Глава 5 Дельта Невы

ДЕЛЬТА НЕВЫ
(Память Земли о Прошлом)

Цель занятия — общая:
потрясти воображение детей тем,
что память о Прошлом берегут не только книги —
сама Земля рассказывает о происходившем во Тьме времен.

Конкретная цель:
показать, что такое Невская дельта, по сути своей,
назвать имена главных водных токов и островов.

Мне говорили учителя, что они помогают детям запомнить острова Невской дельты по внешнему подобию. Один остров похож на то-то, другой “ на другое. Я думаю, ссылка на внешнее подобие убивает самую замечательную сказку Невской земли — то, что история Земли в ее многотысячелетней давности, запечатлена в русле Реки, распадаю­щейся в устье своем на множество токов и притоков.

Прием, позволяющий осуществить подобную цель, — тот же, что использован в Прологе к Первой петербургской сказке — РОЖДЕНИЕ БОГИНИ НЕВЫ. И в этот раз, подготовив заранее все необходимое, стоит вместе с детьми сделать аппликацию, изображающую, теперь уже Пространственную, схему давнишних событий.

Для выполнения схемы используем следующие заготовки:
— подходящего размера (достаточно длинный и широкий) планшет,
обтянутый белой бумагой, на которую нанесена «невидимая»
Пространственная схема событий, что появится вскоре;
— вырезанные из голубой самоклеющейся пленки плоскости
западной части Финского залива, южной части озера Ладоги,
реки Невы, ее рукавов и впадающих в нее рек и речушек;
— вырезанные из зеленой пленки плоскости суши — островов
и материковой части;
— вырезанные из желтой пленки три концентрических окруж­ности,
показывающие, как рос Петербург в течение первой половины
своей жизни (Петербург первой четверти XVIII века, середины
XVIII века, первой четверти XIX века);
— большие «точки-звезды» из красной пленки, что отметят
место­положение двух крепостей, ставших для Города Первоначалом;
три маленьких «точки-звезды», что отметят местоположения
Стрельни, Петергофа, Ораниенбаума.

Традиционное для русской культуры четырехцветие на белом фоне — гарантия эстетического воздействия аппликации. Пространствен­ная схема событий, происходивших в том месте, где родилась Нева, а позднее возник Петербург, будет, в принципе, выглядеть так, как она представлена на страницах 32-33.

Пространственная схема выполняется в последовательности, заданной Временной моделью событий, что происходили когда-то, давным-давно, в Невских землях. Действия, в результате которых возникнет схема, таковы…

1. Наклеиваем ленты нынешнего русла рек ТОСНА и МГА,
уже бывших до рождения Невы. Я прошу детей при встрече
с должным почтением поприветствовать столь древние реки.

2. Наклеиваем плоскость вод Финского залива, которым
подходит к Петербургу Балтийское море. Карандашом
отмечаем дошедшие до нынешних дней очертания Древне-
Балтийского моря. То — дугообразная ступень, окаймляющая
дельту Невы. На ней в Петербургскую пору будут возведены
императорские резиденции: Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум.

3. Наклеиваем плоскость вод Ладоги, бывшей в своем пра-
времени «Великим озером Нево». Карандашом отмечаем место,
где находятся ныне Ивановские пороги — та самая преграда,
которую пришлось преодолеть Неве, чтобы «пролиться устьем
озерным в море Варяжское».

4. Наклеиваем ленту нынешнего русла реки Невы (длиной 74 км),
постепенно дополняя ее лентами Невских рукавов и впадающих в
нее речек. Главные воды называем (внося уточнения в зависимости
от того, где живут дети): Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка,
Средняя Невка, Малая Невка, Мойка с Пряжкой, Екатерининский канал
и Крюков, Фонтанка, Обводный канал, Карповка, Ждановка, Смоленка,
Большая Охта с Оккервилем, Ижора…

5. В голубой вязи вод начинаем выявлять острова с помощью плоскостей,
вырезанных из зеленой пленки. Имена даем лишь самым главным из 42
островов, называя их как было принято в начале XVIII века: Заячий
остров, Адмиралтейский, Петербургский (нынешняя Петроградская сторона),
Васильевский остров, Каменный, Петровский, Выборгская сторона, Московская…

6. На Заячьем и Адмиралтейском островах приклеиваем большие красные «точки-
звезды», обозначающие Петербургское первоначало. То — две крепости:
Петропавловская и Адмиралтейская крепость-верфь. На дугообразной ступени
приклеиваем три маленькие «точки- звезды», первые в ожерельи загородных
резиденций.

7. Остается приклеить три концентрических окружности, показывающие, как рос
Петербург во времени, и разместить, если хватит места, главные надписи,
украсив цветом общую композицию.

Согласитесь, получившаяся картина не может не потрясти воображение детей ЯВЛЕННОСТЬЮ ТАЙНЫ — того, что должно быть спрятано во Тьме времен, а вот — поглядите, сохранено в земных очертаниях и каждый знающий, может увидеть то, что было там, куда и заглянуть-то страшно. Оказывается…

ВРЕМЯ ТЕЧЕТ, КАК РЕКА, И НЕ ИСТЕКАЕТ,
СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ О БЫВШЕМ.
ИСТОРИЯ — ТО, ЧТО БЫЛО КОГДА-ТО, ДАВНЫМ-ДАВНО,
И ПРИСУТСТВУЕТ ЗДЕСЬ-СЕЙЧАС.
ПЛЫТЬ ПО ВОЛНАМ ВРЕМЕНИ,
РАЗГЛЯДЫВАЯ ТАЙНЫ ИСТОРИИ, —
САМОЕ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

По завершению работы предупреждаю детей: в следующий раз должна прозвучать вторая Петербургская сказка. В первой сказке рассказывалось о рождении Невы. О чем, по вашему мнению, должна пойти речь во второй сказке? Подумайте, пожалуйста, об этом на досуге — прошу я детей.

 

<—Глава 4 Гимн воображению

Глава 6  Эстетические чувства—>