Урок второй:
ЧТО ТАКОЕ «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ»
Цели занятия:
закрепление «ритуальных» действий —
установок на Петербурговедческие занятия;
проверка, как работает эмоциональная память детей-
и улавливают ли они сущности, спрятанные в сказке-притче;
«самостоятельное» определение понятия «Петербурговедение».
Средства осуществления целей:
воспроизведение «всеобщего здравствуйте»,
игровая проверка, насколько я запомнила имена детей;
воспроизведение детьми сказки-притчи о ёжике,
что пошел путем «Преодоления Неведения»;
проведение логической игры по отделению того, что всем известно,
от того, что нужно выведать, собственных усилий приложив немало.
Первая часть ~ закрепление установок,
определяющих содержание и форму бесед о Высоком.
— Встаньте и постарайтесь ощутить подошвами ног, что вы стоите на самой Земле.
Ощутили? Покачайтесь немного.
— Встаньте прямо-прямо, чтобы почувствовать, как от Земли к Небу идут идут
через вас вертикальные токи.
— Почувствовали? Теперь поднимите ручки вверх и соедините вместе подушечки
пальцев. Ай, сколько ракет, что летят прямо в небо! Сколько свечек с пламенем,
что тянется вверх! Сколько листиков, сердечек, луковичек, бутонов и куполов!
— А теперь, хлопая в ладоши, произнесем…
Всем желаем здра-а-авствовать —
Жить в радости,
Жить в здоровье,
Будто ца-а-арствовать!
— Кто видел, как над школой поднялось в Небо светлое облачко,
потому что мы все вместе произнесли слова не простые,
а волшебное заклинание?
— Хотите проверить, как я запомнила ваши имена? А оценки мне
ставить будете? Если одно имя запомнила — единицу? Если два имени —
двойку? Если три имени — тройку? Если четыре — четверку? Если пять
имен — пятерку? А если больше, все равно пятерку? Несправедливо…
— А теперь я сама хочу кое-что проверить, например, как вы запомнили
сказку о ёжике. Вспоминать будем все. Показывать будут пятеро: двое
будут держать занавес, трое вести ежиков по пути «Преодоления Неведения».
Начинаем…
Представление показало: для других дети играть не умеют, они играют для себя или стоят
в онемении — в оцепенении. Вывод: потихонечку-полегонечку нужно осваивать «актерское
мастерство». Зачем? Для самовыражения — для самообогащения…
ВНУТРЕННИЙ МИР, ОСТАВШИСЬ НЕВОСТРЕБОВАННЫМ,
МОЖЕТ ЗАГЛОХНУТЬ.
ВНУТРЕННИЙ МИР — ТО, ЧТО ДОЛЖНО РАСКРЫВАТЬСЯ ВОВНЕ,
ОБОГАЩАЯ ДРУГИХ И САМООБОГАЩАЯСЬ В КОНТАКТАХ.
«ИГРА В ТЕАТР» — ОЧЕНЬ ДЕТСКАЯ ФОРМА
ПРОЖИВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ СИТУАЦИЙ,
КОТОРЫХ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЯМ НЕ ХВАТАЕТ.
«ИГРА В ТЕАТР» — ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ФОРМА
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.
Разве может ребенок, выйти из Дома в ночи, откликнувшись на зов Звезды, сияющей в Небе?
Нет, конечно. Для становления детской души проигрывание подобной ситуации — очень
полезное занятие.
В устройстве представления есть у меня и свой интерес. Мне нужно, чтобы опять возникло и
повисло в непонятности своей, будто в безвоздушном пространстве, очень важное для
дальнейших занятий представление — ПУТЬ «ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ». Мне нужно разыграть —
раскрыть содержание этой, пока ничего не говорящей детям, формулы, чтобы они поняли,
что такое «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ», которым им повелела заниматься какая-то неведомая сила.
Включаю музыку и перехожу к следующей части занятия…
Вторая часть — кульминационная:
использующая для включения в эмоциональную память детей
самых главных в учебном процессе образов и понятий
самые сильные средства —
логическую игру в музыкальной аранжировке и слайд-фильм.
Есть концерты для клавесина с оркестром И.С. Баха. Из них для настройки детей на постижение смыслов я выбрала дивный фрагмент: печально-чистые, хрустальные звуки движутся в Пространстве изысканно-мерным строем, словно Время идет, а вместе с ним идем и мы… через всю свою жизнь. Кто мы? Ежики, которым в течении времени, отпущенного на детство, нужно успеть постичь то, что, став взрослыми, они уже не поймут никогда. Я продолжаю тему, для которой представление, устроенное детьми, было прологом…
Ежикам предстояло идти по пути «Преодоления Неведения» все вперед и вперед… Они сделали первый шаг — преодолели первое очень трудное препятствие: поняли то, чего не знали раньше… Они сделали второй шаг — преодолели второе очень-очень трудное препятствие: поняли все-таки то, чего раньше никак не удавалось понять… И третий шаг сделали ежики на пути «Преодоления Неведения» — преодолели третье очень-очень-очень трудное препятствие: поняли то, чего раньше, сколько ни мучались, все равно никак не могли понять… А потом стало легче идти. Почему?.. Научились ёжики ПРЕПЯТСТВИЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ.
— Какие препятствия преодолевает в своей жизни человек?
— Ветер, холод, жару, голод, шторм, бурю, смерчи, горы, страх…
— Самые трудные препятствия, которые должен преодолеть на своем пути
человек ~ НЕЗНАНИЕ, НЕВЕДЕНИЕ…
ПРЕОДОЛЕВАТЬ — БРАТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ,
ПОБЕЖДАТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ ТРУДНОСТИ.
НАПРИМЕР, НЕЗНАНИЕ: НЕ ЗНАЛ — УЗНАЛ.
ГДЕ ТРУДНОСТИ? ПОБЕЖДЕНЫ!
ИЛИ, НЕВЕДЕНИЕ: НЕ ВЕДАЛ — ВЫВЕДАЛ.
ЧТО ВЫВЕДАЛ? КАКУЮ-ТО ТАЙНУ! КАКУЮ?..
О которой «не ведал ни сном, ни духом», то-есть даже не подозревал о существовании, потому что тайна скрыта от поверхностного взгляда. Смотри глазами — не смотри: тайны все равно не выведаешь, спрятана она внутри, в глубине, например, в душе.
Вспомните, детям необязательно об этом говорить, однокоренные слова: «ведун» — знающий скрытое от других; «вещий» — носитель истин, рассказывающих о божественных сущностях Мироздания; «ведьма» и «ведьмак» — использующие тайное знание в собственных целях, становящихся злом для других…
Если так трудно тайны выведывать, зачем стараться? Нужно стараться, потому что тайна рассказывает о главном…
Короткий музыкальный антракт.
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ — ЭТО ПЕТЕРБУРГО-ВЕДЕНИЕ?
ТО, ЧТО МОЖНО СОСЧИТАТЬ?..
Провожу горизонтальную линию — делаю единовременный, синхронный, срез по окружающему нас Миру или по его Настоящему. Детям, естественно, ничего не объясняю — просто провожу линии и просто рисую на них «шары» или сферы освоенного человеком знания. В «шаре», расположенном на горизонтальной линии с левой стороны доски, сосредоточено все то, что можно сосчитать.
-
-
-
- Считаем? Сколько городу лет?
- Двести тысяч, один миллион, почти триста…
- Это — тайна, которую никто не знает?
- Нет, это — то, что все должны знать.
- Сколько в городе музеев?
- Много.
— Это — тайна, которую никто не знает? Или, если нужно, это каждый может узнать, заглянув в специальный справочник?
— Сколько в городе театров?
— Много.
— Это — тайна, которую никто не знает? Или, это каждый может узнать по афишам в театральных кассах и киосках?— Сколько в городе домов, можно сосчитать?
— А может быть, попробуем, жизни не пожалев?
— И что о городе узнаем? Что в нем столько-то домов и все?ЗНАЧИТ, ЧТОБЫ ТАЙНУ ГОРОДА УЗНАТЬ,
МАЛО ВСЕ ПЕРЕСЧИТАТЬ…
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ~ ЭТО ПЕТЕРБУРГО-ВЕДЕНИЕ?
ТО, ЧТО МОЖНО ОПИСАТЬ?..На горизонтальной линии с правой стороны доски рисую второй «шар», в котором сосредоточено все то, что можно описать.
— Какие реки есть в Петербурге, назовите?
— Нева, Фонтанка, Мойка, Черная речка, Лебяжья канавка, Охта, Оккервиль (после подсказки), Ладожское озеро, Черное море, Днепр..
— Это тайна, которую никто не знает?
— Нет, все знают, а если не знают, пусть чаще по городу гуляют.— Какие в городе есть острова, назовите?
— Заячий, Васильевский, Каменный, Крестовский, Петровский, Адмиралтейский (после подсказки), Московский…
— Какие в городе есть проспекты и улицы?
— Невский, Садовая, Ленинский, Охтинский, Косыгина, Наставников, Ленская, Охта, Ладожская, Достоевская, Спортивная какая-то, Новочеркасская, Пушкинская…
— Это тайна, которую никто не знает?
— Нет, чтобы по городу ездить, это каждый должен знать.ЗНАЧИТ, ЧТОБЫ ТАЙНУ ГОРОДА УЗНАТЬ, МАЛО ВСЕ-ВСЕ ОПИСАТЬ…
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ — ЭТО ПЕТЕРБУРГО-ВЕДЕНИЕ?
МОЖЕТ БЫТЬ, СТОИТ ПАМЯТНИКИ НАЗВАТЬ?..Провожу вертикальную линию — делаю многовременной, диахронный срез по окружающему нас Миру, для которого Настоящее — мгновение между Прошлым и Будущим, пойманное точкой пересечения двух временных координат. Вы увидели «крест»? Детям, естественно, ничего не рассказываю ни о координатах, ни, тем более, о «кресте», — просто провожу линии и просто рисую на них «шары» или сферы освоенного человеком знания. В «шаре», расположенном на вертикальной линии в нижней части доски, сосредоточены все те памятники Прошлого, в которых запечатлена история Петербурга.
— Назовите, пожалуйста, известные вам памятники…
— Крылову, Александру Сергеевичу Пушкину, Ленину, Петру I, Екатерине II, Павлу, Ломоносову…
— Ещё…
— Аполлон в Летнем саду — памятник?
— Может быть, Наполеону?.
— Памятники архитектуры назовите, пожалуйста, например — Петропавловская крепость…
— Кофейный домик, Чайный домик, Летний дворец, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Казанский собор, Адмиралтейство, Русский музей, Эрмитаж…
— Скажите, пожалуйста, вот узнаем и запомним все-все памятники, какие только есть в Петербурге, и тайна города откроется нам, или еще что-то нужно будет выведать? Все-таки нужно? Неужели не хватает вам моря сведений о том, что было в городе раньше и есть сейчас? А что же нужно сделать замечательного такого, чтобы выведать-таки эту прячущуюся от нас тайну города?Произнося эти слова, дополняю схему на доске волнообразными линиями, изображающими «море сведений», пронзенное образующими «крест» времеными координатами (диахронной и синхронной), на которых держатся «шары» — сферы известного нам знания. Схема — цветная: «море» — синее, «крест» — белый, три «шара» в «море» — красные, «шар» на вертикальной координате в верхней части доски, который я рисую, имеет сиятельно-желтый цвет, корону исходящих из центра лучей, чтобы быть похожим на «солнце» на «небе». Закончив рисунок, говорю детям… Подумали? Тогда послушайте, какой ответ мне пришел на ум: вдруг наши мнения совпадут!
Включаю фоново-мажорную музыку — продолжение концерта для клавесина, и начинаю читать стихи о том, что такое «Петербурговедение». Стихи уже распечатаны на листах цветной бумаги. Раздаю листы детям, чтобы они смогли нарисовать в том же поле листа графический символ «Петербурговедения». Получившаяся композиция вкладывается в папку, где собираются работы детям на память. Я продолжаю урок…
— Хотите, я поделюсь с вами всем известной тайной города, что
не перестает быть тайной, потому что рассказывает она о чуде,
которым нельзя восхищаться с чьих-то слов, нужно самому дыхание
этого чуда ощутить. Если согласны, опишите сначала — что такое Ночь?
— Тьма столь страшная, что людям не остается ничего другого делать,
как только спать крепким сном.
— А я не сплю, ночью я думаю, а иногда хожу по комнате (ответил тот
же мальчик, что рассказывал о «летающих тарелках» и падающих с неба звездах).
— И не боишься темной ночи, что смотрит в окна?
— Не боюсь (не волнуйтесь, я, конечно же, постараюсь узнать этого малыша получше).
— Я расскажу вам о том, чего вы еще не знаете. В Петербурге в конце весны наступают БЕЛЫЕ НОЧИ, когда Свет есть, а Тени нет и кажется, что город видит сон о самом себе. Особенно сказочным сон становится в тот момент, когда в середине БЕЛОЙ НОЧИ восходит Солнце над Невой…После слайд-фильма, идущего в повторе изумительного концерта Глиэра для трубы с оркестром, остается выдать детям домашнее задание и попрощаться.
Чтобы ТАЙНУ ГОРОДА узнать,
Мало все пересчитать,
Мало все-все описать,
Мало все-все памятники По именам назвать. -
-
-
Нужно выбраться из моря,
Влезть на мачту корабля
И, с НЕВЕДЕНИЕМ споря,..
Три вопроса
громким голосом
задать:
«Как?»,
«Зачем?»
И «Почему?»…«Почему было то, что было?»;
«Зачем нужно то,
что есть сейчас?»;
«Как сделать,
Чтоб Мир был красивым
И очень счастливым
Был каждый из нас?»…Вопросы задавать кому?!
Себе и ему — городу своему!Потому что ВЕДЕНИЕ
Состоит из СВЕДЕНИЙО тайном, скрытом, сокровенном,
О сказочном, волшебном, необыкновенном…
Такие СВЕДЕНИЯ просто так не раздаются.
Такие СВЕДЕНИЯ в награду достаются.НЕВЕДЕНИЕ победил —
СВЕДЕНИЯ получил.
Силы свои жалел —
Слепоту НЕ ПРЕОДОЛЕЛ.Кто? Я? Ты?
Только не мы!Вам я не могу не рассказать о том, что мне привиделось в ответах детей, на которые я их спровоцировала специально, чтобы понять, в каком состоянии находятся их представления о городе. Результат совпал с моими предположениями… У детей достаточно хорошая память, что удерживает названия случайных объектов: где-то были, что- то видели, а потому запомнили, как зовут — Кофейный и Чайный «домики» в Летнем саду.
Дети не умеют самостоятельно систематизировать случайно полученные сведения: разделять узнанное на части по определенным свойствам и строить из этих частей общие картины. У них все расплывается: улицы подменяются станциями метро; моря переезжают в города; памятники когда-то жившим людям перепутываются со скульптурой; архитектура с большим трудом превращается в памятники, потому что в зданиях и сейчас что-то происходит. Что делать? Сначала о том, чего, на мой взгляд, нельзя делать.
Нельзя увеличивать количество разрозненных сведений, тренируя память. Хаос способен вызвать обратное желание — взять и все забыть, так как голова трещит и никаких чувств, кроме ненависти, не возникает. Мне рассказывали, после нескольких лет натаскивания на количество известных памятников и событий, девочка написала в сочинении, что она ненавидит и Неву, и предмет под названием «История города». Кто виноват? Вряд ли она сама такая уродилась.
Строить город из частей по законам чистой логики тоже нельзя: это действие равнозначно умерщвлению живого целого, особенно такого как Петербург, что представляет собой уникальное художественное произведение. Жилые дома, общественные, производственные; улицы, площади, парки; архитекторы, скульпторы, живописцы; двускатные крыши, купола, шпили; ордер дорический, коринфский, ионический; стиль, стилизация, эклектика; вчера, сегодня, завтра — столь жесткая типология радость может доставить лишь тем, у кого отсутствует образное мышление, значит, не детям. Знание без радости любить город не учит. Из тупика следует вполне определенный вывод…
ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ПОМОЧЬ РАЗОБРАТЬСЯ ПО-ДЕТСКИ
В ХАОСЕ ОБРУШИВАЮЩИХСЯ НА НИХ
СВЕДЕНИЙ О ГОРОДЕ.ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ СОВЕТУЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ,
СТАВЯ ПЕРЕД СОБОЙ И ДЕТЬМИ
ЧИСТО ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ —
«ПОЧЕМУ?», «ЗАЧЕМ?» И «КАК?».Забегая на несколько лет вперед, скажу вам, фактологическое знание на такие вопросы ответить не может. В его власти — лишь подтвердить или опровергнуть предположение, что возникает при рассмотрении города как ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ. Той самой системы, к постижению которой мы приступим на Второй воспитательно-образовательной ступени, уже включив в эмоциональный мир детей исходные нравственно-эстетические ценности.
Тогда зачем же говорить о Петербурговедении так рано — спросите вы? Чтобы на заглавном листе был запечатлен символ полноты постижения материально-духовной данности, в которой живет человек.
Задание на дом...
Нарисовать заглавный лист к папке с материалами по Петербурговедению. На листе должны быть указаны: название курса — ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ, класс, имя и фамилия ученика. На листе должен присутствовать символ Петербурговедения — «четыре шара в двух временных координатах». Все остальное поле листа подвластно фантазии автора. Композицию того, что быть должно, я рисую на доске. Все? Теперь, действительно, все…
Говорим на прощанье
Всем спасибо и…
До нового свиданья —
До свида-а-анья.
-
<—Глава 3 Адаптация встречи-знакомства применительно к начальной школе