Вторая тема — градоведческая:
НЕ ЗАБЛУДИТЕСЬ, В ГОРОДЕ ГУЛЯЯ!
Цель занятия:
сформировать в совместных усилиях с детьми
представление о ЖИВОМ ГОРОДЕ —
непрерывно изменяющемся в Пространстве и во Времени.
Средства осуществления цели:
рисование красочных схем, фасадов для первого знакомства
с произошедшим в истории человеческого рода переходом от
ПРАГОРОДА к ИСТОРИЧЕСКОМУ ГОРОДУ
(подобному Петербургу до 1917 года),
а затем от ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА к СОВРЕМЕННОМУ
(подобному нынешнему Петербургу со «спальными районами»).
ПРАГОРОД!!!
Повторяю… С детьми в отвлеченные рассуждения я не вступаю. С детьми мы цветную схему ПРАГОРОДА рисуем, затем его «словесный портрет» повторяем. Рисуем на листе белой бумаги, расположенном вертикально. В верхней зоне листа дети пишут крупными, печатными, красного цвета буквами — ПЕРВЫЙ ГОРОД СЧАСТЬЯ. В нижней зоне дают названия исходной триады — ХРАМ, ХОРОМЫ, БАШНЯ. В центральной части листа дети проводят Горизонталь, Вертикаль, Круг, выкруживая яркие, круглые точки в местах их пересечения. Это — первый архитектурный набросок в жизни детей: чертеж, выполненный «от руки».
Небрежность при исполнении архитектурного наброска недопустима. Напротив, я делаю все, чтобы дети ощутили значительность линейных энергий, заключенных в Горизонтали, Вертикали, Круге, Точке в Центре и в четырех Точках, что возникают в пересечении Прямоугольных координат с Кругом. Для этого достаточно смотреть на получающееся на листах, поправлять неточности и восхищаться работами детей. Обязательно восхищаться. И очень-очень громко…
— Ах, какая прямая-прямая, ровно-ровно тянущаяся по Земле Ее Величество Горизонталь!
— Ах, какая прямая-прямая, сверху вниз стремительно падающая Ее Величество Вертикаль!
— Молодец, твоя рука чувствует силу, заключенную в Линии!
Определение Круга нужно дать непременно: иначе вместо него на листе возникнет блин кривобокий. Я говорю: «Круг — это ряд точек, бегущих друг за другом на равном расстоянии от Центра». Я показываю, как можно построить круг, поворачивая линейку относительно Центра и отмечая череду точек, что возникают на листе, если внимательно следить за тем, чтобы расстояние от Центра было равным. Получив должный результат, начинаю восхищаться возникшим на белом листе бумаги еще активнее…
— Какая Красота — этот Круг!
— Что за Совершенство — этот Круг!
— Нет ничего более восхитительного,
чем идеально-простроенный, круглый-
прекруглый Его Величество Круг!
Разметив план Города, начинаем выкруживать яркие Точки, что отметят положение главных объектов в нем: Храма, Башен и Хором…
— В Центре — Точка, самая крупная, самая яркая, ведь она —
избранная Точка: находится не где-нибудь, а в Центре.
Никто, кроме нее, не удостоен такой Высокой чести.
Да здравствует Ее Величество Точка, вобравшая в себя всю
силу Города и всю свою силу ему отдающая!
— На пересечении Круга с координатами — тоже Точки.
Пусть они не столь крупны и ярки, но и эти Точки —
избранницы. Они возникли на границе Города и Не-Города.
Местоположение превратило их в Стражей порядка,
от которых не утаиться ни тем, кто там, ни тем, кто здесь.
Да здравствуют Точки-Стражи! Не иссякнет их сила — не изменится
доля тех, кто скрыт за охранным Кругом солнцеподобного Города Счастья!
— Где Хоромы? Они в поле Города, бегут хороводом, как цветы на залитой
Солнцем поляне. Им хорошо! Им светло, тепло и радостно за охранной стеной
с Башнями под присмотром Храма, что держит совет с Богами на Небе!
Ах, как хорошо, что значит — солнечно!
Согласитесь» объекты восхищения достойны того… Построение Горизонтали, Вертикали, Круга, определение роли Точек в жизни целого — самые первые уроки Архитектурной композиции, что обязательно начнутся, когда наступит их срок.
После того, как дети подпишут названия составляющих прагоро- да (ХРАМ, ХОРОМЫ, БАШНЯ), архитектурный набросок, возобновляющий «зримый образ» ПРАГОРОДА, можно считать законченным и приступить к выполнению следующей задачи — возобновлению его «словесного портрета». Для обострения интереса, «портрет» этот я повторяю в новой, рифмованной, форме. Если сохранилась пластилиновая фантазия, выполненная детьми на предыдущих занятиях, лучше всего, воспользоваться ею и переключить детей с сосредоточенно-умозрительной работы — рисования архитектурного наброска, на подвижно-развлекательную игру…
Встали кругом вокруг круглого города —
ПЕРВОГО ГОРОДА СЧАСТЬЯ… Смотрите-вспоминайте.
Это — не сон. Это он —
ХОРОШИЙ ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ ХОРОШИХ…
Руки друг другу на плечи кладем,
ХОРОВОДОМ вокруг города-круга идем,
Слова древние ХОРОМ повторяем,
Счастья людям ХОРОШИМ желаем.
Я говорить начинаю…
В центре — ХРАМ…
То — ХОРОШЕЕ жилье: ХОРОМЫ Бога.
Вокруг ХРАМА — ХОРОМЫ горожан.
ХОРОВОДОМ веселым ХОРОМЫ стоят,
Словно улыбаясь, друг на друга глядят.
Стены с башнями ХОРОМЫ защищают,
От врага ХОРОНЯТ город — охраняют.
Все вокруг спокойно?!
Жизнь течет достойно?!
Девушки и парни за стены города выходят,
На лесной поляне веселятся, ХОРОВОДЫ водят,
Песни-славы ХОРОМ поют.
Тресветлому Солнцу славы посвящают.
Одного из трех Солнц ХОРСОМ называют.
Жить в ХОРОШИХ городах так ХОРОШО!
Светло. Красиво. Радостно. Тепло.
ХОРОШИЕ города — СОЛНЦЕПОДОБНЫЕ!
Замечательные! Бесподобные!
Обратите внимание: старинное слово «бесподобный» обозначает самое лучшее, превосходное, несравненное — то, чему нет в реальности ничего равного (подобного) по качеству своему хорошему. Только Солнце на Небе столь же прекрасно — красно, лепо, пригоже, взрачно, казисто, ладно сделано, дорогой ценой ценимо по внутренним своим достоинствам. «Хорошего мало на свете, а худого всюду много». «Худое видели, хорошее увидим». «Хорошавка» — красавица. «Хорошество» — «нравное» поведение. В старинных словах светятся глубины философии наших прапредков.
Не могу не дать некоторых пояснений к зрительному ряду, которым я заключаю рассказ. Ряд этот немногочисленен, при всей своей значимости совсем не обязателен к показу и, однако, я не могу лишить себя возможности связать Прошлое с Настоящим в надежде на Будущее. Я демонстрирую:
- капище в Киеве с низвергнутым на рубеже первого и второго тысячелетий «Володимеровым пантеоном богов»;
- реконструкцию капища в Перынском скиту под Новгородом;
- реконструкцию Екимауцкого городища;
- планировку Новгорода с Кремлем и двумя кольцами валов;
- планировку Петропавловской крепости на Заячьем острове.
«Капище» с «идолищами» или деревянными «бълванами», представлявшими пантеон языческих богов, старше Храма. А потому, на самом деле, в ПЕРВОМ ГОРОДЕ СЧАСТЬЯ на месте Храма располагалось, конечно же, «капище», где службу правили древние «волхвы». «Капище» представляло собой четко увязанную с расстановкой «идолищ» открытую площадку, имеющую радиально-кольцевую геометрическую схему, сопряженную с квадратной. По существу, то было начерченное на плоскости Земли представление о Мироздании. Я убираю «капище» из пра-зон. Оставляю лишь «торжище», «гульбище», «жилище», превращенные в «городище» охранной стеной с башнями. Причина: язычество на Руси — сложнейшее явление, о существовании которого детям придется узнать в Средней школе. Сейчас достаточно, чтобы задержались на слуху некоторые определения с «щевидными» энергетическими концовками.
Второе пояснение. Уже в Кремле трудно разглядеть Прагород. И башни не помогают, и Храм в центре. Причина: планировку диктует не отвлеченная идея солнечного подобия, а реальная возможность, поднявшись на холм, сделать Кремль труднодоступным для врага.
Прагород сохранился и в Петербурге. Правда, преображенный до неузнаваемости. То, конечно же, она — Петропавловская крепость. В ней от прагорода остались, прежде всего, защитные стены, засыпанные ныне рвы. Башни, превратились в бастионы, куртины, равелины. Храм в центре, площадь для гуляний сохранились. Хоромы горожан сменились казармами. Планировка крепости подчинена линейной симметрии, а не радиально-кольцевой схеме. Но сходство есть, потому что Петропавловская крепость бережет ту Точку в дельте Невы, с которой начинался Петербург.
Как все начиналось! Чем все стало!
Что делать?! Не забывать о Первоначале!
<—Вторая тема — градоведческая: Не заблудитесь, в городе гуляя!