Третья тема — художественно-практическая:
«ЛЮДЯМ СНЯТСЯ ИНОГДА ГОЛУБЫЕ ГОРОДА».
Цель занятия:
развитие способности, внимательно разглядывая Мир,
улавливать в видимом нравственно-эстетические сути,
определяющие, например, что такое СЧАСТЬЕ и МЕЧТА.
Средства осуществления цели:
— беседа о Счастье;
— беседа о выражении собственных чувств с помощью цвета;
— показ живописно-поэтических произведений, позволяющих
раскрыть тему выразительных свойств цвета; ~ выполнение
живописного задания на тему «МЕЧТА О СЧАСТЬЕ».
Мы знаем, каковы те исходные цвета, что составляют Радужный спектр. Мы знаем, что Свет и Тень можно передать с помощью теплых и холодных тонов. Мы выполнили развивающее живописное задание на тему «Рождение Светлого дня», в котором каждый цвет имел свое значение. Сейчас уместно начать разговор о выразительных свойствах цвета. Вернее — продолжить его в уточнениях. Вначале я задаю вопросы и получаю ответы. Затем мы берем в руки кисти и выполняем цветовую фантазию с помощью акварели или гуаши. Я начинаю беседу…
Мы уже давно говорим о Счастье.
Позвольте привести два его определения.
СЧАСТЬЕ (со-частье) — доля, пай, Рок, Судьба…
«Счастье — в нас, а не вокруг, да около».
Если верить первому определению, Счастье от нас не зависит:
быть человеку счастливым или не быть, определяет не он сам,
а «Высшие силы» или «Небеса»…
Если верить второму определению, напротив, все зависит от
самого человека. Где правда? Посередине!
Если Счастье скрыто внутри нас, его нужно сделать явным:
Счастьем должно с другими делиться! Зачем?
Одиночество для человека равнозначно Несчастью.
Всегда рядом с ним должен находиться кто-то, в ком он
нуждается или о ком нужно заботиться.
Согласитесь…
Как поделиться Счастьем, что внутри тебя с другими людьми?
Можно то, что переполняет твою душу, перевести в СЛОВО,
или в МУЗЫКУ, или в СВЕТ и ЦВЕТ и с их помощью ВЫРАЗИТЬ
свои собственные чувства.
Сделать явными для других.
Этим я и хочу предложить вам начать заниматься,
используя СЕМЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ: КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ,
ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТА
(выкладываю на столе шары).
Сегодня мы выполним задание первое:
расскажем друг другу, о чем мы МЕЧТАЕМ…
Сначала вопрос ко всем: какие цвета нужно использовать,
чтобы ВЫРАЗИТЬ это чувство?..
— Голубой…
— Розовый…
— Прозрачный…
— Светлый…
— Призрачный: жемчужно-серебристый, розовато-голубоватый.
-Правильно. Судя по ответам, вам известны выражения
ГОЛУБАЯ МЕЧТА и РОЗОВАЯ. Может быть, вы сможете
объяснить, как они возникли?..<
- Предел мечтаний — голубое Небо. Недостижимое.
- Людей манят голубые дали. Тоже недостижимые.
- Море имеет такой же — голубой цвет.
- Голубой цвет имеют Небо и Море — где человек не Живет, куда человек стремится. Человек живет на Земле. Голубой цвет — символ мечты.
- Голубыми могут быть города и все-все, о чем ты мечтаешь.
~ Скажите, пожалуйста, что имеют в виду, когда говорят, что кто-то «надел розовые очки», что кто-то «видит все в розовом свете»?..
- Имеют в виду, что этот человек не хочет видеть правды, прячется от нее, все приукрашивая, придумывая…
~ Имеют в виду, что этот человек глупый…
~ Имеют в виду, что этот человек слишком мечтательный, не умеет жить в том, что есть на самом деле…
Выслушав ответы детей на все вопросы в оживленной беседе, я показываю работы Борисова-Мусатова: дивные призрачные видения из Прошлого, которое ушло из реальной действительности, но продолжает жить в душе художника как Высшая ценность, рассказывающая об утонченном мире Изысканных чувств и настроений.
Показав и рассказав о картинах, включаю музыку, тихую, проникновенную. Начинается сосредоточенная работа. Тем, кто не сможет за отведенное время «выйти из темы», разрешается продолжить работу дома. Обсуждений таких тем я не провожу. Дети сами пытаются переводить в слова «выразительный язык» живописи, объясняя содержание их Мечты. Я слушаю внимательно, понимая, что попытка пробить стену молчания — художественного непонимания, сама по себе достойна любых усилий.
<—Исторический город!!! Современный город!!!