Три «Точки-почки » — Храм, хоромы, башни!!!

ТРИ «ТОЧКИ-ПОЧКИ » —
ХРАМ, ХОРОМЫ, БАШНИ!!!

ХРАМ — ПЕРВЫЙ ДОМ.
Что происходит в доме том?
Храм — для общественных богослужений дом.
Идти по жизненному пути помогают в доме том.

Показываю детям на фоне музыки печальной фотографии церк­вей без крестов, без глав, без окон и дверей, поднимающиеся руинами на месте городов, затопленных реками, что должны были стать морями и стали, только неподвижными — мертвыми. То памятники недавнему запустению наших душ, губительному по отношению ко всем трем Вре­менам: Прошлому, Настоящему и Будущему. Показываю интерьеры оставшихся в живых храмов: в трепетных отсветах свечей, в золотых отблесках иконостасов, смотрящих сурово иконными ликами. Показы­ваю лица старух со сжатыми в бесконечной горести губами. Впечатле­ние пронзительно по вызываемым ощущениям и для детей.

Впечатление активизирует рассуждения на тему, что такое ХРАМ в жизни людей. Я подвожу итог, выявляя особенности ЦЕНТРА ГОРО­ДА, в котором сосредоточена сила, дающая людям возможность жить.
Приведено: правильно, согласно Законам Космического единства — еди­нения всего и вся, что есть во Вселенной. Неба, людей и Земли.

Служба в храме идет.
Хвалу Господу хор поет.
Прихожане звукам внимают.
Светом становясь, звуки в душу западают.

В храме крестят — в мир пришедших встречают.
Души в храме просвещают.
Страдания тела облегчают.
Грамоте детей обучают.
На дело доброе благославляют.
За покаяние грехи отпускают.
В храме венчают и…
Отпевают — в последний путь людей провожают.

Вокруг торжище гудит.
Вокруг гульбище шумит.
«Мир» на «сходке мирской» дела свои решает —
«Мирского старосту» выбирает.
Священник, у Бога получив ответ, выбор одобряет.
Без участия Небес ничего на Земле не бывает.

Исходные функции храма необходимо отчетливо закрепить. Я поступаю следующим образом. Рисую фасад храма. По вертикали вдоль фасада ставлю большие точки. Рядом с каждой точкой даю однослож­ное определение храмовой функции и прилегающих непосредственно к храму зон (торжища и гульбища).

Дети тоже рисуют на вертикально расположенном на столе листе бумаги. В верхней зоне листа написано — ТРИ «ТОЧКИ-ПОЧКИ». В нижней — ПЕРВЫЙ ГОРОД СЧАСТЬЯ. Центральное поле листа разделе­но приблизительно на три части, чтобы в каждой из них можно было нарисовать одну из трех «точек-почек». В данном случае — ХРАМ, по вертикали вдоль фасада которого тоже точки стоят. Как завершить занятие?! Скандированием концовки-заклинания…

К знанию стремлюсь!
Трудностей не боюсь!
Всем, что знаю, со всеми поделюсь!

 

ХОРОМЫ — ВТОРОЙ дом.
Что происходит в доме том?
Хоромы — большой дом:
все дети дома живут достойно в нем.
Хоромы — красивый дом:
с красными крыльцами, углами, девицами, парнями.
Хоромы ~ счастливый дом,
потому что все дети дома трудятся в нем.
Хоромы — открытый дом:
хлебосольно, гостеприимно живут в нем.
Хоромы — дом с Очагом.
Нельзя забывать о нем.

Показываю альбомы по Деревянному зодчеству и рассказываю… Когда-то, очень давно, наиболее распространенным типом жилища в Древней Руси была односрубная, четырехстенная изба — сени, клеть теплая, клеть холодная для хранения имущества и летнего проживания семьи. Все это ставилось на подклет. Вот так…

Потом избы превратились в хоромы: состоящие из нескольких объемов-клетей, связанных в хоровод гульбищами (открытыми перехо­дами — галереями). Пример — дворец отца Петра I, царя Алексея Ми­хайловича, в селе Коломенском, построенный во второй половине XVII века. Выстояло это деревянное чудо ровно сто лет, пока не разобрали его из-за ветхости.

Из семи хором состоял дворец: для царя, царицы, царевича и четырех царевен. Каждая из хором — в два-три этажа, со своими крас­ными (красивыми) крыльцами с теремками (башенками), сенями, грид­ницами (большими помещениями для сбора гостей), горницами (покоя­ми — спальнями), светелками (летними комнатами) под крышей. Клети венчались шатрами, простыми и крещатыми бочками, кубами, то-есть всеми формами, которые изобрела игра воображения, раскрывающая возможности, что таятся в дереве. Все было украшено резьбой и мно­гоцветным узорочьем, чтобы веселить сердце красотой своей. Судя по планировке, в этой радующей глаз архитектурной живописности текла типично русская жизнь. В каждой гриднице — красный угол с божни­цей и обеденным столом с лавками. Свет проходил внутрь хором через красные окна в нарядном уборе. Обогревались помещения русскими печами. При печах — полати (настилы из досок для спанья). Очень большое значение в жизни хозяев придавалось ритуалу встречи гостей.

Дети не сразу понимают, что в ГОРОДЕ СЧАСТЬЯ все горожане живут в Хоромах — домах для счастливых людей. Они начинают гово­рить, что Хоромы тем и хороши, что в них могут найти приют бедные люди, у которых нет своего хорошего дома. Я прерываю рассказ детей, утверждая, что, хорошо потрудившись, каждый в ГОРОДЕ СЧАСТЬЯ может построить Хоромы. И однако, даже после объяснений дети не сдаются и мечтают избыть свою нынешнюю боль, превратив Хоромы в приюты для бездомных кошек и собак.

Я тоже не отступаю. Моя задача заключается в том, чтобы дети поняли… Дом становится Хоромами, не потому что ломится от накоп­ленных богатств и безделья жирующих хозяев, кричащих на слуг и наказывающих тех, кто зависит от их произвола.

ДОМ СТАНОВИТСЯ ХОРОМАМИ,
ЕСЛИ ЛЮДИ ПОНИМАЮТ,
ЧТО СЧАСТЬЕ ЗАВИСИТ ОТ НИХ САМИХ:
РАЗВИТОСТИ ИХ ДУШИ,
СПОСОБНОЙ ЦЕНИТЬ ПРАВДУ,
ТВОРИТЬ КРАСОТУ,
БЫТЬ ДОБРОЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

Хоромы — открытый дом.
Счастливым миром живут в доме том.

На подклете клеть стоит,
Увенчана шатрами, бочками, кубами.
Клеть знатна и не одна:
Всем домочадцам по клети — И большим, и детям.
А невесте — наверху светлица,
Чтоб жениха ждала красна девица,
В красно окно глядела,
Вышивала, пряжу пряла — Не сидела бы без дела.
>Хоромы тем и хороши, что работается в них от души.
Кто прядет,
Кто ткет,
Кто горшки выкруживает,
Кто ложки выструживает.
Все поют,
Счастье правят, а не ждут.

А гостей-то как встречают!
С красных крылец привечают.
Со перва крыльца хозяева поклон ведут,
Со другого крыльца хлеба-соли искушать просят,
А со третьего крыльца вино-брагу подносят
Гостям дорогим, желанным,
Просто зашедшим и званым.
Гостей под белы руки берут,
В гридницу гостей ведут,
За лавки у большого стола сажают,
Яствами без счету угощают.
Гости едят, пьют,
Хозяева передышки не дают.

Хоромы — хлебосольный дом.
Нет обездоленных в доме том.

Исходные функции хором необходимо отчетливо закрепить. Я поступаю следующим образом. Рисую фасад хором. По вертикали вдоль фасада ставлю большие зеленые точки. Рядом с каждой точкой даю односложное определение хоромной функции…

Пока дети рисуют, вернее — повторяют нарисованное мною на доске, я дополняю рассказ.

 

У нас в Петербурге сохранился деревянный Домик Петра I. Называется он и по другому — «Первоначальный дво­рец» или «Красные хоромцы». Домик чрезвычайно мал, в сравнении с теми петербургскими дворцами, что грядут. Домик красив — «расписан под кирпич и украшен мортиркой (пушечкой) на коньке. Сохраняется этот Домик как память о начале строительства новой столицы.

Как завершить занятие?! Скандированием концовки-заклинания…

К знанию стремлюсь!
Трудностей не боюсь!
Всем, что знаю, со всеми поделюсь!

 

ОХРАННЫЕ БАШНИ — ТРЕТИЙ ДОМ
Что происходит в доме том?
Охранные башни со стенами
на границе между Городом и He-Городом стоят
за порядком внутри города и вне его следят.

Показываю слайды Золотых ворот в Киеве — реконструкции или предположительного макета былого в натуральную величину. Увиденное впечатляет. Мощью, прежде всего. Ров, мост, каменные стены, высокая земляная насыпь, бруствер деревянный с навесом. Сомнений в назначе­нии Башни не остается. Дети перечисляют все обязанности княжеской дружины, в военную пору уходившей в чистое поле на встречу с вне­шним врагом, в мирное — следящей за порядком в самом Городе.

Стены с башнями ХОРОМЫ защищают,
От врага ХОРОНЯТ город — охраняют.
На башнях воины ХОРОБРЫЕ дозор несут.
Грянет клич — «Вороги иду-у-ут!»,
ХОРОБРАЯ дружина тут как тут.

На поле боя дружина выезжает —
Бой с врагом дружина принимает —
Страхи, что на город шли,
Воинов ХОРОБРЫХ испугавшись,
С поля боя убегают.

Исходные функции охранных башен и стен необходимо отчётли­во закрепить. Я поступаю следующим образом. Рисую фасад башни. По вертикали вдоль фасада ставлю большие желтые точки. Рядом с каждой точкой даю односложное определение охранной функции…

В оставшейся трети центрального поля листа дети рисуют баш­ню, по вертикали вдоль ее фасада тоже точки и надписи расставляют.

Порассуждать дети любят. Чтобы задать направление беседе, я спрашиваю: «А вокруг Петербурга стоят охранные стены с башнями и воротами со сложными устройствами для защиты от врага?». Оказыва­ется, не стоят вокруг Петербурга охранные стены с охранными башня­ми. От них в Петербурге осталось одно лишь воспоминание. То ворота особые — триумфальные. Их часто называют иначе — «триумфальными арками». Стоит детям эти арки показать — самое время.

Как завершить занятие?! Скандированием концовки-заклинания…

К знанию стремлюсь!
Трудностей не боюсь!
Всем, что знаю, со всеми поделюсь!

 

<—Вторая тема — градоведческая: Не заблудитесь, в городе гуляя! Прагород

Исторический город!!! Современный город!!!—>