Глава 5 Адаптация мировоззренческого зачина применительно к начальной школе

АДАПТАЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ЗАЧИНА
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Так, по прошествии какого-то времени, в момент, определенный настроением детей и лично у меня возникшим чувством, что к первой беседе можно и нужно вернуться еще раз, я решаю познакомить детей со «Словом о полку Игореве», иллюстрации к которому у меня пере­сняты на слайды.

Включаю музыкальный фрагмент «Былина»
из поэмы для хора и оркестра Михаила Фирсова
«Русь изначальная» и показываю слайды…

На экране возникает русское воинство в шлемах и кольчугах, со щитами червленными, с мечами харалужными, с копьями и стягами, трепещущими на ветру. По окончании музыкального фрагмента пока­зываю слайд-иллюстрацию к «Плачу Ярославны» и прошу детей рас­сказать, что за событие, по их мнению, здесь изображено. После того, как внимание включено и воображение разогрето, читаю фрагмент «Плача» в переводе Николая Заболоцкого…

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей,
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой…

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?..

Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»

«Днепр, мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил…
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?»..

По окончании чтения, вопросов оказывается больше, чем време­ни на ответы. Кто такие Игорь-князь и Ярославна? Почему князь уми­рает где-то там вдали? Что было дальше: помогли Ярославне Ветер, Днепр и Солнце? Я обещаю детям, что к «Слову» в течение своей жизни они будут еще много-много раз возвращаться, потому что оно неисчерпаемо по глубине, как все то, что хранит память о древнейших представлениях о мире.

Хочу дать вам совет. За два века изучения «Слова» накопилось множество самых разнообразных толкований его содержания (целый словарь по каждому слову «Слова»). Совет таков: будьте предельно откровенны при ответе на вопрос — за что Солнце наказывает князя Игоря? В «Слове» написано ясно: «жажда славы князю ум спалила». Князь Новгорода-Северского затеял «безумное» предприятие: ушел с войском в половецкие степи, чтобы вернуть Тмутараканское княже­ство на берегу Черного моря, когда-то принадлежавшее Черниговским князьям — его прямым предкам. Ушел, несмотря на предупреждение Солнца, «тьмою свет покрывшее». Ушел и погубил воинство русское. Никто, кроме князя, домой не вернулся.

Князю Игорю было сделано исключение, потому что он осознал свою вину. Потому что он искренним раскаянием своим очистил душу. Потому что без Светлого князя, ум которого ясен, а душа чиста, Руси не жить, как без восхода Солнца над Землей. Точно также не жить Руси и без любящих женщин, что, превратившись в птиц плачущих, летят над временной стремниной на помощь своим любимым, — расска­зывает «Слово». В продолжении музыкального фрагмента я произношу заключительные слова…

КОГДА-ТО, ДАВНЫМ-ДАВНО ЭТО БЫЛО,
РУССКИЕ ЛЮДИ СЧИТАЛИ СЕБЯ РУССКОЙ ЗЕМЛЕЙ,
СВОИХ КНЯЗЕЙ ОНИ СЧИТАЛИ
СВЕТОМ РУССКОЙ ЗЕМЛИ,

СТРАНУ СВОЮ, РУСЬЮ ЗВАВШЕЙСЯ, —
«ЗЕМЛЕЙ ТРОЯНЕЙ»,

ТО-ЕСТЬ ЗЕМЛЕЙ «СВЕТЛОГО И ТРЕСВЕТЛОГО СОЛНЦА».

РУСИЧИ ВЕРИЛИ:
ЕСТЬ ВЕЛИКИЕ СИЛЫ —
НЕБО И ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ, ВЕТРЫ, ДОЖДИ И РЕКИ,
В ЕДИНСТВЕ С КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК.

Может быть, у вас что-то и не получится, как того бы вам хотелось. Не важно. Главное совершится непременно: в жизнь еще очень маленьких по возрасту людей войдет неисчерпаемое «Слово» и заявит во всеуслышание…

НЕ ЗАБЛУЖДАЙТЕСЬ, ЛЮДИ,
МЫ СИЛЬНЫ, ПОКА ПОМНИМ,
ЧТО МЫ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ.

 

<—Глава 4 Тема третья — художественно-практическая: «Лист бумаги, как окно в мир»

Глава 6 Постановка проблемы—>