Глава 3. «Умозрительное» ознакомление с первичными элементами и средствами архитектурной композиции

«УМОЗРИТЕЛЬНОЕ» ОЗНАКОМЛЕНИЕ
С ПЕРВИЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ И СРЕДСТВАМИ
АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Согласно концепции Петербурговедческого курса, Вторая воспитательно-образовательная ступень, что названа, из-за формы изложения, «1001 ПЕТЕРБУРГСКОЙ СКАЗКОЙ», должна включать в себя две части:
— праисторию Невской земли и города на Неве или — «ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КОГДА НЕ БЫЛО НИЧЕГО, ДАЖЕ ГОРОДА НАШЕГО НЕ БЫЛО»;
— историю «блистательного» Санкт-Петербурга или — «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ — РЕКЕ ВРЕМЕНИ», позволяющее пережить произошедшее с Петербургом в течение первой половины его столичного существования, от Первоначала до превращения города в «Парадиз на Неве».

Чтобы постижение города как ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ состоялось, на Второй воспитательно-образовательной ступени предстоит развить начальные представления об «архитектурном языке», приведя эти представления к исчерпывающей полноте АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: многосложной, многоразличной, связанной в одно целое прямыми и обратными связями.

Дети должны будут узнать о существовании многого:

— семи первичных элементов Архитектурной формы,
— трех пар средств Архитектурной композиции,
— трех пар свойств Архитектурной композиции,
— трех основных законов Архитектурной композиции.

Согласитесь, если есть система, значит есть ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ — самое малое ее подразделение, глубже которого, согласно договоренности исследователей, система не рассматривается. Долго-долго во Вселенной роль элемента играл «атом». Потом его ученые «разбили». На системные воззрения о Мире это не повлияло: если есть система, значит, есть элемент системы: «атом» или «кирпичик» Мироздания или еще что-нибудь. Второй образ и ему подобные параллели свидетельствуют: сходство между зданием и Мирозданием очевидно даже для тех, кто далек от архитектурных теоретизирований.

И все же, шутка хороша, пока ее не воспринимают всерьез. Кирпич в качестве элемента архитектурного Мироздания убог: он — просто строительный материал, обожженная в печах глина и все тут. Элемент системы должен содержать в себе тот потенциал, что, развернувшись во всей полноте своих возможностей, даст целое. В данном случае — архитектурно-художественное.

Значит, в данном случае этот «кирпичик» должен быть ТОЧКОЙ, что вытянется ЛИНИЕЙ, развернется ПЛОСКОСТЬЮ и свернется ОБЪЕМОМ; что поиграет ФАКТУРОЙ, выявив или скрыв строительную МАССУ; что украсится всеми ЦВЕТАМИ РАДУГИ и, главное, наполнится СВЕТОМ. Этот «кирпичик» сам должен быть системой, исходной, первоначальной, благодаря которой просто строительный материал получает замечательнейшую способность превратиться в АРХИТЕКТУРНУЮ ФОРМУ — нечто, имеющее АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Что такое эта СИСТЕМА ПЕРВИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, я уже вам, по сути дела, рассказала…

Не знаю, почему чудес света должно быть только семь. Другие тоже не знают, потому что постоянно пополняют их число. Почему нот семь, исходных цветов семь, первичных элементов архитектурной формы тоже семь, я знаю. В мифологии, и не только славянских наро­дов, число семь обозначает законченность какого-либо состояния, пос­ле которого наступает другое — качественно отличное от него.

Логично предположить, что это, другое, состояние запечатлено в понятии ОБЪЕМ. И однако, чаще всего, в объеме видят материализо­ванную границу между двумя Пространствами: внешним и внутренним. Так и говорят: «внешний объем» или «экстерьер здания», «внутренний объем» или «интерьер здания». С точки зрения Архитектурной компо­зиции более значимо другое толкование…

ОБЪЕМ — интегративная характеристика, отмечающая пограничное состояние архитектурной системы между «уже» и «еще»: уже не россыпь первичных элементов, но еще и не архитектурная форма. Чего не хватает?

СРЕДСТВ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ, наделяющих объем художественным содержанием, в результате чего возникают они — города и здания, в художественной образности которых запечатлены отсветы представлений людей о Мироздании.

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ:

— МАСШТАБ, ПРОПОРЦИИ;
— МЕТРЫ, РИТМЫ;
— КОНТРАСТ, НЮАНС.

В том, что могут создать Точка, Линия и Плоскость,
есть три объема, представляющих собой нечто уникальное.
То — АБСОЛЮТНО-СОВЕРШЕННЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ ПРАФОРМЫ:
Куб, Сфера и Пирамида. Они внемасштабны, нерасчленены,
внепропорциональны, ненапряжены, находятся в состоянии
особого — абсолютного, внутреннего покоя,
или идеальной уравновешенности.
В ТРЕХ ПРАФОРМАХ ощутимы отсветы сверхъественных явлений,
что пытаются обрести реальность в жизни земной…

Скажете, узко-специальное знание громоздко для непрофессио­нала и скучно?
Нет, мой опыт показывает, занятия по Архитектурной композиции можно сделать
очень интересными. Ощущение громоздкос­ти чуждого, непонятно зачем дающегося,
знания уйдет, если Архитектурную композицию преподавать в единстве с
Градоведением и Петербурговедением­. Так в параллель к рассказу о ПЕРВИЧНЫХ
ЭЛЕМЕНТАХ и АРХИТЕКТУРНЫХ ПРАФОРМАХ я излагаю ПРАИСТОРИЮ НЕВСКИХ ЗЕМЕЛЬ.
Основание: пра-история — ещё не История, а лишь возможность её быть такой
или иной.

Праистория заставила меня написать несколько сказок. Требование не отрывать занятий по Архитектурной композиции от изложения Петербурговедческой тематики выросло в семь параллелей, завершающихся чисто петербургским «апокалиптическим видением» и оптимистически-созидательным «вмешательством» эллинских богов, определивших судьбу Прекрасного града…

Этими сюжетами, как мне кажется, исчерпывается содержание вводной части к истории Прекрасного града на Неве, а значит, появляется возможность приступить к изложению собственно-истории Санкт- Петербурга… Возникает вопрос — как рассказывать об Истории детям, сознание которых еще не способно самостоятельно выстраивать из множества событий хронологические ряды?
Я думаю, и вы заметили, что процедура эта убийственна для Истории? Она подменяет поиск глубинных причин произошедшего поверхностной констатацией временных связей: это было до того, это — после, это — одновременно. Ну, и что из того? Ничего и все равно…
«Запоминайте даты!» — несется клич из школьного прошлого каждого из нас, вызывая ощущение тупости. Не то собственной. Не то общечеловеческой.

Я против «запоминания дат», как единственного и всеобъемлющего средства изучения Истории. Для меня «дата» — «точка-звезда» на «солнечной дорожке» или отражение «точки-звезды» в «волнах времени». Что за образы?! Это — образное представление Временных законов Земного бытия, открытых древними мудрецами на «заре истории». Образное представление это понятно детям, потому что они повторяют шаги, сделанные человеческим родом на пути постижения, что такое Мир и каково место человека в нем. Я иду вместе с детьми, чуть-чуть вперед забегая, потому что иду по этому пути в течении всей своей жизни…

 

<—Глава 2. «Рукодельное» ознакомление с архитектурной композицией в процессе строительства «Города-сада»

Глава 4. Представление истории Петербурга через «Волны времени», что застывают на берегах Невы чередой «Архитектурных стилей»—>