаюсь, мне нравится собрание скульптуры в обеих Клумбах. Особенно тем, что стоят они во французских по стилю садиках, многие из них имеют греко-римское содержание и барочные формы, причем — очень баварские.

Будто время течет и течет, а здесь —
в этих садиках — останавливается…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Общий вид, так называемой, Восточной клумбы,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.
Автор аллегорий — скульптор Иоганн Непомук Гауттманн.

Пьедесталы — барочные, даже с признаками Модерна, в который, еще лет двадцать, и погрузится мир. На пьедесталах установлены женские скульптуры в развевающихся по-барочному одеяниях. В левой скульптуре (наверное, «Воздух») ощутимо чисто барочное томление и плоти, и духа. Каким-то образом в это ее состояние вписывается одноглавый германский орел. Правая скульптура (наверное, «Земля») очень величава, особенно царственны поворот головы и взгляд. У ног божества восседает Баварский геральдический «Рыкающий лев».

Время текло-текло и в Баварии остановилось.
На века? Как можно — на мгновение,
чтобы рассказать о Людвиге II —
печальном Баварском короле…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Общий вид, так называемой, Восточной клумбы,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

Людвиг посещал свои Клумбы в сумерки,
когда так сильно пахнут цветы,
или в ночное время, когда он бодрствует,
а все остальные спят.

Остальные — чужие, потому что в саду гуляет
он — Один — и призраки, незримые для других.

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Западный фасад Дворца. Перед ним, так называемая, Западная клумба,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

Покидаем Восточную клумбу, возвращаемся в Западную клумбу, что раскинулась напротив западного фасада Дворца. Всё, в принципе, то же самое, но больше тщеславия и суеты.

Оранжерейные павильоны очень хороши в контрсвете, отчетливо выявляющем их ажурную вязь. В этом виде павильон выглядит роскошной рамой, внутри которой прорисовывается в солнечной дымке центральный ризалит Дворца со спальней Короля.

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Западный фасад Дворца. Перед ним, так называемая, Западная клумба,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

В этой клумбе Амурчик играет с дельфинами. За ним виднеется бюст Французского короля Людовика XV — предшественник Людовика XVI, бюст которого установлен в павильоне Восточной клумбы. Они различны во всем, не могу о том не рассказать…

Людовик XV, официальное прозвище Возлюбленный, стал королем Франции в 1715 году (сразу же после смерти Людовика XIV) в возрасте 5 лет. Пяти! Воспитывали его дурно — всячески потворствуя всем прихотям мальчонки, чтобы усыпить волю и разум. В 15 лет его женили на 22-летней Марии Лещинской — дочери Польского короля Станислава. Он ее не любил, но имел от нее 10-ых детей — одного дофина и шестерых оставшихся незамужними дочерей, называвшимися при дворе «Госпожами тетками». Имел двух знаменитых фавориток — мадам де Помпадур и мадам Дюбарри. Прославился фразой «После нас хоть потоп». Умер в 1774 году от оспы, заразившись ею от очередной метрессы.

Людвиг с ним постоянно «общался» в галлюцинациях своих.
Не понимаю, о чем с таким человеком и королем
он мог говорить…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Общий вид, так называемой, Западной клумбы,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

Действительно в Западной клумбе, убедитесь, много тщеславия, суеты. На переднем плане — Амур, играющий с дельфином. На дальнем — скульптура Молвы, трубящей в горн. Среди цветов бегают пирамидки. Они агрессивны.

Это — первый Линдерхофский сад.
Следующая за ним Клумба проще.
Террасированные склоны философичны.
Выбирайте, где отдыхать, на свой вкус…

Статуя Молвы, отлитая из позолоченного цинка, —
произведение скульптора Франца Валькера.

По-моему, это — единственная скульптура в коллекции Людвига, что пытается установить связь с внешним миром. Остальные либо в себя погружены, либо от всего отстранены. Значит, и эта скульптура , как Западная клумба, выполнена в то время, когда Людвиг еще реагировал на свое положение в мире, еще был в какой-то степени действующим королем.

Потом он в себя ушел…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Общий вид, так называемой, Западной клумбы,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

А может быть, в агрессивности, активности этой Клумбы проявляется борьба, которую Король с собой ведет, не позволяя себе уходить в мир грёз? Кто знает… Ясно лишь одно: мучительная борьба шла и было за что бороться.

П. И. Ковалевский пишет… «Людвиг II при всех его болезненных проявлениях почти до конца жизни являлся умным, находчивым, сообразительным и настойчиво отстаивающим интересы королевства королем. Диво ли, что при его уединенной и замкнутой жизни подданные знали его как мудрого короля и настойчивого охранителя государственной самостоятельности даже пред лицом железного человека (имеется в виду Бисмарк). С этой точки зрения Людвиг II по праву пользовался преданностью и любовью баварцев».

Вот такая беда и для подданных, и для их Короля.

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Общий вид, так называемой, Западной клумбы,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

Хороши в коллекции Людвига не только позолоченные и мраморные скульптуры, но и вазы, выполненные для него по специальному заказу.

Будьте уверены, в регулярном саду, если ваза стоит у правой зеленой кулисы, у левой кулисы она тоже будет стоять. Строгая симметрия, где правое тождественно левому, для регулярных садов — непререкаемый закон.

Замок Линдерхоф, построенный в 1874—1878 годах в долине Грансвагталь. Ваза из майолики, увенчанная фигурками путти, выполнена на фарфоровой мануфактуре Нимфенбурга по оригинальным эскизам королевской мануфактуры Шуази-ле-Руа близ Парижа.

Помолчу, чтобы не мешать любоваться вазами с козлиными мордами, то есть ведущих свое происхождение от Дионисийских мистерий, в ходе которых все должны были питием себя услаждать.

В последние годы жизни Людвиг тоже много пил.
Не могу этого представить, как и того,
что с течением времени он становился совсем другим…

Замок Линдерхоф, построенный в 1874—1878 годах в долине Грансвагталь. Ваза из майолики, увенчанная фигурками путти, выполнена на фарфоровой мануфактуре Нимфенбурга по оригинальным эскизам королевской мануфактуры Шуази-ле-Руа близ Парижа.

Бродя по «Кабинетам», общаясь с Людовиками и Марией Антуанеттой, я лично забыла, что за пределами зеленых стен рядами горы стоят.

Горы не отступали, они своего час ждали,
когда можно будет снова затащить в пещеру
Баварского короля…

Замок Линдерхоф, построенный в 1874—1878 годах в долине Грансвагталь. Ваза из майолики, увенчанная фигурками путти, выполнена на фарфоровой мануфактуре Нимфенбурга по оригинальным эскизам королевской мануфактуры Шуази-ле-Руа близ Парижа.

Возвращаемся к вазам — только вазам. Они так хороши, что напоминают живые существа. По Линдерхофу бродит три типа ваз: чугунные, из майолики с глазурованной поверхностью, мраморные, что по красоте не уступают двум другим.

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Общий вид, так называемой, Западной клумбы,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

На этом виде только чугунной вазы нет.

Замок Линдерхоф, построенный в 1874—1878 годах в долине Грансвагталь. Мраморная ваза — скульптура. Кто автор?
Не знаю, но видится мне в ней рука Иоганна Непомука Гауттманна.

Возле вазы нужно долго стоять, чтобы понять, как возникают эти переплетения спиралей, ветвей, акантовых листов, бурбонских лилий и еще чего-то — не пойму чего.

Кстати, вы знаете, Людвиг родился в августе,
значит по европейскому гороскопу он был Львом —
солнечным существом…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Вазы из коллекции Людвига Баварского, в которых присутствует
(и в мраморной, и в чугунной) несомненный Баварский стиль или шик.

Не признаюсь, но постоянно думаю, почему в Линдерхофе мрамор так почернел. Ведь там не такой воздух, как у нас в Петербурге, и вазам не 300, а всего лишь сто с четвертью лет. В Париже и в Петербурге плоть мраморной скульптуры заменяют. В Париже к этому, похоже, привыкли. Мы привыкаем.

Смотрю на Линдерхфскую вазу и думаю:
плоть поменяют — душа умрет.
Или я все краски сгущаю…

Дворцово-парковый ансамбль в Линдерхофе. Идея Людвига II.
Общий вид, так называемой, Западной клумбы,
что собой представляет во французском стиле регулярный сад.

Посмотрите на Западную клумбу еще раз.
Чуть-чуть и мы из Линдерхофского парка уйдем.

Повторяю… Низкие цветочные грядки, перемежающиеся самшитовыми пирамидками, имеют орнаментальную форму. В бассейне распахнула крылья статуя Молвы, отлитая из позолоченного цинка — произведение скульптора Франца Валькера. По обе стороны от нее установлены каменные статуи — аллегории на времена года, созданные Иоганном Непомуком Гаутманном.

Бюста Людовика XV не видно, и это хорошо.

Цветы в Линдерхофских Клумбах со временем меняются,
потому что в них все живое, а значит подвластное изменениям…

Мелодии из оперы «Тангейзер» до клумб Долетают? Несомненно. Вслушайтесь, вдали раздаётся звон колокольчиков пасущегося стада. Вглядитесь, на высоком выступе горы, лицом к долине, сидит молодой пастух и играет на свирели.

Пастух
Ходила Хольда гулять из гор,
и где богиня гуляла,
там сладких звуков слышу я хор,
чудес там вижу я не мало.

Да, керамические вазы я в перечень не включила, потому что
чаще всего, к большому сожалению, на террасах Линдерхофа
стоят не вазы, а керамические горшки.

(Пастух играет.)
Приснился мне волшебный сон;
и вот, когда растаял он, –
в лучах земля сияла:
весна, весна настала!
Ну, веселей, свирель, играй:
вот Май пришёл, весёлый Май!

Линдерхофские цветы. При Людвиге они были другими?
Кто знает. По-моему, нет лучше простой красоты…

<— ЛИНДЕРХОФ — СЕВЕРНЫЙ СКЛОН В ЗВУЧАНИИ КАСКАДА…

ЛИНДЕРХОФ — ЛИКИ ДВОРЦА КРУПНЫМ ПЛАНОМ… —>

Leave a Reply