Пролог

“Лишь два пути раскрыты для существ,
Застигнутых в капканах равновесья:
Путь мятежа и путь приспособленья,
Мятеж — безумие;
Законы
Природы неизменны.
Но в борьбе
За правду невозможного
Безумец —
Пресуществляет самого себя.
А приспособившийся замирает
На пройденной ступени…”

Максимилиан Волошин
“Путями Каина ”. 1923.

Петров Петербург — модель “Новой России”. Новая страна — это, прежде всего,
новые люди. Значит, “петербуржец” — прообраз нового россиянина. Какого?
Каким замыслил россиянина Царь Петр? Каким смог стать россиянин в действительности?
Каким был он сам -Великий Преобразователь?

Петр был демиургом — Творящим Предначертанное.
Для него не существовало
пространственно-временных границ.
Он вторгался в Будущее, круша Прошлое,
в неистовой жажде изменений, что прорывалась вовне
то гениальными прозрениями,
то злобой и жестокостью,
то весельем и щедростью русской души…

Говорят, он умер, спасая от смерти простых матросов.
Если бы так оно и было! Если бы осознал наш Царь,
запечатлевший свой лик на всем,
что предстояло пережить России,
если бы осознал он ценность человеческой жизни!

Но, нет… Наваждение “пустыни-пустоты”
преуготовило России ее двойственный путь:
“блаженства и славы” — в мире духовном,
“страданий и позора” — в мире реалий.
Царь Петр был, всего лишь, демиургом —
Творящим Предначертанное!

Дала Петрова пора и другие образы-тени, в каждой из которых по- своему запечатлевались приметы российской судьбы. Например, Светлейший Князь Александр Данилович Меншиков…

У баловней истории один конец — расплата за чрезмерное везение. Меншиков интересен другим… Он — тот, кого питала исходившая от Петра созидательная сила. Он — тот, кто превращал эту силу в радость служения самому себе. Он — тот, кто после смерти Великого Петра оказался духовно опустошенным.

Судя по тому, что увидел художник, наблюдавший за Меншиковым в Березове, Александр Данилович унес с собой тайну, рассказывающую о русской душе… В чем она — эта тайна? Может быть, в том, что мудрость— плата за высоту взлетов и глубину падений?

И все же, как бы ни были интересны конкретные лица и судьбы, попробуем понять, каким был он в целом — новый тип русского человека, называемый “петербуржцем”? Выстраиваются в последовательный ряд четыре сюжета:

  • “ПОЛИЦИЯ ЕСТЬ ДУША ГРАЖДАНСТВА”;
  • ТРЕЗИНИ — “ПРАВАЯ РУКА” ЦАРЯ ПЕТРА;
  • “КАРЛИКИ-ПРЕЕМНИКИ” И “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА”;
  • АРХИТЕКТОР ЕРОПКИН — “РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ”.

“ПОЛИЦИЯ ЕСТЬ ДУША ГРАЖДАНСТВА” —>