ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГА
ЧЕРЕЗ «ВОЛНЫ ВРЕМЕНИ»,
ЧТО ЗАСТЫВАЮТ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
ЧЕРЕДОЙ «АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ»
Не полагаясь во всем и вся на хронологию, с самых первых занятий я начинаю знакомить детей с образами Времени: «Рекой времен» из Державинских вирш, «Птицей Времени» из «Слова о полку Игореве». Образы эти им понятны, убеждаюсь я постоянно, потому что в генетической памяти детей тщательно хранятся исходные, мифологические, представления.
Игра на песчаном берегу Заячьего острова показывает, что общечеловеческий опыт закрепил в генетической памяти детей представление о том, что Город и Река неотрывны друг от друга. В ходе экскурсии я задаю детям вопрос: «Что такое река в жизни людей?». Непременно возникнет и этот ответ: «Река — красавица, в водах которой отражаются города». Главный для дальнейшего постижения Петербургской истории ответ я даю сама…
Реки позволяют вести счет Времени. Это — особый счет:
природный, естественный, в согласие с которым люди
приводят свои жизни. Очень давно, я уже рассказывала
вам о том на Заячьем острове, люди увидели в Реке образ
Времени, что течет, как волны — без остановки, и никак не истекает.
Мы узнаем многое из того, что Нева унесла с собой в Море.
Так извлекаются из детской чрезвычайно восприимчивой памяти сказанные когда-то слова и повисают в воздухе, чтобы при рассмотрении истории города воплотиться в определенном знании-понимании- чувстве…
РЕКИ — Величайшие силы в Мире людей. Они могут все,
если люди верят в силу и правду Природы.
Без веры Реки сначала мутнеют, потом засыхают.
А вместе с ними прекращает наполняться событиями
История человеческого рода, потому что Реки,
как Время, должны течь-течь-течь, не истекая…
Подобными представлениями я пользуюсь при изложении пра-истории Невских земель и Прекрасного града. И не только. «Волнообразна» рисуемая мною Временная модель событий, произошедших в Невской дельте. Провожу горизонтальную линию: то — «временная ось», задающая ход «пра-исторического» Времени. По «оси», в ритме тысячелетий, бежит «волна» или, как хотите, «солнечная дорожка». Верхняя «волна» — «светлый путь», который, так думали древние мудрецы, проделывает Солнце в безграничности Неба. Нижняя «волна» — «темный путь», который проделывает Солнце в пучине Моря.
Жизнь всего, что есть на свете белом, так думали древние мудрецы, подчинена тому же закону. Взлет — падение, снова взлет — снова падение и так далее, без конца. Общечеловеческий опыт уверяет, они правы во всем — эти древние мудрецы. Значит, такой же, по сути и форме своей, думаю я, должна быть Временная модель событий, составляющих историю Прекрасного града на Неве…
«Временная ось» ведет счет природного Времени: один Петербургский век, другой, третий. По оси бегут «волны», непрерывность движения которых свидетельствует: ничто не появляется само по себе и сразу, все последующее рождается из предыдущего и в несколько ином виде его повторяет-разрабатывает. Это — Правда Бытия. Есть еще одна Правда: временные интервалы (длины «волн»), определяющие ход Событийной истории, необходимо задавать иначе — следуя не природным законам солнечного движения (тысячелетия, века, годы), а исходя из внутренних, коренных преобразований, происходящих в Мире людей. Событийная история — не Бытийная…
В течение полутора веков ход Времени в Российско-Петербургской истории соотносился со сменой царствований. А потому, вполне правомерно называть временные периоды, как принято, по имени императора или императрицы: Петрово время (Петра I Великого), Елизаветинское время (Елизаветы Петровны — «дщери Петровой»),. Екатерининское время (Екатерины II Великой), Александровское время (Александра I Павловича), Николаевское время (Николая I Павловича). После Николая I связь истории Российской с императорами Российскими размывается…
Остается оговорить, какие изменения должна фиксировать ВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКО-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Все учителя, излагая историю Петербурга, пользуются двумя великими понятиями — «стиль жизни» и «стиль архитектуры». Понятиями различными и взаимообусловленными, потому что…
Течение Времени в Событийной истории наиболее полно
проявляет себя в изменении «стиля жизни» —
выборе поведения согласно определенному мировоззрению.
Течение Времени в Событийной истории наиболее полно
запечатлевает себя в смене «стиля архитектуры» —
материализации определенного мировоззрения.
Взаимосвязь между «стилем жизни» и «архитектурным стилем»
всеобща, непреодолима, разоблачительна для того и другого.
«Стиль жизни» ~ заказчик по отношению к Архитектуре.
«Стиль архитектуры» по отношению к «стилю жизни» — среда,
определяющая человеческое мироощущение и поведение.
Соответственно, справедливо увязывать течение Времени
со сменой царствований и «больших архитектурных стилей»,
в которых дают себя знать общественные изменения в жизни
Петербургской России…
XVIII век — первая четверть XIX века:
Петровское, Елизаветинское барокко,
Екатерининский, Александровский классицизм.
Следующие три четверти XIX века:
Николаевский ампир, Стилизации, Эклектика.
XX век в истории России:
Модерн, Конструктивизм и прочее,
Неоампир, Функционализм, нынешний Постмодерн.
В графическом выражении смена «стилей» выглядит так…
Здесь «вертикальные стили» (Классицизм, Эклектика, Конструктивизм, Функционализм) — системо-преобразующие: возникающие как отрицание предыдущих основ и жизни, и архитектуры. Здесь «горизонтальные стили» — системо-придержащие: возникающие как утверждение достигнутого и в жизни, и в архитектуре.
Здесь верхние, «горизонтальные стили» (Барокко, Модерн, Постмодерн) строятся на приоритете воображения. Они сугубо индивидуальны и бесконечно разнообразны. Здесь нижние, «горизонтальные стили» (Ампир, Неоампир) строятся на приоритете нормы, канона. Они — носители Всеобщего начала, имперского по социальной и художественной сути своей.
Временная модель дает оптимистично-пессимистичную информацию о нынешнем времени. Мы не сойдем с «солнечной дорожки» исторического развития. Напротив, выбравшись из диктата «сталинского неоампира» с помощью «архитектуры стекла и железобетона», мы входим в фазу «постмодернизма» (стилистической изобразительности). Отдышавшись в ней, опять ринемся в поиск нормы и канона, обещающего Новое счастье, по-прежнему, всем и навсегда.
Детям я всего этого, конечно же, не рассказываю. Не рассказываю я детям о падении человеческого духа в Бездну. Речь веду только об устремленности человеческого духа в небо, запечатленной в планиметрии и архитектуре Санкт-Петербурга XVIII — первой четверти XIX веков. Бездна из Петербургской истории, правда, всегда проглядывает, но сама, без нашего застывания на трагедийной проблематике.
Отправившись в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ— РЕКЕ ВРЕМЕНИ»,
я сосредотачиваю внимание детей на движении «волн времени»
— «стилей жизни», запечатленных в «стилях архитектуры».
Одна «волна времени» — один «архитектурный стиль»,
другая «волна» — другой «стиль», третья — третий…
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГА
ЧЕРЕЗ «ВОЛНЫ ВРЕМЕНИ»,
ЧТО ЗАСТЫВАЮТ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
ЧЕРЕДОЙ «АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ»,
ЧРЕЗВЫЧАЙНО СОЗИДАТЕЛЬНО ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДУШИ.
ОНО ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ И КАК
В СМЕНЕ УМОНАСТРОЕНИЙ И НОРМ ПОВЕДЕНИЯ —
«СТИЛЕЙ ЖИЗНИ»,
ДВИЖЕТСЯ ВРЕМЯ СОБЫТИЙНОЙ ИСТОРИИ.
ОНО ПОЗВОЛЯЕТ, УЛАВЛИВАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
В СМЕНЕ «АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ»,
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОШЛОМ ГОРОДА И СТРАНЫ.
ОНО ПОЗВОЛЯЕТ, РАСКРЫВАЯ СМЫСЛ «ЯЗЫКА»,
НА КОТОРОМ ГОВОРЯТ С ЛЮДЬМИ «АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ»,
НАПОЛНИТЬ ГОРОД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ…
Как наполнить?..
Глава 5. Постижение сущности «Архитектурных стилей» в изготовлении «Архитектонов»—>