Все — свершилось: мы прошли то расстояние, преодолеть которое необходимо, чтобы приблизиться к занятиям, в течении которых должно возникнуть представление, что такое Город. Не могу не признаться, вопрос — что такое Город, возвращает меня к началу моей профессиональной деятельности и опять, в который раз, заставляет снова и снова проживать все ее горести и радости.
Да, всю свою деятельную жизнь я играла в Города. Сначала со взрослыми детьми — студенами архитектурного ВУЗа. Сейчас — с маленькими детьми: дошкольниками и первоклассниками. Я строила Города из бумаги, на бумаге, из песка, на песке. Изучала Города. Изучала Святой город Петра и многие другие, чтобы постичь непостижимость по имени Санкт-Петербург. Четыре заповеди я усвоила навсегда…
— ГОРОДА НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ, потому что Города
и горожане — дети Города, находятся в родственных
взаимосвязях, разрыв которых губителен для обеих сторон.
— О ГОРОДАХ НЕЛЬЗЯ НЕ МЕЧТАТЬ, потому что в них
запечатлены самые высокие устремления людей —
жить сообща по законам Правды, Красоты и Добра.
— КАК ТРУДНО БЫТЬ ГОРОДОМ, НУЖНО СЕРДЦЕМ ПОНИМАТЬ:
Города возникают не сами по себе, поднимаясь над
Землей хребтами зданий, Города — создание души и
рук человеческих.
— ЛЮДЯМ ГОРОДУ НЕЧЕГО ПРОЩАТЬ:
ЛЮДИ ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ САМИ, И ЗА ГОРОДА ТОЖЕ.
Несмотря на столь долгий профессиональный опыт, вопрос — как рассказать детям о том, что такое Город, для меня очень не прост. В отличие от воспитателей, ведущих «Историю Петербурга» в Дошкольных учреждениях, которые, в большинстве своем, не испытывают, как я убедилась, особых сомнений. Они уверены, чтобы понять, что такое Город, дети должны его построить. Просто построить: расставить домики вдоль улиц, по которым бегут машины, и посадить деревья. Мне приходилось слышать, как воспитатели, имеющие большой «градостроительный опыт», советуют своим коллегам: «Пусть родители принесут из дома коробки из под сока, наклейте на них окна,и крыши, выстройте получившиеся дома вдоль улиц — вот и всех делов!»
Да-да, пусть родители принесут из дома коробки. И самые разные. И окна с крышами наклеить на них будет нужно непременно. Но, не сейчас — в начале рассказа о Городе, а потом — когда, поняв, что есть что, ребенку захочется построить Город самому. Если будете спешить Город построить, потеряете за коробками Великий смысл Высокого человеческого деяния. Мой преподавательский опыт утверждает…
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ ГОРОД,
НЕОБХОДИМО ПЕРЕЖИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ИДЕИ ГОРОДА.
Как пережить рождение Идеи? После нескольких попыток я убедилась, подобной задачи не решить с помощью очередной сказки-притчи об очередном Великом событии в жизни человеческого рода (в мое время такие события назывались «эпохальными»). В сказке-притче, даже самой художественной, есть некоторая отстраненность от тех, кто ее слушает. То, о чем идет в ней речь, было вообще — со всеми или с другими, но не со мной лично. Убедившись в несостоятельности подхода, так часто меня выручавшего, я попыталась развить другое общеизвестное утверждение…
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ВСЕ ПЕРЕЖИВАЕТСЯ В ИГРЕ.
ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМО ПРИДУМАТЬ ТАКУЮ ИГРУ,
ЧТО ПРИВЕЛА БЫ К РОЖДЕНИЮ ИДЕИ ГОРОДА
В СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ, В ЭТУ ИГРУ ИГРАЮЩИХ.
Какую игру придумать? Я никогда не пыталась узнать, когда и кем был запроектирован и возведен первый Город. Для меня Город, как и Дом, — чудо, принадлежащее Тьме времен, имеющей полное право не расставаться со своими тайнами. И однако, никак нельзя не высветить истоки чуда, произошедшего где-то там — в глубине тысячелетий. Истоки… Истоки…
Истоки дают явлению жизнь и берегут его пожизненно. Как только обрубаются связи явления со своими истоками, оно обессиливает, распадается, смывается волнами Времени. Каковы те истоки, что привели к рождению Идеи Города? Каковы те истоки, что и сегодня дают знать о себе при проектировании Новых Городов? Мой градоведческий опыт сведений о подобных истоках не может не хранить…
ГОРОДА ВОЗНИКАЮТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПУТЕЙ.
Каких путей? Тех, что ведут оттуда, где ЭТО есть, туда, где ЭТОГО нет? Чувствуете, как сплющивается Город до двухмерки — плоскости, по которой в древности сновали люди с тюками на плечах, ослах, верблюдах, а ныне «дальнобойщики* гонят фургоны? Нет, из подобного представления Идеи не вытянешь: вытарчивает из него столь же плоское утверждение, что меркантильные интересы первичны в жизни людей, а духовные — выдумки философов и поэтов. Значит, чтобы придать Идее, с которой Город пришел в Мир, должную полноту, необходимо понятие «путь» поднять на философско-поэтический уровень. Проверим?..
Я скольжу мыслью по «временной оси» туда, где в многотысячелетней глубине слышны голоса мудрецов — ровесников первых Городов нынешней цивилизации. Представления, лежащие в истоках индо-европейской культуры, запечатлены в «Ведах» — древнейшем своде сокровенных знаний. Согласно ведийским представлениям…
ГОРОДА ВОЗНИКАЮТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПУТЕЙ,
КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ.
А ЛЮДИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЧЕТЫРЬМЯ ПУТЯМИ…
Видите, что за картина вырисовывается, освещая происходившее в глубине тысячелетий?.. Люди идут и идут, бессчетное число раз проходя по одним и тем же путям. Идут и идут, чтобы закрепилась в Пространстве точка пересечения этих путей. Идут и идут, чтобы, набрав должную силу, точка в Пространстве дала бы во Времени взрыв — Идею, благодаря которой возник бы в этой точке Город — фантастическое пространственно-временное образование.
Сколько тысячелетий, веков, годов люди шли и шли по четырем жизненным путям?.. Не узнать. К какому роду-племени принадлежал тот Первый человек (или не человек?), который ощутил в Точке пересечения путей ее сверхъестественную силу и возможность преобразиться — развиться — стать Городом?.. Сведения утеряны. А может быть, Первооткрывателя Идеи и не было вовсе и все происходило совсем иначе?.. Встретились в точке пересечения путники — сильные, веселые, со светлыми головами; огляделись окрест — увидели, как красиво то место, в котором пересеклись их пути; разложили в точке пересечения костерок, уселись кругом, исполнили благодарственный гимн Солнцу, Небу и Земле и решили не расставаться — жить со-обществом?..
Вы поняли? Я уже играю, пользуясь той свободой, которую дарит Тьма времен, что прячет достоверность происходившего, все окутывая Тайной. Играю с положенным для игры удовольствием. Играю, придерживаясь двух правил игры. Первое требует всю последовательность многоразличных в конкретике своей действий, многократно повторявшихся в глубине тысячелетий, свести в один образно-сущностный ряд. Второе правило требует воспроизвести этот ряд действий в течении занятия, организованного особым образом, позволяющим понять, что такое Город. План действий таков…
-
- Сначала нужно вызнать у древних мудрецов, что это за пути такие, которыми идут по жизни люди.
- Затем выбрать собственный жизненный путь согласно своей внутренней природе человеческой.
- После этого прожить сердцем и умом какой-то отрезок выбранного пути.
- Затем встретиться с теми, кто шел тремя другими путями.
А встретившись в точке пересечения всех путей, которыми идут по жизни люди, сосредоточиться в предельном усилии и… Понять, из каких чувств, мыслей, надежд, возможностей возникла она — Идея Города.
Поймем — Город построим. Не поймем — уныло разбредемся нецивилизованными дикарями с нищенской котомкой на плечах и будем ждать, когда появится на белом свете тот мудрец, в сознании которого родится-таки Идея Города.
ЦИВИЛИЗАЦИИ ОБЯЗАНЫ СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ ГОРОДАМ.
ГОРОДА ОБЯЗАНЫ СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ МУДРЕЦАМ —
НОСИТЕЛЯМ ОПРЕДЕЛЕННОГО УРОВНЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
ЧТО ПЕРВИЧНО — ДУХОВНЫЕ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ?
ПРОЙДЕТЕ ПО ЖИЗНЕННЫМ ПУТЯМ — ПОЙМЕТЕ:
МИР ЦЕЛОСТЕН, ЕДИН.
В этом блоке занятий я нарушаю методическую установку, согласно которой все начинает урок Эстетики. Здесь действует иная, тоже трехчастная, режиссура: сначала разворачивается беседа, что подготавливает к действию; потом беседа резко обрывается и начинается не то шумная игра, не то импровизированный спектакль, что должен привести к рождению Идеи Города; затем Идей развивается и, в результате, закрепляется в творческом акте. План занятий таков…
ПУТИ, КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ.
ЧТО НАМ СТОИТ ГОРОД ПОСТРОИТЬ!
НАРИСУЕМ ГОРОД — БУДЕМ ЖИТЬ!
Тема первая — информационно-игровая—>