Содержательно-методические пояснения
Содержательно-методические пояснения ко Второй ступени интегрированной, четырехступенчатой, воспитательно-образовательной, Петербурговедческой программы «ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ» (рубрика II.1 в матрице учебных пособий по обеспечению курса). Вторая ступень представляет собой параллельное изложение основ Архитектурной композиции, праистории Невских земель и жизни Прекрасного града, запечатленной в его планиметрии и архитектурных стилях.
Пояснения состоят из следующих разделов:
— изложения исходных позиций освоения города как художественной системы;
— разработки архитектурно-композиционной и петербурговедческой параллели, в которых представлена жизнь города от истоков до превращения Петербурга в «Парадиз на Неве»;
— мифо-поэтического петербурговедческого словаря;
— словаря архитектурно-композиционных терминов.
Пояснения предназначены для учителей Начальной школы, ведущих занятия с детьми на Второй ступени программы «Взрослеем вместе с городом», а также для учителей Средней и Старшей школы, обращение которых к истории Петербургской архитектуры требует знания композиционных основ архитектурных стилей.
ВВЕДЕНИЕ
ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ ОСВОЕНИЯ ГОРОДА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
4
ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
ПОЗВОЛЬТЕ ЗАМОЛВИТЬ БЛАГОДАРНОЕ СЛОВО
7
«РУКОДЕЛЬНОЕ» ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ
В ПРОЦЕССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА «ГОРОДА-САДА»
11
«УМОЗРИТЕЛЬНОЕ» ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С ПЕРВИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ И СРЕДСТВАМИ
АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
15
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГА
ЧЕРЕЗ «ВОЛНЫ ВРЕМЕНИ»,
ЧТО ЗАСТЫВАЮТ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
ЧЕРЕДОЙ «АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ»
20
ПОСТИЖЕНИЕ СУЩНОСТИ
«АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ»
В ИЗГОТОВЛЕНИИ «АРХИТЕКТОНОВ»
26
ПОСТИЖЕНИЕ ГОРОДА
КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
В СКАЗКАХ-БЫЛЯХ
Глава 1. Об архитектурной композиции позвольте замолвить благодарное слово—>