«Золото Рейна»: Ворота Святого Галла

Святой Галл — отшельник и проповедник из Ирландии, разрушавший в Швейцарии «бесовские капища» — языческие, насаждая христианство. Память св. Галла базельцы чтили, закрепив чувства свои в архитектуре его именем названных ворот при Кафедральном соборе. Только ворота эти оказались не каноническими, а декорированными на языческий лад. Ох, уж эти базельцы, и во времени Колеса вертят…

Иконографический образ. Галл Ирландский (ок. 550 — ок. 630-640) — отшельник и проповедник на Боденском озере, преподобный

Святой Галл (Gallus) родился в Ирландии, ориентировочно в 550 году. Его благочестивые родители, дворяне, отдали его в монастырь Бангор (Bangor) для получения образования.

Вместе с Колумбаном, который рукоположил его в священники, и 11 попутчиками он отправился приблизительно в 590 году из Ирландии во Францию, а в 610 году, вместе с Колумбаном, —
к Алеманнам.

Сначала попытки проповеди в Швейцарии терпели неудачу. Галл разрушал бесовские капища. Так на Цюрихском озере во время проповеди Колумбана языческое капище было сожжено. Ожесточенные язычники напали на Галла и Колумбана, но им удалось спастись, после чего они прибыли в Брегенц (Bregenz). После трехлетней проповеди, когда Галл снова бросил идолов в Боденское озеро, они опять были изгнаны.

Иконографическое изображение.
Слава Ирландии — Святые Комгалл, Галл и Колумбан

Галл тяжело заболел. Колумбан расценил это как трусость и двинулся без него через Альпы в северную Италию. Согласно преданию, Галл находился на пути в Арбон, что на Боденском озере, к священнику Виллимару, диакон которого Хильтибальд знал подходящие для отшельника места. Он послал Галла вместе с Магнальдом — одним из трех своих капелланов — на гору, из которой обильно текла целительная вода.Это были источники Штейнбах. Предания рассказывают, что выдра помогала Галлу с рыбой и получала за это половину улова. После молитвы и поста Галл и Магнальд отправились в путь, который, как казалось, не будет иметь конца для изможденных путешественников, и столкнулись со множеством препятствий.

Тем не менее, с постом и молитвами они продолжали свой путь. Когда Галл падал, он смотрел на это как на знак, подаваемый его посохом, на котором находился мешочек со святыми мощами. Они ложились спать, так как Галл объяснял, что не надо бояться диких зверей, приводя в пример Даниила, которого не тронули даже львы.

Ночью приходил медведь и угощался остатками ужина. Галл приказал ему, чтобы тот достал древесину для огня и для строительства кельи. За это медведь все оставшиеся дни получал хлеб, как, впрочем, и другие дикие животные.

После того, как началось строительство, оказалось, что балки слишком коротки. Галл попросил всех строителей собраться в келии, чтобы принять участие в молитве и в трапезе святым хлебом. Вернувшись, они обнаружили, что балки достигли требуемой длины. Так в 612 году был возведена молельня в Штейнбахе, на месте которой в 719 был построен большой известный монастырь святого Галла.

Иконографическое изображение. Святой Галл — апостол Швейцарии

Галл жил в уединении на Боденском озере. Своим словом, своим благочестием, и, прежде всего, любовью к людям и природе, а также исцелениями от болезней он покорил диковатых алеманнов. Постепенно около него собралась группа последователей, жизнь которых была обусловлена строгой дисциплиной покаяния, молитвы и изучением Писаний. Кроме того, они заботились о науках – в ту пору Средняя Европа была развивающимся краем.

В 615 году ему предложили стать епископом Констанца, однако Галл отказался. Делегация монастыря Люксёй прибыла к нему в келью, чтобы пригласить его в качестве игумена. От этого предложения он также отказался. Будучи уже в возрасте, Галл еще поучал в Арбоне. Он видел смерть Колумбана в 615 году и отслужил по нему панихиду.

Святой Галл скончался 16 октября 640 года в Арбоне в Швейцарии. После его смерти в келии нашли окровавленную цепь с шипами, которую он носил при себе. Раны на его теле соответствовали этой цепи: ею он препоясывался для истязания плоти. Эту цепь положили в могилу вместе с алтарем из его кельи.

Кафедральный собор в Базеле. Первая постройка 1019 года.
Перестроен после сильного пожара 1258 года. После разрушительного землетрясения 1356 года здание было отстроено вновь, вобрав в себя два стиля — позднероманский и раннеготический…

Что нам за дело до Святого Галла? Что Святому Галлу за дело до нас? Мы разминулись в пространстве-времени и даже многоступенчатые контрфорсы нас не могут соединить.

Так то он так, но декор ворот Святого Галла,
я думаю, всех пленит…

Кафедральный собор в Базеле. Южный фасад трансепта.
Ворота св. Галла — по центру. Выше — «Колесо Фортуны».
Декор ворот не имеет отношения к иконографическим образам
и даже к Готике он не очень тяготеет. Он сам по себе? Нет…
Декор тяготеет к стихам, которым восемьсот, девятьсот, а то и тысяча лет. Эта средневековая древность, глубокая старина — поэзия, олицетворяющая непреходящую молодость мятежного человеческого духа, поэзия чрезвычайно полнокровная, звонкая, близкая современным людям по своей внутренней сути…
Кафедральный собор в Базеле. Ворота св. Галла.
Скульптурное изображение Святого с выдрой на руках

Церковь объявляла вагантов зловещей еретической сектой, проклятыми богом и людьми «асоциальными» париями…

«Нет у тебя ничего,- гласила одна из церковных инвектив, предававшая анафеме очередного поэта-ваганта, — ни поля, ни коня, ни денег, ни пищи. Годы проходят для тебя, не принося урожая. Ты враг, ты дьявол. Ты медлителен и ленив. Холодный суровый ветер треплет тебя. Проходит безрадостно твоя юность. Я обхожу молчанием твои пороки — душевные и телесные. Не дают тебе приюта ни город, ни деревня, ни дупло бука, ни морской берег, ни простор моря. Скиталец, ты бродишь по свету, пятнистый, точно леопард. И колючий ты, словно бесплодный чертополох. Без руля устремляется всюду твоя злая песня… Замкни уста и перестань угождать лестью недостойным. Умолкни с миром! Да не вредит никому твоя лира!»

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла — еще одна достопримечательность собора.
Скульптурное изображение св. Галла с выдрой на руках

Ваганты отвечали на подобные обвинения дружным хохотом, издевательскими пародиями на церковные нравоучения, выдвигая в качестве этического критерия «законы естества», сопряженные с полнейшим раскрепощением чувства и разума, ибо «жизнь на свете хороша, коль душа свободна, а свободная душа господу угодна»…

Поэзия вагантов вышла далеко за пределы средневековой литературы: ее ритмы, мелодии, настроения, «дух бродяжий» прижились в мировой поэзии, сделались ее неотъемлемой частью.

Кафедральный собор в Базеле. Ворота св. Галла.
Ангел, трубящий в рог…

Переводчик лирики вагантов — Лев Гинзбург — пишет… «Всякая великая литература связана с мечтой о свободе, свободой одухотворена, свободой вскормлена. Никогда не существовало поэзии рабства, которая служила бы тюрьмам, кострам и бичам, воспевала бы неволю как высшую добродетель, несмотря на все усилия пишущих наемников выдать себя за поэтов.

Антилитература, не оставив никакого следа в эстетическом развитии человечества, сохранилась в архивах лишь в качестве документа, обвиняющего ее исполнителей и заказчиков. Даже в самые мрачные времена поэтическое слово помогало человеку осознать себя как личность, понять свое назначение и место в жизни.

Прямым доказательством этому служат стихи и песни вагантов, которые продолжали страшить реакцию на протяжении долгих столетий. Не случайно, что в монастыре Бенедиктбейерн рукопись «Carmina Burana», как запрещенная литература, была упрятана в особый тайник, откуда ее извлекли только в 1806 году.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла — еще одна достопримечательность собора.
Сцены из жития св. Галла

Лирика вагантов ИСПОВЕДЬ АРХИПИИТА КЕЛЬНСКОГО…

Человеку нужен дом,
словно камень, прочный,
а меня судьба несла,
что ручей проточный,
влек меня бродяжий дух,
вольный дух порочный,
гнал, как гонит ураган
листик одиночный.

Разве можно в кандалы
заковать природу?
разве можно превратить
юношу в колоду?
Разве кутаются в плащ
в теплую погоду?
Разве может пить школяр
не вино, а воду?!

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла — еще одна достопримечательность собора.
Проповедническая деятельность св. Галла

У нас свои проповедники:
лирика вагантов — ВЗБЕСИВШИЙСЯ МИР…

Блуд и пьянство
в христианство
золотой привнес телец.
Мир разврата
без возврата
в Тартар рухнет наконец.
Наши души
ночи глуше,
наши хищные сердца
осквернили,
очернили
всемогущего отца.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла — еще одна достопримечательность собора.
Проповедническая деятельность св. Галла

Блудодейство,
лиходейство,
воровство, разбой и мор!..
Мир греховный!
Суд верховный
грозный вынес приговор.
Тлена тленней
лист осенний.
Навзничь падают дубы.
Не спасете
бренной плоти
от карающей судьбы.
Все услады
без пощады
смерть сметет в урочный час.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла — еще одна достопримечательность собора.
Проповедническая деятельность св. Галла

Так покайтесь!
Попытайтесь,
чтоб господь хоть душу спас!
Надо всеми
в наше время
меч возмездья занесен.
Безутешен
тот, кто грешен,
тот, кто праведен, — спасен!
Скажем людям:
«О, пробудим
совесть спящую свою!
Коль пробудим,
так пребудем
не в геенне, а в раю!»

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла — еще одна достопримечательность собора.
Проповедническая деятельность св. Галла

СТАРЕЮЩИЙ ВАГАНТ

Был я молод, был я знатен,
был я девушкам приятен,
был силен, что твой Ахилл,
а теперь я стар и хил.
Был богатым, стал я нищим,
стал весь мир моим жилищем,
горбясь, по миру брожу,
весь от холода дрожу.
Хворь в дугу меня согнула,
смерть мне в очи заглянула.
Плащ изодран. Голод лют.
Ни черта не подают.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла — еще одна достопримечательность собора.
Проповедническая деятельность св. Галла

Люди волки, люди звери…
Я, возросший на Гомере,
я, былой избранник муз,
волочу проклятья груз.
Зренье чахнет, дух мой слабнет,
тело немощное зябнет,
еле теплится душа,
а в кармане — ни шиша!
До чего ж мне, братцы, худо!
Скоро я уйду отсюда
и покину здешний мир,
что столь злобен, глуп и сир.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла, считавшегося покровителем птиц и зверей, что объясняет присутствие их изображений в качестве деталей декора.

«Эй, — раздался светлый зов,
началось веселье!
Поп, забудь про часослов!
Прочь, монах, из кельи!»
Сам профессор, как школяр,
выбежал из класса,
ощутив священный жар
сладостного часа.
Будет ныне учрежден
наш союз вагантов
для людей любых племен,
званий и талантов.
Все — храбрец ты или трус,
олух или гений
принимаются в союз
без ограничений.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла, считавшегося покровителем птиц и зверей, что объясняет присутствие их изображений в качестве деталей декора.

«Каждый добрый человек,
сказано в Уставе,
немец, турок или грек,
стать вагантом вправе».
Признаешь ли ты Христа,
это нам не важно,
лишь была б душа чиста,
сердце не продажно.
Все желанны, все равны,
к нам вступая в братство,
невзирая на чины, титулы, богатство.
Наша вера — не в псалмах!
Господа мы славим
тем, что в горе и в слезах
брата не оставим.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла, считавшегося покровителем птиц и зверей, что объясняет присутствие их изображений в качестве деталей декора

Кто для ближнего готов
снять с себя рубаху,
восприми наш братский зов,
к нам спеши без страху!
Наша вольная семья
враг поповской швали.
Вера здесь у нас — своя,
здесь — свои скрижали!
Милосердье — наш закон
для слепых и зрячих,
для сиятельных персон
и шутов бродячих,
для калек и для сирот,
тех, что в день дождливый
палкой гонит от ворот
для отцветших стариков,
для юнцов цветущих,
для богатых мужиков
и для неимущих,
для судейских и воров,
проклятых веками,
для седых профессоров
с их учениками,
для пропойц и забулдыг,
дрыхнущих в канавах,
для творцов заумных книг,
правых и неправых,
для горбатых и прямых,
сильных и убогих,
для безногих и хромых
и для быстроногих.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла, считавшегося покровителем птиц и зверей, что объясняет присутствие их изображений в качестве деталей декора

Для молящихся глупцов
с их дурацкой верой,
для пропащих молодцов,
тронутых Венерой,
для попов и прихожан,
для детей и старцев,
для венгерцев и славян,
швабов и баварцев.
От монарха самого
до бездомной голи
люди мы, и оттого
все достойны воли,
состраданья и тепла
с целью не напрасной,
а чтоб в мире жизнь была
истинно прекрасной.
Верен богу наш союз
без богослужений,
с сердца сбрасывая груз
тьмы и унижений.
К тем, кто бос, и к тем, кто гол,
будем благосклонны:
на двоих — один камзол,
даже панталоны!
Но какая благодать,
не жалея денег,
другу милому отдать
свой последний пфенниг!
Пусть пропьет и пусть проест,
пусть продует в кости!
Воспретил наш манифест
проявленья злости.
В сотни дружеских сердец
верность мы вселяем,
ибо козлищ от овец
мы не отделяем.

Кафедральный собор в Базеле. 1019 — 1356.
Ворота св. Галла, считавшегося покровителем птиц и зверей, что объясняет присутствие их изображений в качестве деталей декора

Хочешь к всенощной пойти,
чтоб спастись от скверны?
Но при этом, по пути,
не минуй таверны.
Свечи яркие горят,
дуют музыканты:
то свершают свой обряд
вольные ваганты.
Стены ходят ходуном,
пробки — вон из бочек!
Хорошо запить вином
лакомый кусочек!
Жизнь на свете хороша,
коль душа свободна,
а свободная душа господу угодна.
Не прогневайся, господь!
Это справедливо,
чтобы немощную плоть
укрепляло пиво.

 

<—«Золото Рейна»: «Колесо Фортуны»

«Золото Рейна»: Прощальный взгляд на Базель—>

Leave a Reply