СЕГОДНЯ Я ОПЯТЬ ИДУ В БОЙ
И ЗАВТРА В БОЙ ПОЙДУ ТОЖЕ
Нет, я — не агрессивный и не склонный к авантюрам человек. Напротив, я — человек, уставший от чувства собственной нереализованное™ и благодарный своим слушателям за любой, пусть ненадолго, потеплевший взгляд. К сожалению, по профессии я — градовед (историк, теоретик), по призванию — преподаватель со стажем, что подбирается к трем десяткам лет. Именно они — архитектурная профессия и педагогическая деятельность, неожиданно, вдруг, заставили меня увидеть ясно-ясно ДЕТЕЙ, которым учителя навязывают какие-то странные, мертвые, представления о ГОРОДЕ. О живом городе, что был, есть и хочет быть живым в дальнейшем. Вместо того, чтобы оставить в покое и детей, и учителей, я стала решать, что нужно сделать, чтобы дошкольники и школьники узнавали о Городе что-то, действительно, очень важное и чтобы узнавание это происходило безболезненно — в соответствии с интересами и силами той и другой стороны…
Сегодня я опять иду в бой, придерживаясь основных установок тщательно разрабатываемой мною в течении последних пяти лет Программы — четырехступенчатой, интегрированной, воспитательно-образовательной, дошкольно-школьной, названной, чтобы отразить сущность программы ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ.
Иду в бой, потому что верю…
Есть в нынешней идее обращения к Петербургу с просьбой
преобразить горожан-россиян что-то очень высокое,
причем, пограничное: будто в последний раз.
Значит, отступиться от этой идеи нельзя.
Значит, необходимо понять, как достичь дели.
Как достичь цели? Я работаю с детьми, как того требуют четыре возрастных ступени на долгом пути «взросления вместе с городом» — «блистательным и трагичным» городом на Неве.
ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОГО КУРСА
ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ
Цель:
становление
МИРОВОЗЗРЕНИЯ,
необходимого для духовной зрелости человека
IV ступень (старшие классы школы)
СОБСТВЕННО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ
(историософский цикл,
позволяющий искать ответы на вопросы —
что, зачем и почему)
III ступень (средние классы школы)
ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД МИРА
(интегративный цикл,
представляющий Петербург как явление,
вобравшее в себя идеи, образы и судьбы Мира)
II ступень (младшие классы школы)
1001 ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА
(освоение города как художественной системы)
I ступень (дети дошкольного возраста)
СТРОИМ «ГОРОД-САД»
(включение в эмоциональный мир детей
первоосновных для градоведения
нравственно-эстетических ценностей)
Средство:
последовательное постижение петербургских проблем
в соответствии со спецификой конкретного возраста
и требованиями межпредметной интеграции.
Модель названа идеальной, не потому что она столь совершенна. Нет, модель «идеальна» по нескольким причинам. Никто еще не пытался не только осуществить, но даже простроить столь сложного, четырехступенчатого, воспитательно-образовательного процесса. Можно предположить, что у попытки реализации подобной идеи в последовательности четырех возрастных ступеней будут на деле немалые сложности, так как исходное условие этой реализации — непрерывность и интегративность учебного процесса в целом. Давно начавшиеся призывы к интегративности многопредметных учебных программ по сю пору остаются призывами, не выходящими за границы решения частных задач. Учебный процесс постоянно разрывается при переходе детей из Детского сада в школу, из Начальной школы — в Среднюю, из Средней — в Старшую.
Логичен вопрос — зачем разрабатывать то, что неосуществимо в реальных условиях существования образовательной системы? Столь же логичен и ответ — чтобы преодолеть недостатки реальной системы в прорисовывании того, чем она должна быть в идеале. В любом случае, чтобы знать, к чему стремиться, необходимо ясно очертить и цель, и средства ее достижения. А потому, я начинаю излагать содержание каждой ступени поочередно, сосредотачиваясь на внутренних возрастных проблемах и возможностях.