На данном этапе важно, на мой взгляд, включить в эмоциональный мир детей первоосновные понятия Эстетики, Градоведения и Живописи. Возникают три темы…
- ЧЕЛОВЕК — ТОТ, КТО ЧУВСТВУЕТ КРАСОТУ
- КТО ГЛАВНЕЕ — ГОРОД ИЛИ РЕКА?
- РАДУГА В НЕБЕ НАД ПРЕКРАСНОЙ НЕВОЙ
Не могу не задержать вашего внимания на одном требовании — совсем не простом, а «коварном». В эмоциональный мир детей не включить ни одного понятия, самого распрекрасного, с помощью привычных для взрослых определений — логически-ясных и по-научному холодно- отстраненных. Этот ход, применительно к детскому мировосприятию, дает мертвый результат или пустой. Детский эмоциональный мир, неустойчивый, лишь становящийся, пополняется только переживаниями, например, эстетических чувств. Хотите, чтобы дети ощутили, что в мире существует Красота, позвольте им пережить восхищение чем-то очень-очень красивым.
Это невозможно, — скажете вы: невозможно заставить группу детей, различных по своему душевному складу, пережить какие-то общие чувства, причем, не в какой-то исключительный момент, а в заранее отведенных для переживания месте и времени. Это необходимо, — отвечаю я: нет другого способа, что позволил бы осуществить поставленную цель.
Не могу не признаться, довольно долго искала я этот, другой, способ. Сначала просила детей вспомнить какие-нибудь очень сильные впечатления, вызвавшие у них чувства восторга или ужаса при встрече с Природой. Оказалось, подобных впечатлений у детей нет. Даже фантасмагорические закаты, что нередко полыхают над Невой, не запечатлела их память. Я думаю, не из-за возраста им не пришлось пережить эстетических восторгов, а по вине взрослых с неразвитыми чувствами и воображением.
Попытка разбудить детскую память показала, дети — тот народ, что не любит сдаваться, потерпев поражение. Они начинают пересказывать телевизионные «ужастики»; делиться, со слов взрослых, впечатлениями о поездках на экзотические острова; выдумывать всякую небывальщину. Пришлось разрабатывать режиссуру занятия, что позволила бы детям пережить-таки эстетические чувства.
Сначала нужно было определить «источник вдохновения». Это, решила я, должно происходить под воздействием картин Природы. Демонстрация репродукций с живописных произведений, даже в слайд- проекции, была отвергнута: необходима непосредственность личного переживания.
Известно, самый блистательный «провокатор» личных переживаний — музыка: она позволяет созерцать особую Красоту — возникающую в собственном воображении, увиденную собственным «мысленным взором». Значит, вторая задача — выбор музыкального произведения, что позволило бы пережить эстетическое чувство при созерцании ранее выбранной картины Природы. Какой картины? Ответ дает следующее утверждение…
В СВОИХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УСТРЕМЛЕНИЯХ
ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СОВПАДАЮТ.
И ЧЕЛОВЕК, И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ДЕТСТВЕ СВОЕМ
СТРЕМЯТСЯ ПОСТИЧЬ МИР,
ПРЕОДОЛЕВ НЕОСОЗНАННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
ЗНАЧИТ…
«ПЕЩЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК», ВЫХОДИ ИЗ ПЕЩЕРЫ СВОЕЙ!
ТЕБЕ ПРЕДСТОИТ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВОСТОРГОВ И УЖАСОВ
ПЕРЕД ГРАНДИОЗНОСТЬЮ МИРОЗДАНИЯ.
«Каким человеком ему предстоит стать?» — спросила я своих первоклашек. Они ответили серьезно: «Настоящим». «Да», — подтвердила я: «тем, кто чувствует Красоту Земли и Неба». Вот теперь, действительно, все. Вперед…
Тема первая — мировоззренческо — эстетическая: Человек — тот, кто чувствует красоту—>