Пролог

К нам щедро небо преклонилось,
И счастье наше обновилось:
На трон взошла Петрова дщерь…

Уже народ наш оскорбленный
В печальнейшей нощи сидел.
Но Бог смотря в концы вселенны,
В полночный край свой взор возвел,
Взглянул в Россию кротким оком
И, видя в мраке ту глубоком,
Со властью рек: да будет свет.
И бысть! О твари обладатель!
Ты паки света нам создатель,
Что взвел на трон Елисавет.

Михайла Ломоносов.
«Ода на день восшествия». 1746.

Можно рассказать о восшествии на престол новой Императрицы, используя образы, рожденные воображением Ломоносова — Российско­го титана, творившего в пору Елисавет…

Можно прибегнуть к другим сравнениям. Например, в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года на белом коне в белом плаще с красным подбоем въехала в град Петров Прекрасная женщина — «дщерь Петрова», что пожелала стать Императрицей Елисавет…

Можно позволить себе все, что пожелает Ваша душа, потому что мы — в «золотом царстве». Пришло оно из сказок и вдруг, в самой сере­дине XVIII века, неожиданно и определенно обрело явь в России. Со всеобщего согласия россиян. К полному изумлению Европы, уже давно вступившей на путь свержения монархов.

Скажете, неправда, не так просто все было?…

Действительно, окрашено Елизаветинское правление тайной мукой незаконности восшествия на престол. В ночь воцарения Елизаветы Пет­ровны была арестована Анна Леопольдовна, только что отметившая свою первую и последнюю годовщину правления Российской империей. Со всем семейством, включая младенца Иоанна — законного Российско­го императора, ее отправили сначала в ссылку, потом заключили в кре­пость, потом разлучили с сыном. Жизненные мытарства Анны II закон­чились в 1746 году в Холмогорах. В 1756 году Иоанна VI Антоновича заточили в Шлиссельбургскую крепость узником без имени. Но, это — дело совести Елисавет. Только ее и никого другого.

Произведения первого придворного архитектора Елизаветинской поры Франческо Бартоломео Растрелли рассказывают: «золотое царст­во» стало фактом Российской истории. Сомневаетесь? Отправьтесь в Царское село, пройдите через золотую анфиладу Большого Царскосель­ского дворца, вступите в Тронный зал, струящийся золотым светом, и сомнения исчезнут…

Было «золотое царство», было — утверждает «Ода на день восшест­вия на Всероссийский престол Ея Величества Го сударыни императрицы Елисаветы Петровны самодержицы Всероссийския», начертанная пером Михайлы Васильевича Ломоносова. Судя по виршам, до того Россия пребывала во «мраке» — «печальнейшей нощи», в которую ввергло рос­сийский народ какое-то «оскорбление», нанесенное ему в предыдущие правления. После восшествия Елисавет на престол «счастье обнови­лось»…

В действительности, конечно же, не стали все россияне счастливы­ми. Нет, даже в золотых дворцах не только танцевали. Однако, что-то похожее на «обновление счастья» произошло. Что именно?

Попытаемся понять суть «золотого царства», приглядевшись вни­мательно к трем главным героям происходивших в России событий. Из тени Прошлого выйдут три персоны:

  • ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА — РОССИЙСКАЯ ИМПЕРА ТРИЦА;
  • ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ — ПРИДВОРНЫЙ ЗОДЧИЙ;
  • МИХАЙЛА ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ — РОССИЙСКИЙ ПИИТ.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА — РОССИЙСКАЯ ИМПЕРАТРИЦА —>