Постановка проблемы 1

На данном этапе важно, на мой взгляд, включить в эмоциональ­ный мир детей первоосновные понятия Эстетики, Градоведения и Живо­писи. Возникают три темы…

  • ЧЕЛОВЕК — ТОТ, КТО ЧУВСТВУЕТ КРАСОТУ
  • КТО ГЛАВНЕЕ — ГОРОД ИЛИ РЕКА?
  • РАДУГА В НЕБЕ НАД ПРЕКРАСНОЙ НЕВОЙ

Не могу не задержать вашего внимания на одном требовании — совсем не простом, а «коварном». В эмоциональный мир детей не вклю­чить ни одного понятия, самого распрекрасного, с помощью привычных для взрослых определений — логически-ясных и по-научному холодно- отстраненных. Этот ход, применительно к детскому мировосприятию, дает мертвый результат или пустой. Детский эмоциональный мир, не­устойчивый, лишь становящийся, пополняется только переживаниями, например, эстетических чувств. Хотите, чтобы дети ощутили, что в мире существует Красота, позвольте им пережить восхищение чем-то очень-очень красивым.

Это невозможно, — скажете вы: невозможно заставить группу детей, различных по своему душевному складу, пережить какие-то об­щие чувства, причем, не в какой-то исключительный момент, а в зара­нее отведенных для переживания месте и времени. Это необходимо, — отвечаю я: нет другого способа, что позволил бы осуществить постав­ленную цель.

Не могу не признаться, довольно долго искала я этот, другой, способ. Сначала просила детей вспомнить какие-нибудь очень сильные впечатления, вызвавшие у них чувства восторга или ужаса при встре­че с Природой. Оказалось, подобных впечатлений у детей нет. Даже фантасмагорические закаты, что нередко полыхают над Невой, не за­печатлела их память. Я думаю, не из-за возраста им не пришлось пере­жить эстетических восторгов, а по вине взрослых с неразвитыми чув­ствами и воображением.

Попытка разбудить детскую память показала, дети — тот народ, что не любит сдаваться, потерпев поражение. Они начинают переска­зывать телевизионные «ужастики»; делиться, со слов взрослых, впе­чатлениями о поездках на экзотические острова; выдумывать всякую небывальщину. Пришлось разрабатывать режиссуру занятия, что по­зволила бы детям пережить-таки эстетические чувства.

Сначала нужно было определить «источник вдохновения». Это, решила я, должно происходить под воздействием картин Природы. Де­монстрация репродукций с живописных произведений, даже в слайд- проекции, была отвергнута: необходима непосредственность личного переживания.

Известно, самый блистательный «провокатор» личных пережива­ний — музыка: она позволяет созерцать особую Красоту — возникающую в собственном воображении, увиденную собственным «мысленным взо­ром». Значит, вторая задача — выбор музыкального произведения, что позволило бы пережить эстетическое чувство при созерцании ранее выбранной картины Природы. Какой картины? Ответ дает следующее утверждение…

В СВОИХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УСТРЕМЛЕНИЯХ
ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СОВПАДАЮТ.

И ЧЕЛОВЕК, И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ДЕТСТВЕ СВОЕМ
СТРЕМЯТСЯ ПОСТИЧЬ МИР,
ПРЕОДОЛЕВ НЕОСОЗНАННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ.

ЗНАЧИТ…
«ПЕЩЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК», ВЫХОДИ ИЗ ПЕЩЕРЫ СВОЕЙ!
ТЕБЕ ПРЕДСТОИТ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВОСТОРГОВ И УЖАСОВ
ПЕРЕД ГРАНДИОЗНОСТЬЮ МИРОЗДАНИЯ.

«Каким человеком ему предстоит стать?» — спросила я своих первоклашек. Они ответили серьезно: «Настоящим». «Да», — подтвер­дила я: «тем, кто чувствует Красоту Земли и Неба». Вот теперь, дей­ствительно, все. Вперед…

 

Тема первая — мировоззренческо — эстетическая: Человек — тот, кто чувствует красоту—>