1001
ПЕТЕРБУРГСКАЯ
СКАЗКА
второй блок занятий
на первой ступени
СТРОИМ
«ГОРОД-САД»
программы
ВЗРОСЛЕЕМ
ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ
Содержание и методические пояснения
для воспитателей дошкольных учреждений
и учителей начальных классов
Программа
«ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ»
разрабатывается в русле общеметодологических проблем
развития образовательных систем
в сотрудничестве с
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
и
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
в составе темы
«РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА».
Москва — Петербург
Мой собственный опыт показывает, освоение первого блока занятий по программе СТРОИМ «ГОРОД-САД» (см.выпуски 1.1.-1.5.) многое изменяет в самоощущении детей…
Дети привыкают к тематике и стилю разговоров о Высоком и…
подобные размышления становятся их душевной потребностью.
Ведя речь о Высоком, дети соприкасаются с Великой триадой,
давшей мировую культуру: Истиной, Добром, Красотой.
Став тем, что пережито, триада сама продолжает работу, при
которой учителю (воспитателю) приходится лишь уточнять
направления дальнейших размышлений-постижений.
Превращаясь в «Птицу Времени»,
«взлетая умом под облака», чтобы увидеть Мир в целом, дети
знакомятся со Временем и Пространством — краеугольными
мировоззренческим понятиями. Тем самым, они получают «ключи»
к упорядочению Хаоса тех событий, что происходили до них,
происходят вокруг них и могут произойти в дальнейшем.
Незаметно для самих себя, дети набирают достаточный объем историко-
культурологических сведений, причем, самых необходимых для
становления души: люди — дети Неба и Земли;
Дом — очаг счастья для домашних;
Город — большой дом для людей, решивших жить сообществом;
Русь Древняя — «страна городов»;
Китеж-град — город, ушедший под Воду;
Петербург — город, поднявшийся над Водами обещанием стать
«Парадизом» для горожан-россиян; горожане — дети Города:
каков он, таковы и они тоже…
Конкретно-фактологических знаний первая часть занятий дает меньше. В этом сторонники Дидактики видят слабость обучающе-воспитательных программ. Конечно, с помощью дидактических методик нельзя проверить, хорошо ли дети освоили историко-культурологические сведения и поставить заслуженную ими оценку («уд»-»неуд»). Освоение программы «СТРОИМ ГОРОД-САД» дает иной «видимый результат»…
Предлагаемые занятия воспитывают в ребенке чувства Уверенности
в себе и Самоуважения, или того, что называют Человеческим достоинством.
Предлагаемые занятия направлены на развитие Самостоятельности мышления
и чувствования, прежде всего, нравственно-эстетического плана.
Предлагаемые занятия заставляют не только учить детей, но и самим взрослым
учиться заново вместе с детьми. Согласитесь, возможность передавать знания
не механически, а добывая их в совместном с детьми постижении неведомого, —
то, что дает самое высокое удовлетворение в жизни.
По сути своей, таковы же и предстоящие занятия. Правда, есть и три, весомых, отличия: некоторое укрупнение проблематики, очевидное приближение ее к Петербургской истории, появление привычного «видимого результата». Да, настрой на постижение неведомого, понимание сути происходившего, владение «ключами», упорядочивающими событийный Хаос, позволяют детям ненатужно (без заучивания наизусть) запомнить множество фактов, причем, не отдельных — «голых», а пространственно-временном контексте целого.
Второй блок занятий по программе СТРОИМ «ГОРОД-САД» снабжен следующими содержательно-методическими выпусками…
Выпуск 2.1. — «1001 ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА». Выпуск вберет в себя такие сюжеты: зачин к изложению Петербургской истории; четыре сказки о праистории Невской земли и Города на Неве; уроки Эстетики, идущие параллельно Петербургским сказкам.
Выпуск 2.2. — «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО НЕВЕ — РЕКЕ ВРЕМЕНИ». Он покажет, как излагается история Петербурга детям, впервые сталкивающимся с понятием «история». То — продолжение темы реки: прообраза течения Времени. Играя в «волны времени», дети увидят, как соотносятся друг с другом представления о «стиле жизни» и «стиле архитектуры». Одна «волна времени» — один «стиль жизни», запечатлевающий себя в соответствующем «стиле архитектуры». Другая «волна» — другой «стиль», третий… Пока не возникнет ГОРОД-САД, каким обещал стать и стал Петербург в первой четверти XIX века. За пределы, очерчивающие «золотой период» в жизни Города, я предлагаю не выводить детей: пусть насладятся ГОРОДОМ-САДОМ. При этом я не советую скрывать от них, что история Санкт-Петербурга не только «блистательна, но и трагична». Как это сделать, рассказывают содержание и методические пояснения, представленные в указанном выпуске.
Выпуск 2.3. — «АРХИТЕКТУРНАЯ ГАРМОНИЯ, ТЕБЕ — НАШ ГИМН» («Уроки архитектурной композиции»). Разговор о «стиле» требует включения в общую систему знаний соответствующих уроков по архитектурной композиции. Форма проведения занятий — сказочно-игровая, направленная на развитие воображения. Способ закрепления специальных знаний — ИЗГОТОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТОНОВ: аппликаций, раскрывающих суть «языка», на котором «говорит» архитектура.
Включение «Петербургских сказок», «Путешествий во Времени», даже «Уроков Архитектурной композиции», невозможно без параллельного ведения ЗАНЯТИЙ ПО ЭСТЕТИКЕ. Они, эти эстетические занятия, более других, позволяют раскрыть «окно в мир» и увидеть, что все — и чисто петербургская, и чисто архитектурная, темы имеют общечеловеческое значение. Так и должно быть, потому что…
Петербург — город Мира. Это нужно ощутить в детском возрасте, чтобы подобное чувство работало внутри взрослеющего человека, возвращая ему подлинное достоинство петербуржцев, которые, согласно рождению — назначению Города, не могут не быть гражданами Мира.
Содержание выпуска «1001 ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА»:
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭСТЕТИКИ (начало)
1.2 «ПОСЛЕДНЯЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА»
(зачин к Петербургской истории)
2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭСТЕТИКИ (завершение)
2.2 РОЖДЕНИЕ БОГИНИ НЕВЫ (первая сказка)
3.1 ГИМН ВООБРАЖЕНИЮ («ключ» к постижению Истории)
3.2 ДЕЛЬТА НЕВЫ (память Земли о Прошлом)
4.1 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА (определение)
4.2 ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА ЦАРЯ ПЕТРА С КРАСАВИЦЕЙ НЕВОЙ
(вторая Петербургская сказка)
5.1 СКАЗКА О КРАСИВОМ ЗЛОДЕЕ (начало)
5.2 НЕВА — ЧУДОВИЩЕ ЧУДЕСНОЕ (третья сказка)
6.1 СКАЗКА О КРАСИВОМ ЗЛОДЕЕ (завершение)
6.2 ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НЕВСКОЙ ЗЕМЛИ (четвертая сказка)
7. Слайд-спектакль по РУССКОЙ СКАЗКЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Тексты сказок адаптируются применительно к возрасту теми, кто эту сказку рассказывает. Смысл неадаптированного представления текста — расширение возрастных границ и привлечение к соавторству.