Урок второй: Что такое «Петербурговедение»

Урок второй:
ЧТО ТАКОЕ «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ»

Цели занятия:

закрепление «ритуальных» действий —
установок на Петербурговедческие занятия;
проверка, как работает эмоциональная память детей-
и улавливают ли они сущности, спрятанные в сказке-притче;
«самостоятельное» определение понятия «Петербурговедение».

Средства осуществления целей:

воспроизведение «всеобщего здравствуйте»,
игровая проверка, насколько я запомнила имена детей;
воспроизведение детьми сказки-притчи о ёжике,
что пошел путем «Преодоления Неведения»;
проведение логической игры по отделению того, что всем известно,
от того, что нужно выведать, собственных усилий приложив немало.

Первая часть ~ закрепление установок,
определяющих содержание и форму бесед о Высоком.

— Встаньте и постарайтесь ощутить подошвами ног, что вы сто­ите на самой Земле.
Ощутили? Покачайтесь немного.
— Встаньте прямо-прямо, чтобы почувствовать, как от Земли к Небу идут идут
через вас вертикальные токи.
— Почувствовали? Теперь поднимите ручки вверх и соедините вместе подушечки
пальцев. Ай, сколько ракет, что летят пря­мо в небо! Сколько свечек с пламенем,
что тянется вверх! Сколько листиков, сердечек, луковичек, бутонов и куполов!

— А теперь, хлопая в ладоши, произнесем…

Всем желаем здра-а-авствовать —
Жить в радости,
Жить в здоровье,
Будто ца-а-арствовать!

— Кто видел, как над школой поднялось в Небо светлое облачко,
потому что мы все вместе произнесли слова не простые,
а волшебное заклинание?
— Хотите проверить, как я запомнила ваши имена? А оценки мне
ставить будете? Если одно имя запомнила — единицу? Если два имени —
двойку? Если три имени — тройку? Если четыре — четверку? Если пять
имен — пятерку? А если больше, все равно пятерку? Несправедливо…

— А теперь я сама хочу кое-что проверить, например, как вы запомнили
сказку о ёжике. Вспоминать будем все. Показы­вать будут пятеро: двое
будут держать занавес, трое вести ежиков по пути «Преодоления Неведения».
Начинаем…

Представление показало: для других дети играть не умеют, они играют для себя или стоят
в онемении — в оцепенении. Вывод: потихо­нечку-полегонечку нужно осваивать «актерское
мастерство». Зачем? Для самовыражения — для самообогащения…

ВНУТРЕННИЙ МИР, ОСТАВШИСЬ НЕВОСТРЕБОВАННЫМ,
МОЖЕТ ЗАГЛОХНУТЬ.

ВНУТРЕННИЙ МИР — ТО, ЧТО ДОЛЖНО РАСКРЫВАТЬСЯ ВОВНЕ,
ОБОГАЩАЯ ДРУГИХ И САМООБОГАЩАЯСЬ В КОНТАКТАХ.

«ИГРА В ТЕАТР» — ОЧЕНЬ ДЕТСКАЯ ФОРМА
ПРОЖИВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ СИТУАЦИЙ,
КОТОРЫХ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЯМ НЕ ХВАТАЕТ.

«ИГРА В ТЕАТР» — ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ФОРМА
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.

Разве может ребенок, выйти из Дома в ночи, откликнувшись на зов Звезды, сияющей в Небе?
Нет, конечно. Для становления детской души проигрывание подобной ситуации — очень
полезное занятие.

В устройстве представления есть у меня и свой интерес. Мне нужно, чтобы опять возникло и
повисло в непонятности своей, будто в безвоздушном пространстве, очень важное для
дальнейших занятий представление — ПУТЬ «ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ». Мне нужно ра­зыграть —
раскрыть содержание этой, пока ничего не говорящей детям, формулы, чтобы они поняли,
что такое «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ», кото­рым им повелела заниматься какая-то неведомая сила.
Включаю музы­ку и перехожу к следующей части занятия…

Вторая часть — кульминационная:
использующая для включения в эмоциональную память детей
самых главных в учебном процессе образов и понятий
самые сильные средства —
логическую игру в музыкальной аранжировке и слайд-фильм.

Есть концерты для клавесина с оркестром И.С. Баха. Из них для настройки детей на постижение смыслов я выбрала дивный фрагмент: печально-чистые, хрустальные звуки движутся в Пространстве изыс­канно-мерным строем, словно Время идет, а вместе с ним идем и мы… через всю свою жизнь. Кто мы? Ежики, которым в течении времени, отпущенного на детство, нужно успеть постичь то, что, став взрослы­ми, они уже не поймут никогда. Я продолжаю тему, для которой пред­ставление, устроенное детьми, было прологом…

Ежикам предстояло идти по пути «Преодоления Неведения» все вперед и вперед… Они сделали первый шаг — преодолели первое очень трудное препятствие: поняли то, чего не знали раньше… Они сделали второй шаг — преодолели второе очень-очень трудное препятствие: по­няли все-таки то, чего раньше никак не удавалось понять… И третий шаг сделали ежики на пути «Преодоления Неведения» — преодолели тре­тье очень-очень-очень трудное препятствие: поняли то, чего раньше, сколько ни мучались, все равно никак не могли понять… А потом стало легче идти. Почему?.. Научились ёжики ПРЕПЯТСТВИЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ.

— Какие препятствия преодолевает в своей жизни человек?
— Ветер, холод, жару, голод, шторм, бурю, смерчи, горы, страх…
— Самые трудные препятствия, которые должен преодолеть на своем пути
человек ~ НЕЗНАНИЕ, НЕВЕДЕНИЕ…

ПРЕОДОЛЕВАТЬ — БРАТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ,
ПОБЕЖДАТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ ТРУДНОСТИ.
НАПРИМЕР, НЕЗНАНИЕ: НЕ ЗНАЛ — УЗНАЛ.

ГДЕ ТРУДНОСТИ? ПОБЕЖДЕНЫ!
ИЛИ, НЕВЕДЕНИЕ: НЕ ВЕДАЛ — ВЫВЕДАЛ.
ЧТО ВЫВЕДАЛ? КАКУЮ-ТО ТАЙНУ! КАКУЮ?..

О которой «не ведал ни сном, ни духом», то-есть даже не подозре­вал о существовании, потому что тайна скрыта от поверхностного взгляда. Смотри глазами — не смотри: тайны все равно не выведаешь, спрятана она внутри, в глубине, например, в душе.

Вспомните, детям необязательно об этом говорить, однокорен­ные слова: «ведун» — знающий скрытое от других; «вещий» — носитель истин, рассказывающих о божественных сущностях Мироздания; «ведь­ма» и «ведьмак» — использующие тайное знание в собственных целях, становящихся злом для других…

Если так трудно тайны выведывать, зачем стараться? Нужно ста­раться, потому что тайна рассказывает о главном…

 

Короткий музыкальный антракт.

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ — ЭТО ПЕТЕРБУРГО-ВЕДЕНИЕ?
ТО, ЧТО МОЖНО СОСЧИТАТЬ?..

Провожу горизонтальную линию — делаю единовременный, син­хронный, срез по окружающему нас Миру или по его Настоящему. Детям, естественно, ничего не объясняю — просто провожу линии и просто рисую на них «шары» или сферы освоенного человеком знания. В «шаре», расположенном на горизонтальной линии с левой стороны доски, сосредоточено все то, что можно сосчитать.

        • Считаем? Сколько городу лет?
        • Двести тысяч, один миллион, почти триста…
        • Это — тайна, которую никто не знает?
        • Нет, это — то, что все должны знать.
        • Сколько в городе музеев?
        • Много.

      — Это — тайна, которую никто не знает? Или, если нужно, это каждый может узнать, заглянув в специальный справочник?

      — Сколько в городе театров?
      — Много.
      — Это — тайна, которую никто не знает? Или, это каждый может узнать по афишам в театральных кассах и киосках?

      — Сколько в городе домов, можно сосчитать?
      — А может быть, попробуем, жизни не пожалев?
      — И что о городе узнаем? Что в нем столько-то домов и все?

      ЗНАЧИТ, ЧТОБЫ ТАЙНУ ГОРОДА УЗНАТЬ,
      МАЛО ВСЕ ПЕРЕСЧИТАТЬ…
      ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ~ ЭТО ПЕТЕРБУРГО-ВЕДЕНИЕ?
      ТО, ЧТО МОЖНО ОПИСАТЬ?..

      На горизонтальной линии с правой стороны доски рисую второй «шар», в котором сосредоточено все то, что можно описать.

      — Какие реки есть в Петербурге, назовите?
      — Нева, Фонтанка, Мойка, Черная речка, Лебяжья канавка, Охта, Оккервиль (после подсказки), Ладожское озеро, Черное море, Днепр..
      — Это тайна, которую никто не знает?
      — Нет, все знают, а если не знают, пусть чаще по городу гуляют.

      — Какие в городе есть острова, назовите?
      — Заячий, Васильевский, Каменный, Крестовский, Петровский, Адмиралтейский (после подсказки), Московский…
      — Какие в городе есть проспекты и улицы?
      — Невский, Садовая, Ленинский, Охтинский, Косыгина, Настав­ников, Ленская, Охта, Ладожская, Достоевская, Спортивная какая-то, Новочеркасская, Пушкинская…
      — Это тайна, которую никто не знает?
      — Нет, чтобы по городу ездить, это каждый должен знать.

      ЗНАЧИТ, ЧТОБЫ ТАЙНУ ГОРОДА УЗНАТЬ, МАЛО ВСЕ-ВСЕ ОПИСАТЬ…
      ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ — ЭТО ПЕТЕРБУРГО-ВЕДЕНИЕ?
      МОЖЕТ БЫТЬ, СТОИТ ПАМЯТНИКИ НАЗВАТЬ?..

      Провожу вертикальную линию — делаю многовременной, диахронный срез по окружающему нас Миру, для которого Настоящее — мгновение между Прошлым и Будущим, пойманное точкой пересече­ния двух временных координат. Вы увидели «крест»? Детям, естественно, ничего не рассказываю ни о координатах, ни, тем более, о «кресте», — просто провожу линии и просто рисую на них «шары» или сферы осво­енного человеком знания. В «шаре», расположенном на вертикальной линии в нижней части доски, сосредоточены все те памятники Про­шлого, в которых запечатлена история Петербурга.

      — Назовите, пожалуйста, известные вам памятники…
      — Крылову, Александру Сергеевичу Пушкину, Ленину, Петру I, Екатерине II, Павлу, Ломоносову…
      — Ещё…
      — Аполлон в Летнем саду — памятник?
      — Может быть, Наполеону?.
      — Памятники архитектуры назовите, пожалуйста, например — Петропавловская крепость…
      — Кофейный домик, Чайный домик, Летний дворец, Зимний дво­рец, Исаакиевский собор, Казанский собор, Адмиралтейство, Русский музей, Эрмитаж…
      — Скажите, пожалуйста, вот узнаем и запомним все-все памят­ники, какие только есть в Петербурге, и тайна города откроет­ся нам, или еще что-то нужно будет выведать? Все-таки нуж­но? Неужели не хватает вам моря сведений о том, что было в городе раньше и есть сейчас? А что же нужно сделать замеча­тельного такого, чтобы выведать-таки эту прячущуюся от нас тайну города?

      Произнося эти слова, дополняю схему на доске волнообразными линиями, изображающими «море сведений», пронзенное образующими «крест» времеными координатами (диахронной и синхронной), на кото­рых держатся «шары» — сферы известного нам знания. Схема — цвет­ная: «море» — синее, «крест» — белый, три «шара» в «море» — красные, «шар» на вертикальной координате в верхней части доски, который я рисую, имеет сиятельно-желтый цвет, корону исходящих из центра лучей, чтобы быть похожим на «солнце» на «небе». Закончив рисунок, говорю детям… Подумали? Тогда послушайте, какой ответ мне пришел на ум: вдруг наши мнения совпадут!

      Включаю фоново-мажорную музыку — продолжение концерта для клавесина, и начинаю читать стихи о том, что такое «Петербурговедение». Стихи уже распечатаны на листах цветной бумаги. Раздаю листы детям, чтобы они смогли нарисовать в том же поле листа графический символ «Петербурговедения». Получившаяся композиция вкладывает­ся в папку, где собираются работы детям на память. Я продолжаю урок…

      — Хотите, я поделюсь с вами всем известной тайной города, что
      не перестает быть тайной, потому что рассказывает она о чуде,
      которым нельзя восхищаться с чьих-то слов, нужно самому дыхание
      этого чуда ощутить. Если согласны, опишите сначала — что такое Ночь?
      — Тьма столь страшная, что людям не остается ничего другого делать,
      как только спать крепким сном.
      — А я не сплю, ночью я думаю, а иногда хожу по комнате (отве­тил тот
      же мальчик, что рассказывал о «летающих тарелках» и падающих с неба звездах).
      — И не боишься темной ночи, что смотрит в окна?
      — Не боюсь (не волнуйтесь, я, конечно же, постараюсь узнать этого малыша получше).
      — Я расскажу вам о том, чего вы еще не знаете. В Петербурге в конце весны наступают БЕЛЫЕ НОЧИ, когда Свет есть, а Тени нет и кажется, что город видит сон о самом себе. Особенно сказочным сон становится в тот момент, когда в середине БЕЛОЙ НОЧИ восходит Солнце над Невой…

      После слайд-фильма, идущего в повторе изумительного концер­та Глиэра для трубы с оркестром, остается выдать детям домашнее задание и попрощаться.

      Чтобы ТАЙНУ ГОРОДА узнать,
      Мало все пересчитать,
      Мало все-все описать,
      Мало все-все памятники По именам назвать.

    • Нужно выбраться из моря,
      Влезть на мачту корабля
      И, с НЕВЕДЕНИЕМ споря,..
      Три вопроса
      громким голосом
      задать:
      «Как?»,
      «Зачем?»
      И «Почему?»…

      «Почему было то, что было?»;
      «Зачем нужно то,
      что есть сейчас?»;
      «Как сделать,
      Чтоб Мир был красивым
      И очень счастливым
      Был каждый из нас?»…

      Вопросы задавать кому?!
      Себе и ему — городу своему!

      Потому что ВЕДЕНИЕ
      Состоит из СВЕДЕНИЙ

      О тайном, скрытом, сокровенном,
      О сказочном, волшебном, необыкновенном…
      Такие СВЕДЕНИЯ просто так не раздаются.
      Такие СВЕДЕНИЯ в награду достаются.

      НЕВЕДЕНИЕ победил —
      СВЕДЕНИЯ получил.
      Силы свои жалел —
      Слепоту НЕ ПРЕОДОЛЕЛ.

      Кто? Я? Ты?
      Только не мы!

      Вам я не могу не рассказать о том, что мне привиделось в отве­тах детей, на которые я их спровоцировала специально, чтобы понять, в каком состоянии находятся их представления о городе. Результат совпал с моими предположениями… У детей достаточно хорошая па­мять, что удерживает названия случайных объектов: где-то были, что- то видели, а потому запомнили, как зовут — Кофейный и Чайный «до­мики» в Летнем саду.

      Дети не умеют самостоятельно систематизировать случайно по­лученные сведения: разделять узнанное на части по определенным свой­ствам и строить из этих частей общие картины. У них все расплывает­ся: улицы подменяются станциями метро; моря переезжают в города; памятники когда-то жившим людям перепутываются со скульптурой; архитектура с большим трудом превращается в памятники, потому что в зданиях и сейчас что-то происходит. Что делать? Сначала о том, чего, на мой взгляд, нельзя делать.

      Нельзя увеличивать количество разрозненных сведений, трени­руя память. Хаос способен вызвать обратное желание — взять и все забыть, так как голова трещит и никаких чувств, кроме ненависти, не возникает. Мне рассказывали, после нескольких лет натаскивания на количество известных памятников и событий, девочка написала в со­чинении, что она ненавидит и Неву, и предмет под названием «Исто­рия города». Кто виноват? Вряд ли она сама такая уродилась.

      Строить город из частей по законам чистой логики тоже нельзя: это действие равнозначно умерщвлению живого целого, особенно та­кого как Петербург, что представляет собой уникальное художествен­ное произведение. Жилые дома, общественные, производственные; ули­цы, площади, парки; архитекторы, скульпторы, живописцы; двускат­ные крыши, купола, шпили; ордер дорический, коринфский, ионичес­кий; стиль, стилизация, эклектика; вчера, сегодня, завтра — столь же­сткая типология радость может доставить лишь тем, у кого отсутству­ет образное мышление, значит, не детям. Знание без радости любить город не учит. Из тупика следует вполне определенный вывод…

      ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ПОМОЧЬ РАЗОБРАТЬСЯ ПО-ДЕТСКИ
      В ХАОСЕ ОБРУШИВАЮЩИХСЯ НА НИХ
      СВЕДЕНИЙ О ГОРОДЕ.

      ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ СОВЕТУЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ,
      СТАВЯ ПЕРЕД СОБОЙ И ДЕТЬМИ
      ЧИСТО ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ —
      «ПОЧЕМУ?», «ЗАЧЕМ?» И «КАК?».

      Забегая на несколько лет вперед, скажу вам, фактологическое знание на такие вопросы ответить не может. В его власти — лишь подтвердить или опровергнуть предположение, что возникает при рас­смотрении города как ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ. Той самой сис­темы, к постижению которой мы приступим на Второй воспитательно-­образовательной ступени, уже включив в эмоциональный мир детей исходные нравственно-эстетические ценности.

      Тогда зачем же говорить о Петербурговедении так рано — спро­сите вы? Чтобы на заглавном листе был запечатлен символ полноты постижения материально-духовной данности, в которой живет чело­век.

      Задание на дом...

      Нарисовать заглавный лист к папке с материалами по Петербурговедению. На листе должны быть указаны: название курса — ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ, класс, имя и фамилия ученика. На листе должен присутствовать символ Петербурговедения — «четыре шара в двух вре­менных координатах». Все остальное поле листа подвластно фантазии автора. Композицию того, что быть должно, я рисую на доске. Все? Теперь, действительно, все…

      Говорим на прощанье
      Всем спасибо и…
      До нового свиданья —
      До свида-а-анья.

 

<—Глава 3 Адаптация встречи-знакомства применительно к начальной школе