Пятая часть классический город,
 вселенской гармонии полный,
 рассказывает о мироздании

Пирей — торговый порт и военно-морская база Афин. Они соединены в единую систему Длинными (в 6 км) стенами , защищавшими дорогу, ведущую из Афин в Пирей. Стены были высокими, загораживающими виды по сторонам, но… На середине пути из Пирея в Афины открывался в глубине перспективы вид на Афинский Акрополь, медленно приближавшийся к всадникам или пешеходам. То был вид, что возвышал душу великим чувством любви к своему Отечеству. Умели эллинские архитекторы поднять Красоту на должный уровень.

Пирей создавался на незастроенной ранее территории по «гипподамовой системе»: прямоугольная сетка улиц — главных, второстепенных; кварталы — для демоса; перистильные дома (с внутренними дворами в колонном окружении) — для знати; площади с храмами и всем, что всем необходимо, — для граждан.

Родной город Гипподама — Милет, отстраивался после нашествия персов по планировке своего знаменитого горожанина. На живописный рельеф мыса, сильно вынесенного в море, наброшена прямоугольная сетка улиц, в которой свободно плавают центральные площади, обрамленные по периметру многоколонными зданиями.

Таковы же — Фурии, Родос, Олинф, Селинунт… Таковы же — открытые археологами города Боспорского царства: Херсонес, Гермонасса (Тьмуторокань), Сугдея (Судак), Пантикапея (Керчь), Ольвия (Феодосия)… Подобно им — множество городов Нового времени,

например, Санкт-Петербург Леблона, Трезини. Все они позволяют вообразить, каким был он — первый из них РЕГУЛЯРНЫЙ ГОРОД.

Если кому-то трудно оживлять геометрические сетки регулярной планиметрии, входите мысленно в Петербург эпохи классицизма, выявляя свойственные этому времени особенности. Идите медленно и мерно, как велит КЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА, выстраивать которую начал все тот же «философ-олимпиец» по имени Аристотель…

«Небо» по Аристотелю — «Мировое целое», «Вселенная». Это — сам КОСМОС: «единственный и всеобъемлющий», «бессмертный и божественный», «находящийся в состоянии наивысшего возможного совершенства», что даровано ему БОЖЕСТВЕННОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ.

КОСМОС упорядочен в системе трех прямоугольных координат, исходящих из Вселенского центра. Количество координат закономерно: «три измерения суть все измерения», значит, число три, в данном случае, равнозначно Целому. «Каждое измерение своего рода начало: верх и низ, перед и противолежащая сторона, право и лево».

Три прямоугольных координаты решают судьбу Гипподамова города: его улиц, агор, храмов, общественных зданий и частных домов…

Координаты действуют подобно Высшему порядку, безразличному к суете жизненных реалий.

Вперед — назад, влево — вправо, вверх — откуда из Вселенской глубины взирает на людей Небо, вниз — где лежит Мать-Земля с ее вечной Возрождающей силой.

Три координаты соотносят РЕГУЛЯРНЫЙ ГОРОД с пространственной упорядоченностью КОСМОСА. СООТНЕСЕННОСТЬ — АТРИБУТ ГАРМОНИИ, свидетельствующий об единстве Целого и каждой рукотворной частицы в нем.

КОСМОС есть нечто «целое, единое, непрерывное» — «делимое на части, всякий раз делимые снова». Все части этого Целого связаны воедино «разумным основанием», ибо… «Природа ничего не делает случайно». «Природа ничего не делает бессмысленно или бесцельно».

«Природа всегда осуществляет наилучшую из всех возможностей».

Три прямоугольных координаты

решают планиметрию Гипподамова города,

деля целое на части, части частей и частицы.

Они выстраивают части в шеренги вдоль улиц-осей.

Они образуют из шеренг подразделения-кварталы.

Они задают главное и второстепенные направления.

Они диктуют, какому зданию быть фоном, какому — акцентом, то-есть самым красивым из всех.

В таком городе можно идти, ни о чем не спрашивая: Пространство само приведет, куда нужно, ибо в таком городе все разумно, все осмысленно, нет ничего случайного.

Это — мир, где царит порядок или Закон.

Законосообразность соотносит РЕГУЛЯРНЫЙ ГОРОД со Вселенной, названной эллинами КОСМОСОМ. СОПОДЧИНЕННОСТЬ — АТРИБУТ ГАРМОНИИ, свидетельствующий об единстве Целого

«Целое по необходимости должно быть законченным и — как указывает его имя — всецело законченным». «Космос шарообразен и при этом выточен с такой изумительной точностью, что ничто рукотворное, да и вообще ничто, явленное нашему взору, не может с ним сравниться».

При всей своей пространственности архитектура Эллады, прежде всего, «телесна».

Любой храм — «вещь», сделанная для обозрения.

Он — «совершеннейшая вещь», законченная в самой себе композиционно.

Он таков, благодаря центрально-осевой симметрии: тождественности правого и левого относительно центральной оси.

КОСМОС вечен: «его полный жизненный век не имеет ни начала, ни конца, но содержит и объемлет в себе бесконечное время».

КОСМОС находится в состоянии покоя: «согласно историческим преданиям, передававшимся из поколения в поколение, ни во всем высочайшем Небе, ни в какой-либо из его частей за все прошедшее время не наблюдалось никаких изменений».

КОСМОС «закончен в самом себе по необходимости, ибо иным не может быть столь совершенное явление». Оно находится «в состоянии покоя, но не мертвого, а полного равномерного движения — наилучшего из всех движений».

В архитектуре Эллады ось симметрии — начало, организующее Целое в пространстве. Уравновешенность частей относительно оси — начало, организующее Целое во времени.

Результат — статичная композиция, дарующая дивное ощущение покоя: того гармоничного существования, при котором «прекрасное сейчас» смотрит в столь же «прекрасное далеко».

И однако, то — не мертвый покой:

он — результат борьбы разнонаправленных сил,

пронизывающих архитектурную форму.

Закончим параллель на Аристотелев лад…

ЭЛЛАДА НЕ МОГЛА НЕ ПОРОДИТЬ ИДЕИ
РЕГУЛЯРНЫХ ГОРОДОВ,

СТАВШИХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЙ МОДЕЛЬЮ
АНТИЧНОГО КОСМОСА.

Гипподамова прямоугольная сетка, божественно строгая и простая, подобна Истине, спущенной с Неба в назидание людям. Что за назидание? Выросшая из Гипподамовой регулярной планировки Традиция в свое время все обо всех расскажет. Пока не могу не отметить лишь самого главного…

ДЛЯ ТВОРЦОВ РЕГУЛЯРНЫХ ГОРОДОВ ГЕОМЕТРИЯ —
ЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВА, ИМЕНЕМ КОТОРОГО БУДЕТ ОПРАВДАН
БЕСКОНЕЧНЫЙ РЯД ГОРОДОВ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ,

ЧТО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРАЧИВАЮТСЯ
СВОЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ.

Почему???

На ПУТИ ПОЗНАНИЯ водят обманки: иллюзии, утопии, мечты,

потому что сфера действия разума — идеальное, не реальное.

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ ведет в «тупики»:

рассудок, разделяя живое на части,

способен собрать их вместе лишь в виде мертвой схемы.

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ имеет «потолок»: человек — создание земное,

Горнии высоты для него закрыты, как за-предельный мир — лежащий за границей ухода из жизни по смерти.

НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ легко попасть в «мертвую петлю», возвращаясь туда, что отрицалось в начале пути.

Что делать с «тупиками», «потолками», «мертвыми петлями»? Ничего не делать.

Верить в жизнь, что бесконечно многозначна, преодолевая собственную слепоту.

Многое нужно успеть сделать, господа, например…

РАЗОБРАТЬСЯ С ГОРОДАМИ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ,

ЧТО ИСКОНИ МУЧАЮТ ЛЮДЕЙ
СВОИМ ЗРИМЫМ СОВЕРШЕНСТВОМ,

ЗАСТАВЛЯЯ ИДТИ ВПЕРЕД И ВПЕРЕД К ЦЕЛИ,

ИМИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ.

ИДТИ, БУДТО, НА ЗОВ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ,
ИЗЛУЧАЮЩЕГО СВЕТ ВСЕЛЕНСКОЙ ГАРМОНИИ
В ГЛУБИННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ДЛИННЫХ
ПИРЕЙСКИХ
СТЕН.

ЯШ

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Горнии высоты для него закрыты, как за-пределы+ьш..мир — лежащий за границей ухода из жизни по смерти.

НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ легко попасть в «мертвую петлю», возвращаясь туда, что отрицалось в начале пути.

Что делать с «тупиками», «потолками», «мертвыми петлями»? Ничего не делать.

Верить в жизнь, что бесконечно многозначна, преодолевая собственную слепоту.

Многое нужно успеть сделать, господа, например…

РАЗОБРАТЬСЯ С ГОРОДАМИ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ,

ЧТО ИСКОНИ МУЧАЮТ ЛЮДЕЙ
СВОИМ ЗРИМЫМ СОВЕРШЕНСТВОМ,

ЗАСТАВЛЯЯ ИДТИ ВПЕРЕД И ВПЕРЕД К ЦЕЛИ,

ИМИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ.

ИДТИ, БУДТО, НА ЗОВ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ,
ИЗЛУЧАЮЩЕГО СВЕТ ВСЕЛЕНСКОЙ ГАРМОНИИ
В ГЛУБИННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ДЛИННЫХ
ПИРЕЙСКИХ
СТЕН.