Введение

1001
ПЕТЕРБУРГСКАЯ
СКАЗКА
второй блок занятий
на первой ступени
СТРОИМ
«ГОРОД-САД»
программы
ВЗРОСЛЕЕМ
ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ

Содержание и методические пояснения
для воспитателей дошкольных учреждений
и учителей начальных классов

Программа
«ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ»
разрабатывается в русле общеметодологических проблем
развития образовательных систем
в сотрудничестве с
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
и
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
в составе темы
«РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА».

Москва — Петербург

Мой собственный опыт показывает, освоение первого блока занятий по программе СТРОИМ «ГОРОД-САД» (см.выпуски 1.1.-1.5.) многое изменяет в самоощущении детей…

Дети привыкают к тематике и стилю разговоров о Высоком и…
подобные размышления становятся их душевной потребностью.
Ведя речь о Высоком, дети соприкасаются с Великой триадой,
давшей мировую культуру: Истиной, Добром, Красотой.
Став тем, что пережито, триада сама продолжает работу, при
которой учителю (воспитателю) приходится лишь уточнять
направления дальнейших размышлений-постижений.

Превращаясь в «Птицу Времени»,
«взлетая умом под облака», чтобы увидеть Мир в целом, дети
знакомятся со Временем и Пространством — краеугольными
мировоззренческим понятиями. Тем самым, они получают «ключи»
к упорядочению Хаоса тех событий, что происходили до них,
происходят вокруг них и могут произойти в дальнейшем.

Незаметно для самих себя, дети набирают достаточный объем историко-
культурологических сведений, причем, самых необходимых для
становления души: люди — дети Неба и Земли;
Дом — очаг счастья для домашних;
Город — большой дом для людей, решивших жить сообществом;
Русь Древняя — «страна городов»;
Китеж-град — город, ушедший под Воду;
Петербург — город, поднявшийся над Водами обещанием стать
«Парадизом» для горожан-россиян; горожане — дети Города:
каков он, таковы и они тоже…

Конкретно-фактологических знаний первая часть занятий дает меньше. В этом сторонники Дидактики видят слабость обучающе-­воспитательных программ. Конечно, с помощью дидактических методик нельзя проверить, хорошо ли дети освоили историко-культурологические сведения и поставить заслуженную ими оценку («уд»-»неуд»). Освоение программы «СТРОИМ ГОРОД-САД» дает иной «видимый результат»…

Предлагаемые занятия воспитывают в ребенке чувства Уверенности
в себе и Самоуважения, или того, что называют Человеческим достоинством.
Предлагаемые занятия направлены на развитие Самостоятельности мышления
и чувствования, прежде всего, нравственно-эстетического плана.
Предлагаемые занятия заставляют не только учить детей, но и самим взрослым
учиться заново вместе с детьми. Согласитесь, возможность передавать знания
не механически, а добывая их в совместном с детьми постижении неведомого, —
то, что дает самое высокое удовлетворение в жизни.

По сути своей, таковы же и предстоящие занятия. Правда, есть и три, весомых, отличия: некоторое укрупнение проблематики, очевидное приближение ее к Петербургской истории, появление привычного «видимого результата». Да, настрой на постижение неведомого, понимание сути происходившего, владение «ключами», упорядочиваю­щими событийный Хаос, позволяют детям ненатужно (без заучивания наизусть) запомнить множество фактов, причем, не отдельных — «голых», а пространственно-временном контексте целого.

Второй блок занятий по программе СТРОИМ «ГОРОД-САД» снабжен следующими содержательно-методическими выпусками…

Выпуск 2.1. — «1001 ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА». Выпуск вберет в себя такие сюжеты: зачин к изложению Петербургской истории; четыре сказки о праистории Невской земли и Города на Неве; уроки Эстетики, идущие параллельно Петербургским сказкам.

Выпуск 2.2. — «ПУТЕШЕСТВИЯ ПО НЕВЕ — РЕКЕ ВРЕМЕНИ». Он покажет, как излагается история Петербурга детям, впервые сталкиваю­щимся с понятием «история». То — продолжение темы реки: прообраза течения Времени. Играя в «волны времени», дети увидят, как соотносят­ся друг с другом представления о «стиле жизни» и «стиле архитектуры». Одна «волна времени» — один «стиль жизни», запечатлевающий себя в соответствующем «стиле архитектуры». Другая «волна» — другой «стиль», третий… Пока не возникнет ГОРОД-САД, каким обещал стать и стал Петербург в первой четверти XIX века. За пределы, очерчивающие «золотой период» в жизни Города, я предлагаю не выводить детей: пусть насладятся ГОРОДОМ-САДОМ. При этом я не советую скрывать от них, что история Санкт-Петербурга не только «блистательна, но и трагична». Как это сделать, рассказывают содержание и методические пояснения, представленные в указанном выпуске.

Выпуск 2.3. — «АРХИТЕКТУРНАЯ ГАРМОНИЯ, ТЕБЕ — НАШ ГИМН» («Уроки архитектурной композиции»). Разговор о «стиле» требует включения в общую систему знаний соответствующих уроков по архитектурной композиции. Форма проведения занятий — сказочно-­игровая, направленная на развитие воображения. Способ закрепления специальных знаний — ИЗГОТОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТОНОВ: аппликаций, раскрывающих суть «языка», на котором «говорит» архитектура.

Включение «Петербургских сказок», «Путешествий во Времени», даже «Уроков Архитектурной композиции», невозможно без параллель­ного ведения ЗАНЯТИЙ ПО ЭСТЕТИКЕ. Они, эти эстетические занятия, более других, позволяют раскрыть «окно в мир» и увидеть, что все — и чисто петербургская, и чисто архитектурная, темы имеют общечело­веческое значение. Так и должно быть, потому что…

Петербург — город Мира. Это нужно ощутить в детском возрасте, чтобы подобное чувство работало внутри взрослеющего человека, возвращая ему подлинное достоинство петербуржцев, которые, согласно рождению — назначению Города, не могут не быть гражданами Мира.

Содержание выпуска «1001 ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА»:

1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭСТЕТИКИ (начало)
1.2 «ПОСЛЕДНЯЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА»
(зачин к Петербургской истории)
2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭСТЕТИКИ (завершение)
2.2 РОЖДЕНИЕ БОГИНИ НЕВЫ (первая сказка)
3.1 ГИМН ВООБРАЖЕНИЮ («ключ» к постижению Истории)
3.2 ДЕЛЬТА НЕВЫ (память Земли о Прошлом)
4.1 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА (определение)
4.2 ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА ЦАРЯ ПЕТРА С КРАСАВИЦЕЙ НЕВОЙ
(вторая Петербургская сказка)
5.1 СКАЗКА О КРАСИВОМ ЗЛОДЕЕ (начало)
5.2 НЕВА — ЧУДОВИЩЕ ЧУДЕСНОЕ (третья сказка)
6.1 СКАЗКА О КРАСИВОМ ЗЛОДЕЕ (завершение)
6.2 ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НЕВСКОЙ ЗЕМЛИ (четвертая сказка)
7. Слайд-спектакль по РУССКОЙ СКАЗКЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Тексты сказок адаптируются применительно к возрасту теми, кто эту сказку рассказывает. Смысл неадаптированного представления текста — расширение возрастных границ и привлечение к соавторству.

 

Глава 1. Возникновение эстетики—>