ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА «ГОРОДА-САДА»:
темы блоков занятий
Первой воспитательно-образовательной ступени
Петербурговедческого курса
«ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ»
Я понимаю, обучение-воспитание должно обеспечивать «желаемый результат». При всем при том, нельзя не знать, что даже самый лучший план — мнимо-прямой путь к цели, на деле всегда оказывающийся иным. Все понимая, я не жалею усилий на то, чтобы отладить план занятий, превращаемый в тщательно простроенную СИСТЕМУ, состоящую из частей и частиц (подразделений целого), что, по мере освоения содержащегося в них учебного материала, позволяют осуществить цель, поставленную перед учебным процессом в целом.
Воспитательно-образовательный процесс «взросления вместе с городом» представляет собой четырехступенчатую систему, развивающуюся во времени и пространстве по «спиралевидной траектории». Одна ступень — накопление опыта последовательных осознаний-постижений, необходимых для перехода на следующую, качественно иную, ступень. Согласно «спиралевидной» траектории, с какой «точки», по содержанию своему, начинался учебный процесс, той же «точкой», по содержанию своему, он должен завершиться, но, на качественно более высоком уровне развития. Ученики должны придти из точки «а» в точку «А», в которой «замкнутся круги бытия» в достижении ожидаемого результата — становления мировоззрения, необходимого, чтобы начать взрослую жизнь, имея представление о том, что такое Мир и каково место человека в нем.
Ученики, действительно, придут из точки «а» в точку «А», если учебный процесс будет иметь определенный стимул развития — соответствие внутренней природе душевно-духовного мира детей, что проявляется вовне как «возрастная особенность».
Такова цель, поставленная перед Первой ступенью «взросления вместе с городом», — включение в эмоциональный мир детей первоосновной для жизни социума триады: МИР — ГОРОД — ЧЕЛОВЕК, рассматриваемой с точки зрения запечатленных в ней представлений об ИСТИНЕ — ДОБРЕ — КРАСОТЕ, непрерывно-изменяющихся в ПРОСТРАНСТВЕ- ВРЕМЕНИ.
Средство осуществления данной цели — проведение «блоков занятий», в каждый из которых входят мировоззренческо-эстетические, градоведческие и художественно-практические занятия, связанные в неотрывное друг от друга целое.
Проблема — как определить содержание конкретного блока занятий Первой воспитательно-образовательной ступени. Научно-строгий ответ получить не трудно: блок занятий подчинен законам (логике) существования целого или развивающе-развивающейся системы, что в пространственно-временном измерении имеет «спиралевидную» форму.
Значит, при определении содержания первого блока занятий решающими оказываются три обстоятельства. То, что именно он, этот блок, является первым, начинающимся в точке «а». То, что именно он, этот блок, определяет, по закону спиралевидного развития учебного процесса, содержание последнего блока занятий Первой ступени: завершающегося точкой «А1». То, что именно они, первый и последний блоки, определяют содержание всех остальных блоков занятий, протекающих во времени между точками «а» и «А1». Значит…
Первый блок занятий, должен определить
ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ЦЕЛОМ,
в котором будет происходить
постижение градоведческой тематики.
У пространства этого есть внутренняя граница, определенная понятием ЧЕЛОВЕК. Это — именно граница, а не центральная точка, потому что «человек» рассматривается здесь не во всей полноте, а лишь в тех сущностях, что определяют градостроительную задачу.
Внешняя граница этого пространтсва теряется в дали бесконечной, потому что описать ее можно лишь через такие понятия как Мир, или Вселенная, или Космос (упорядоченная Вселенная), или, как говорили наши далекие предки, — НЕБО и ЗЕМЛЯ.
Между внутренней и внешней границами лежит СОБСТВЕННО ГРАДОВЕДЕНИЕ. Это — неисчислимая система взаимосвязей между ЧЕЛОВЕКОМ — НЕБОМ и ЗЕМЛЕЙ. Связей жестких — материализуемых в сети дорог. Связей невидимых — душевно-духовных, из которых мы выбираем для учебного процесса Первой воспитательно-образовательной ступени главные — нравственно-эстетические.
Обобщив опыт своих поисков содержания первого блока занятий, я предлагаю войти в мир градоведения с помощью таких трех тем:
1.1 Люди — дети Неба и Земли.
2.2 «Полет над Невой»
3.3 Лист бумаги как окно в Мир.
В течении первого блока занятий должна родиться в совместных усилиях воспитателей (учителей) и детей первая, исходная, нравственно-эстетическая петербурговедческая концепция — город и горожане взаимосвязаны: город определяет жизнь горожан, горожане несут ответственность за город.
В конце Первой ступени к этой концепции нужно будет вернуться и что-то иное, глубже спрятанное, постичь. Это «иное» должно будет прорасти в заключительное для Первой воспитательно-образовательной ступени убеждение… Город и горожане взаимосвязаны цепью поколений: одни поколения уже были и ушли, оставив своим потомкам город в дар; другие поколения живут в городе сейчас; третьи еще придут в мир и мир этот будет таким, как доставшийся им в наследство город. Нынешнее поколение занимает особое место в этой цепи: оно ответственно за город перед теми горожанами, что уже были и еще придут в мир.
Справедлив вопрос — какой опыт нравственно-эстетических переживаний, размышлений необходимо накопить, чтобы возникла заключительная концепция? Ответ найти можно, продолжив структурирование учебного материала, а для этого необходимо, чтобы Пространство учебного процесса получило четвертое измерение — временное. Временем называется то, что изменяется. Значит…
Чтобы ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА потекло,
содержание трех пространственных градоведческих подразделений,
МИР — ГОРОД — ЧЕЛОВЕК,
должно начать изменяться — наполняться, проявляться, уточняться,
определяя содержание тех занятий,
что расположены между первым и последним блоками.
Содержание понятия ЧЕЛОВЕК, конечно же, не исчерпано первым определением: ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ. Этому понятию еще предстоит набрать должную для Первой ступени «взросления» глубину, сделав более емким представление детей о Мире и месте человека в нем. Чтобы определить должную глубину, предлагаю воспитателям и учителям провести (не вовлекая детей, пожалуйста) логическую игру: «человек — тот, кто…».
Поиграв сама с собой, я смогла дополнить исходное определение человеческого рода пятью ипостасями человека или главными свойствами, воплощенными в определенном качестве, учитывать которые необходимо, пытаясь постичь градоведческую тематику. В вашей власти — изменить мною полученный перечень: чем-то дополнить; что-то убрать; оставить все, как есть, до апробации в ходе занятий…
ЧЕЛОВЕК — тот, кто чувствует Красоту.
ЧЕЛОВЕК — тот, кто дает и знает имена.
ЧЕЛОВЕК — тот, кто верит в Счастье.
ЧЕЛОВЕК — тот, кто наделен даром памяти.
ЧЕЛОВЕК — тот, кто живет в ряду поколений.
Содержания понятия ГОРОД на первом занятии я не касаюсь, на втором, экскурсионном, — заменяю образным представлением Петербурга: Прекрасного града над Водами. Готовясь к третьему занятию, пришлось ответить-таки на вопрос — как раскрыть содержание понятия ГОРОД? Мне “ градоведу-преподавателю с большим опытом работы со студентами-архитекторами и дошкольниками, по силам, успокаиваю я себя, дать ответ на этот, весьма непростой, вопрос…
Сначала нужно сжать ГОРОД до самой малой его частицы и
ПОСТРОИТЬ ДОМ, в процессе возведения постигая сущность
потрясающего в жизни человечества изобретения.
Затем нужно наполнить понятие ДОМ, увиденный в сущности
своей, самым разнообразным содержанием, показав ТИПЫ
ДОМОВ, из которых складывается ГОРОД.
Затем нужно поставить детей в ситуацию невозможную,
но необходимую: пусть они представят, что еще никто
и никогда не строил на Земле городов и в первый раз
в жизни человеческого рода предстоит ПОСТРОИТЬ ГОРОД им.
Зачем такое представлять? Чтобы понять, с какой целью люди
строят города.
Обязательно нужно углубить понятие ГОРОД до заключенного
в нем общечеловеческого идеала ~ ГОРОД-САД.
Столь же обязательно познакомить детей с самым поэтичным
представлением о ГОРОДЕ. В русской культуре это —
легендарный КИТЕЖ-ГРАД.
Не менее важно придать понятию ГОРОД временную глубину
и подарить детям замечательную возможность очутиться,
«взаправду», в древнерусском городе или в «ХОРОШЕМ
ГОРОДЕ ИЗ СТРАНЫ ГОРОДОВ».
Лишь после такой подготовки дети смогут увидеть своеобразие
своего родного города — ПЕТЕРБУРГА. Лишь увидев своеобразие
Петербурга, дети смогут понять, что такое «череда
петербургских поколений» и каково их собственное место в ряду
ПЕТЕРБУРЖЦЕВ — горожан, или еще точнее — ДЕТЕЙ ГОРОДА.
Раскрытие заключенного в градоведческой системе пространственно-временного, нравственно-эстетического смысла требует разработки нескольких специальных тем, что уточнили бы, ориентируясь на восприятие детей данного возраста, содержание основных понятий Просвещенческой эстетики, где Красота, как и в Древнерусской культуре, неотрывна от Добра и Правды. Возникает ряд тем, «пройти» мимо которых никак нельзя…
Что такое эстетические чувства.
Что такое Эстетика и Антиэстетика.
Красивое — для всех красиво, или нет.
Может ли быть красивым злодей.
Что такое Прекрасное.
Следуя общей установке, все предыдущие понятия, определенные в размышлениях и переживаниях, необходимо перевести в зримый образ. На первом году ощущения мы делаем это с помощью живописных композиций на двухмерной плоскости белого листа. На втором году обучения — с помощью архитектурных композиций в трехмерном пространстве.
Художественно-практические занятия первого года обучения
в следующий, живописный, ряд…
РАДУГА В НЕБЕ НАД ПРЕКРАСНОЙ НЕВОЙ (исходное семицветье).
СОЛНЦА СВЕТ И УБЕГАЮЩИЕ ТЕНИ (теплые и холодные цвета).
ЦВЕТ МЕЧТЫ (выразительные свойства цвета).
ПОБЕДА НАД СТРАХОМ (борьба цветов).
РАДОСТНОЕ МНОГОЦВЕТЬЕ (полихромия Древней Руси).
Художественно-практические занятия второго года обучения
выстраиваются в архитектурно-композиционный ряд…
ИЗ ТОЧКИ — ЦЕЛЫЙ МИР
(первичные элементы архитектурной формы).
Я НА КАМУШКЕ СИЖУ, Я НА СОЛНЫШКО ГЛЯЖУ
(средства архитектурной композиции: масштаб — пропорции).
МЫ ВСТАЕМ НАД ВОДАМИ, МЫ В НЕБО УЛЕТАЕМ
(средства архитектурной композиции: метры — ритмы).
НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, ВСЕ СПОКОЙНО, ГОСПОДА
(свойства архитектурной композиции: симметрия — ассиметрия).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА
(свойства архитектурной композиции: статика — динамика).
Все, чтобы Время учебного процесса потекло, пора из перечня занятий составлять блоки…
<—Глава 6 Возрастные ограничения для строителей «Города-сада»