Глава 4 Тема третья — художественно-практическая: «Лист бумаги, как окно в мир»

Тема третья — художественно-практическая:
«ЛИСТ БУМАГИ, КАК ОКНО В МИР»,

Цель занятия:
дать детям возможность самим, наглядно, воочию убедиться в существовании связей, благодаря которым возникает удивительнейшая целостность под названием МИР.

Средство осуществления цели:
дать детям задание на раскрепощение
пространственного воображения, результаты которого
запечатлеть в живописной фантазии на белом листе бумаги.

В качестве задания на раскрепощение пространственного вообра­жения очень действенна логическая игра: «Я — точка в Безграничнос­ти». Смысл игры — расширение границ вокруг самого себя с помощью последовательно-задаваемого ряда вопросов. Если группа детей доста­точно активна (все в вашей воле), необходимые ответы всегда можно «поймать», развить и закрепить. Главное — задавать вопросы в той формулировке, что позволяет детям, «отрицая одиночество», наглядно, воочию убедиться в существовании связей между каждым из них в отдельности и удивительнейшим целым под названием МИР..,

Несмотря на простоту вопросов, для ведущего этот разговор до­статочно труден, потому что ему придется одновременно успевать де­лать три совсем разных дела. «Ловить в воздухе» ответы детей и под­правлять их, уточняя задаваемые вопросы. Успевать смотреть в детс­кие глаза, чтобы не терять непосредственного контакта с ними, очень важного для разговора по душам. Рисовать на классной доске цветными мелками «СХЕМУ МИРОЗДАНИЯ», стараясь, чтобы получилась она кра­сивой. Говорят, «лиха беда — начало», если так, вперед…

  • Скажи, мой маленький, ты один-одинешенек на белом свете?

В ожидании ответа вы ставите на огромной доске едва видимую точку «Я». Перечисление родственников позволяет обвести точку пер­вым микро-кругом, объединяющим в одно целое людей, находящихся с «Я» в самой тесной — кровной, связи. Это — «семья»: семь — «я». Число семь в русской мифологии обозначает завершенность какого-то опреде­ленного качественного состояния, после которого наступает следую­щее, уже иное, состояние.

  • Скажи, пожалуйста, мой милый, кроме родственников у тебя никого больше нет, никаких близких людей?

Перечисление друзей в ответ, включая собак и кошек, позволяет обвести точку вторым микро-кругом, объединяющим в одно целое лю­дей, находящихся с «Я», в подчас, не менее тесной — духовной, связи.

  • Скажи, пожалуйста, мой дорогой, кроме родственников и дру­зей ты никого-никого на белом свете больше не знаешь?

Перечисление приятелей, с которыми ребенок ходит в Детский сад, играет во дворе, встречается на даче, перечисление соседей, живу­щих в одном доме, позволяет обвести точку третьим микро-кругом, объединяющим людей в одно целое по месту и времени их проживания.

  • А, как ты думаешь, у каждого из твоих знакомых тоже есть свои родственники, друзья, приятели и соседи?
  • Скажите, пожалуйста, дети, как назвать всех этих людей, так тесно связанных друг с другом и во времени, и в пространстве: связанных домами, дворами, садами, школами, и работой, и поездками в театры, музеи, магазины?
  • Жителями нашего города, ПЕТЕРБУРЖЦАМИ…

Признаюсь честно, с большим трудом, в множестве наводящих уточнений, я получаю правильный ответ на вопрос — как назвать лю­дей, тесно связанных друг с другом всем тем, что им может предоста­вить, как благо, лишь город? И однако, я не жалею усилий на то, чтобы дождаться, когда дети неуверенно произнесут слово «горожане». Не жалею, потому что лишь таким образом они смогут сформулировать в своем сознании представление о городе, как пространстве, приспособ­ленном для счастливой жизни горожан. В том, что они живут счастли­во, большинство детей не сомневается. Не выдержав их оптимизма, я спросила однажды: разве в нашей жизни нет Зла? «А, «чечня», навер­ное», — ответили дети, отодвинув Зло за пределы своего Мира, где должна царить лишь Любовь. Как бы то ни было, после дебатов появ­ляется на классной доске первый макро-круг или ГОРОД, объединяю­щий в одно целое множество микро-кружков вокруг одиночных точек или ГОРОЖАН.

  • Скажите, дети, Петербург — единственный город РОССИИ?
  • Скажите, дети, Россия — единственная страна на ЗЕМЛЕ?

На доске появляется второй макро-круг или СТРАНА, объединя­ющая в одно целое множество горожан-россиян. Потом появляется третий макро-круг или ЗЕМЛЯ, объединяющая в одно целое множество народов и стран Мира.

  • Скажите, пожалуйста, дети, Земля — единственная ПЛАНЕТА- во Вселенной или есть и другие?

На доске появляются орбиты, по которым кружатся вокруг Сол­нца планеты. Это — четвертый макро-круг или КОСМОС. По общему счету то — седьмой круг, завершающий тему. Так и есть, Космос — упорядоченная система, в которой сведено воедино все: СОЛНЦЕ золо­тое, голубые ПЛАНЕТЫ, зеленые СТРАНЫ, красные (красивые) ГОРО­ДА и ГОРОЖАНЕ.

Самое интересное в игре — ее завершение. В «научно-строгих», «отстраненно-константационных» интонациях я уточняю, будто про­гноз погоды сообщаю, то, что изображено на СХЕМЕ МИРОЗДАНИЯ…

Вокруг Солнца кружатся планеты, одна из них — наша Земля.
На Земле много стран, одна из них — Россия.
В России много городов, один из них — наш город Петербург.
Горожан в Петербурге несколько миллионов, один из них
Артем (мальчик, к которому я обратилась первому)!

Дети очень радуются столь явной связи своей с Космосом.
Оста­ется подвести итог в скандировании общих положений. Ведущий начи­нает фразу, дети подхватывают концовку…

МИР — это… Солнечная система!
МИР — это… Наша Земля!
МИР — это… Все люди!
МИР — это… Мы с вами!
МИР — это… Я!

Да, как всегда уточняю я, каждый из нас — целый МИР: со своими чувствами, мыслями, жизнью, судьбой. Посмотрите, пожалуй­ста, друг на друга с должным уважением.

Подобная логическая игра — очень хороший способ умозритель­ного развития пространственного воображения, результат которого необходимо закрепить. Я поступаю следующим образом… Стираю свою схему с доски, чтобы не подчиняла детей, мешая им фантазировать. Усаживаю всех за столы, прошу подготовиться к работе акварелью или цветными мелками (только не фломастерами с грубым, однозначным цветом) и даю «импульс» — «толчок», заставляющий приступить к делу.

Показываю лист бумаги и спрашиваю детей — «Что это такое»? Если сами не скажут, подвожу их незаметно к ответу: «Это — окно в Мир, через которое можно увидеть все-все, что захочешь». Дети, пора­женные «открытием», радостно кричат: «И Петербург?! И Землю?! И Небо?! И Космос?!». «Все-все можно увидеть», — отвечаю я: «Рисуйте, пожалуйста»…

Рисуйте, переводя узнанное в зримый образ,
собственным воображением рожденный.
Рисуйте, потому что, повторяю известное,
в постижениях значим лишь собственный опыт..,

Задание на дом…

Для закрепления впечатления от «полета» над Невой я прошу в «Уроках Эстетики для ежиков» раскрасить картинку с видом на Город с облачка (стр. 29).

Подобная просьба, на самом деле, — простительная хитрость, позволяющая «замкнуть круг» познания-постижения, не ставя в извест­ность об этом детей. Хитрость — не обман, потому что в конце занятий на Первой ступени мы, действительно, вернемся к разглядыванию Пе­тербурга с высоты птичьего полета. Возвращение это не будет простым повтором. И не потому что изменится игровая ситуация. Мы сами станем другими — завершающими первый круг «взросления вместе с городом». Став другими, мы сможем придать исходной нравственно- эстетической концепции развитую формулировку…

Заключительная концепция должна стать убеждением.
Заставлять заучивать убеждение, как догму, нельзя:
получится обратный результат — неверие в правду слов.
Заставлять заучивать убеждение, как догму, бессмысленно:
сами знаете, ум человеческий забывчив до чрезвычайности,
лишь сердце не забывает пережитого никогда.
По мере накопления нравственно-эстетических переживаний
заключительная концепция должна возникнуть сама…

ГОРОД И ГОРОЖАНЕ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ЦЕПЬЮ ПОКОЛЕНИЙ:
ОДНИ ПОКОЛЕНИЯ УЖЕ БЫЛИ И УШЛИ,

ОСТАВИВ СВОИМ ПОТОМКАМ ГОРОД В ДАР;
ДРУГИЕ ПОКОЛЕНИЯ ЖИВУТ В ГОРОДЕ СЕЙЧАС;
ТРЕТЬИ ЕЩЕ ПРИДУТ В МИР И МИР ЭТОТ БУДЕТ ТАКИМ,
КАК ДОСТАВШИЙСЯ ИМ В НАСЛЕДСТВО ГОРОД.

«НЫНЕШНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ»
ЗАНИМАЕТ ОСОБОЕ МЕСТО В ЭТОЙ ЦЕПИ:
ОНО ОТВЕТСТВЕННО ЗА ГОРОД ПЕРЕД ТЕМИ ГОРОЖАНАМИ,
ЧТО УЖЕ БЫЛИ И ЕЩЕ ПРИДУТ В МИР.

Я уверена, не в заучивании множества фактов, а именно в нем — в формировании нравственно-эстетического убеждения, должен заклю­чаться главный желаемо-ожидаемый результат занятий, предваряющих собственно Петербурговедение.

Все три темы первого блока занятий не требуют повторов-зак­реплений, потому что они — вводные, а значит, содержание их будет развиваться на протяжении всего учебного процесса. И однако, к зак­реплению мировоззренческой темы первого блока я лично возвраща­юсь. Нет, не с дошкольниками, а с учениками Начальной школы, при­ступившими к освоению той же программы в более «взрослом» возра­сте. Дошкольникам достаточно увидеть, ненароком (!), изображение русского воина на пилоне древнерусского храма или в иллюстрациях к «Слову о полку Игореве» и утолить тем самым свой интерес, что такое шлемы, кольчуги, червленые щиты и мечи харалужные. В сознании учеников Начальной школы должен отчетливее закрепиться опыт пер­вого совместного постижения Великой тайны человеческого существо­вания в Мироздании.

 

<—Глава 3 Тема вторая — градоведческая: «Полёт над Невой»

Глава 5 Адаптация мировоззренческого зачина применительно к начальной школе—>