Тема первая — информационно-игровая

Тема первая — информационно-игровая:
ПУТИ, КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ.

Цель беседы:
дать детям представление об исходном, краеугольном,
основополагающем в истории рождения ГОРОДА понятии-
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Средства осуществления цели:
— воспоминание о ДОМЕ;
— рассказ о том, что думали древние мудрецы по поводу путей,
которыми идут по жизни люди;
— выбор детьми собственного жизненного пути;
— проживание особенностей выбранного жизненного пути;
— встреча выбравших различные жизненные пути,
рассказ о собственных возможностях и…

Воспоминание о Доме
на фоне мелодии, что была использована
в сказке-притче о ежиках,
вставших на путь «Преодоления Неведения».

Помните, давно это было…
(Ох, как давно — вздыхают дети, живущие в отличие от нас
в заторможенном Времени, где значима каждая секунда).
В нашу первую встречу я рассказала вам сказку о ежике,
который, увидев свет звезды, услышав ее дивный звон,
вышел из темной норки и пошел по пути «Преодоления
Неведения». Куда пошел? Узнать то, чего не знал — не ведал.
Петербурговедение, которым мы занимаемся, потребовало,
чтобы и мы встали на путь «Преодоления Неведения» и сделали
несколько шагов очень важных, например, выяснили, что…

ДОМ — СРЕДОТОЧИЕ СЧАСТЬЯ, УЮТА, ТЕПЛА,
ДОСТАТКА (БОГАТСТВА), ЕДИНСТВА СЕМЬИ.

И еще…
КАКОВ ДОМ, ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА,
ПОТОМУ ЧТО ДОМ — НЕ ЗДАНИЕ,
ДОМ — СОЗДАНИЕ ДУШИ И РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ.

>Чтобы должным образом сработало чрезвычайно важное в изу­чении градоведческих тем определение «ДОМ — ПЕРВООСНОВА ГОРО­ДА», именно в этот момент я прошу детей показать, как они выполнили предыдущее домашнее задание. Дети должны были нарисовать краси­вый дом на листе, в верхней части которого написано красным каранда­шом «ДОМ», в нижней части карандашами остальных радужных цветов описаны желаемые и должные свойства дома (или наклеены соответ­ствующие надписи теми, кто не умеет писать). То — «СЧАСТЬЕ, УЮТ, ТЕПЛО, ДОСТАТОК, ЕДИНСТВО СЕМЬИ».

Дети показывают друг другу свои рисунки. Я «анализирую» их работы: беру рисунок и произношу отчетливо определенные слова, затем беру следующий рисунок и опять повторяю, несколько изменив порядок, те же самые словосочетания. Зачем так настойчиво повторять одни и те же мыслеформы? Чтобы выделить победителя? Нет: раздаю­щиеся после «анализа» аплодисменты предназначены всем, выполнив­шим домашнее задание.

На все лады повторяются те мыслеформы, что очень важны для перехода от ДОМА к ГОРОДУ. И делается это затем, чтобы в простран­стве кабинета Петербурговедения ожили определенные слова, обустро­ились понадежнее в сознании и в душе детей, а затем превратились в Идею Города. Вот, что это за слова, что это за мысли…

Какой КРАСИВЫЙ ДОМ, какое СЧАСТЬЕ ЖИТЬ В НЕМ!
Одному? Нет, конечно, — ДРУЖНОЙ СЕМЬЕЙ…
Любят этот дом «ДОМОЧАДЦЫ» — ДОМА ДЕТИ ЛЮБИМЫЕ…
А вот — «ОТКРЫТЫЙ ДОМ», что приглашает собраться в нем
и СЕМЬЮ, и ВСЕХ ДРУЗЕЙ, и ВСЕХ ДОБРЫХ ЗНАКОМЫХ…

После «проверки» и «анализа» домашних заданий я сразу же перехожу к следующему действию…

Рассказ о том, что думали древние мудрецы
о четырех путях, которыми идут по жизни люди.

Сегодня нам предстоит сделать следующий шаг на пути
«Преодоления Неведения» и понять, что такое ГОРОД. Что?..

Нет-нет, я не прошу вас дать ответ: вопрос очень сложен,
ведь ГОРОДА появились давным-давно — в глубине тысячелетий.
Откуда вам, прожившим всего несколько лет, знать, почему
появились ГОРОДА и что они собой представляют? Поступим иначе…

Я веду вас по пути «Преодоления Неведения». Не так ли?
Значит, я должна подвести вас к ответу на вопрос,
что такое ГОРОД. Согласитесь, задача очень трудная.
Если не справлюсь с нею, мы заблудимся в рассуждениях,
будем долго кружить по лесу сомнений в поисках выхода и…
Придется вернуться обратно — в ежиную норку.
Кто хочет вернуться и всю жизнь провести в темной норке?
Значит, следуя по пути «Преодоления Неведения» все вперед
и вперед, нам придется сделать очередной многое решающий
шаг и разглядеть, что такое ГОРОД.

Никто не отстает, никто не забегает вперед, все держимся друг
за друга и… Скользим мысленно по «временной оси», как по
канату, в ту временную глубину, глубокую, где слышны голоса
мудрецов — ровесников первых Городов. Отнеситесь к древним
мудрецам с должным почтением: их роль в жизни человеческого
рода очень важна. Им ведомы самые сокровенные тайны Мироздания.
Они узнают эти тайны у Неба и передают их детям Земли.
Вот, что мудрецы отвечают на интересующий нас вопрос…

ГОРОДА ВОЗНИКАЮТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПУТЕЙ,
КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ.
А ЛЮДИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЧЕТЫРЬМЯ ПУТЯМИ.

Прислушайтесь внимательно к словам древних мудрецов: еще немного и каждому из вас придется выбирать свой собственный жизненный путь. Сегодня мы это сделаем вместе с одной определенной целью: чтобы понять, что есть что. Что такое «четыре жизненных пути». Что такое город, «возникающий в пересечении четырех жизненных путей».

ПЕРВЫЙ ПУТЬ — ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНИ.
Путь цвета зеленого, срединного,
природного цвета Жизни на Земле.

По нему шли в древности ОХОТНИКИ, стремящиеся обеспечить пропитание для себя и своих сородичей. Следуя по этому пути, можно и не уходить никуда. Можно оставаться дома и, по собственной ОХОТЕ, быть хранительницей домашнего очага, от которой во многом зависит Счастье Дома, определенное тем, насколько в нем красиво, уютно, тепло, светло и, главное, душевно жить. Без хранительницы Очага Дом пустеет.

Назовем идущих по этому пути,
как было принято в древности, «ОХОТНИКАМИ» —
по собственной охоте, отдающими время жизни служению
делу столь же незаметному, как и необходимому.

Обращаю ваше внимание на то, что в современном языке обужен смысл слова «охотник». Под человеком, так названным, имеется в виду только тот, кто идет на ловлю зверя, стреляет дичь. В живом русском языке ОХОТА — состояние человека, который что-либо хочет полу­чить; жаждет добиться; к чему-либо стремится вопреки внешним обсто­ятельствам; имеет склонность делать что-то по доброй воле (не видя в том зла для себя); не может этого не делать, так как велит не кто- нибудь, а своя собственная природа. Примеры подтверждающих толко­вание выражений: «охота пуще неволи»; «охота не работа»; «школа вымучит, охота выучит»; «он охотник до лошадей»; «я не охотница до споров»; «охота — природа человека»; «охота — веселье»…

ВТОРОЙ ПУТЬ — БОГАТСТВА.

Путь цвета желтого. Нет, не Света солнечного, а цвета Золота,
данного людям во искушение, испытание соблазном,
в качестве проверки приверженности человека
Правде — Добру — Красоте.

По нему шли и идут те, кто жаждет увеличить свой достаток. Жаждет иметь все-все, самое лучшее и как можно больше. Жаждет иметь все то, чего не было и нет у других.

Жаждет иметь не только для собственного благополучия, но и для Счастья всего своего рода-племени и… для очищения души, для которой опасно сосредотачиваться на материальном достатке.

Назовем идущих по второму пути «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ»,
так как здесь главный залог успеха — предприимчивость.

Предприимчивость — ёмкое понятие. Оно обозначает склонность человека организовывать новое дело, обещающее выгоду, увеличение достатка. Предприниматели по природе своей — люди дела. Природа заставляет предпринимателей приступать к свершению чего-то значи­тельного, трудно исполнимого, требующего огромных средств, особых способностей ума и качеств характера. Предприниматели — смелы, ре­шительны, активны, вообщем, предприимчивы. «Великим предприя­тием» в пору царя Петра называлось строительство Петербурга — горо­да, что должен был преобразить Россию.

ТРЕТИЙ ПУТЬ — ПОСТИЖЕНИЯ НЕВЕДОМОГО.
Путь цвета голубого — цвета Правды,
известной лишь Небесам.

По нему шли и идут те, кого всегда манило и манит лежащее
где-то там — за горизонтом, куда ведут неизведанные пути.
На этом пути никто ничего никому не обещает, каждый сам
должен до всего дойти, все узнать, все вызнать и…
что-то открыть, что-то небывалое Миру подарить.

Тех, кто идет по этому пути, называют по-разному:
мудрецами, собирающими и передающими сокровенное знание;
исследователями, изучающими определенные проблемы;
изобретателями чего-то нового; первооткрывателями
чего-то ранее никому неизвестного.

Так как именно открытие — та цель,
что зовет отправиться в этот путь,
назовем идущих по нему «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ».

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ — СЛАВЫ и БЕССМЕРТИЯ.
Путь цвета красного — цвета крови,
что становится пурпуром в лучах посмертной славы
и бессмертия имени и подвигов того, кто пролил кровь.

По этому пути идут хранители покоя и благополучия своего
рода-племени — идут защитники Отечества.
По природе своей эти люди должны быть светлы, как Солнце —
«Вселенский ходок», что охраняет покой и жизнь Земли.

Эти люди должны быть мужественны, храбры, сильны.
По природе своей им не полагается бояться трудностей.
Даже смерти они не должны бояться. И не требовать наград,
потому что чаще всего наградой на этом пути оказывается
бессмертие подвигов, а значит, и имени человека.

То — высокая цена для тех, кто верит в загробную жизнь.
Назовем идущих по пути Славы и Бессмертия, как называли
их все и всегда, — «ВОИНАМИ».
Решайте, каким путем пойдете по жизни вы?

Выбор собственного жизненного пути…

Как организовать процедуру выбора? Дать детям подумать? А самим немного подождать в надежде, что дискуссия грянет непременно, к какому бы возрасту дети ни относились? Ожидания напрасны: для маленьких детей противоестественны разговоры на отвлеченные темы. Они хотят играть, в играх познавая Мир. Они хотят фантазировать, свободно входя в любую ситуацию: сказочную, реальную, происходя­щую в глубине времен, в современности, в будущем, здесь, там, неизве­стно где. К тому же, маленькие дети очень зависимы от эмоциональных воздействий. Во всем этом я убедилась, пытаясь организовать процеду­ру выбора жизненного пути детьми старшей, подготовительной групп Детского сада и первоклассниками Начальной школы.

Полученный опыт развился в архитектурный прием организации процедуры выборов. Сегодня я поступаю следующим образом… Во- первых, заранее подготавливаю к занятию некие аксессуары, в которых запечатлен символ каждого из четырех путей. Во-вторых, меняю в ходе занятия планировку кабинета Петербурговедения — приспосабливаю ее к предстоящей процедуре. В-третьих, превращаю дискуссию в действо по выбору точки в Пространстве, имеющей определенное значение.

К занятию я подготавливаю флажки с надписями и символами, в которых обозначено содержание каждого из путей. Надписи и их цвета известны: «ОХОТНИКИ» (зеленый), «ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ» (желтый), «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ» (голубой), «ВОИНЫ» (красный). Выбор симво­лов жизненных путей очень ответственней, потому что в дальнейшем они станут теми «точками-почками», из которых вырастет Город. Сна­чала древний Город — сжатый до четырех пра-зон. Затем современный, Петербургом представленный. Не рассказывая о том детям, я выбираю символы, в которых была бы отражена, намеком дана история рода человеческого (скифский сюжет, библейский, в Египте происходящий, в Элладе).

Флажок, обозначающий ПУТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНИ,
по которому идут ОХОТНИКИ.
Надпись, под нею — символ:
сидящие у Очага на корточках две мужских фигуры (скифы?).

Флажок, обозначающий ПУТЬ БОГАТСТВА,
по которому идут ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ.
Надпись, под нею — символ:
погонщик с верблюдом, идущий через пустыню (Египет?).

Флажок, обозначающий ДУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ НЕВЕДОМОГО,
по которому идут ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ.
Надпись, под нею — символ: мудрец (праотец),
вещающий истины в пустыне (Библия).

Флажок, обозначающий ПУТЬ СЛАВЫ И БЕССМЕРТИЯ,
по которому идут ВОИНЫ.
Надпись, под нею — символ:
сражающиеся воины (герои Эллады — Ахилл и Гектор).

Перепланировка кабинета Петербурговедения делается следую­щим образом. Выделяю на полу достаточно большой квадрат для пере­мещений. Углы квадрата закрепляю с помощью столиков, якобы ориен­тированных «по сторонам света». Первый путь, первый столик, смот­рит на Север. Второй путь, второй столик, смотрит на Юг. Третий путь, третий столик, — на Запад. Четвертый путь, четвертый столик, — на Восток. На столики ставятся флажки с надписями и символами путей. В центре кругом ставятся стульчики. Развести столики «по сторонам света» необходимо, чтобы, получив такой толчок,простран­ственное воображение детей связало происходящее на квадрате пола внутри Кабинета с тем, что когда-то происходило на Земле.

Подготовив должным образом Пространство, усаживаю детей на стульчики в центре квадрата, повторяю задачу…

Есть четыре пути, которыми идут люди —
ПУТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНИ,
ПУТЬ БОГАТСТВА,
ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ НЕВЕДОМОГО,
ПУТЬ СЛАВЫ И БЕССМЕРТИЯ.

Подумайте, каким путем
предпочитаете идти вы и
постарайтесь занять свое место в жизни.

И приступаю я к эмоциональной атаке, стараясь выявить созида­тельное начало, свойственное каждому из четырех путей. Дети стайка­ми плавают от столика к столику, разглядывают флажки с символами путей, обсуждают-рассуждают — выбирают…

Будьте «ОХОТНИКАМИ»: нет ничего лучше, чем сделать
счастливой свою семью, друзей и добрых знакомых тоже!

Хотите, можете зверя и дичи добыть, сколько хотите!
Хотите, можете «на весь крещеный мир приготовить пир»!
Хотите, можете «на весь мир одна наткать полотна»,
а наткав, снять с людей шкуры звериные и одеть их в
нарядные платья!

Хотите, можете плошки и ложки, кувшины и корзины
превратить в произведения искусства! Делайте, что можете,
что хотите, и будет счастлив ваш Дом, будет ярко светиться Очаг в нем!
Так ярко, что в дальних странствиях вы его не забудете.

Будьте «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ»: нет ничего достойнее,
чем заработать много-много денег, приобрести для себя и своей
семьи все, что хочешь, а потом решить проблемы, остальных людей,
помощи достойных!

Как разбогатеть? Отвечайте…
Что себе приобрести? Не скрывайте…
Чем другим помочь? Сердцем уму помогайте…

Будьте «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ»: нет ничего замечательнее, чем постичь
какую-нибудь тайну и что-нибудь такое открыть, что позволит
человечеству сразу же шагнуть в Будущее!
Что ты оставишь Миру в дар? А ты?.. А ты?..

Будьте «ВОИНАМИ»: нет дела, важнее защиты Дома и Родины.
Оно зовет храбрых и сильных, не боящихся трудностей,
не боящихся даже жизнь за Счастье людей отдать.
Выходите, защитники! Пока вы стоите на страже,
Мир и Счастье будут царить на прекрасной Земле!

Откликнувшись сердцем на какой-то призыв, дети выбирают, от меня тайно (чтобы выбор был свободным), один из путей и усаживают­ся на свои стульчики. Почему не за столики? Чтобы выбор не был шумным и скоропалительным. Нужно еще хоть немного подумать: вы­бор жизненного пути — дело серьезное…

Проживание особенностей
выбранного детьми жизненного пути.

Я провоцирую детей на серьезную игру…

Представьте себе, что вы — люди, живущие в глубине времен.
Нет, не в пещерах, уже в домах с достаточно развитым хозяйством,
которое ведете своей семьей — своим Домом.

Все, вроде бы, хорошо, но… Опять грянуло это вдруг!
Вдруг почувствовал кто-то из домашних какой-то зов в душе,
необоримый, и сказал своему Дому — семье своей милой:
вы тут как-нибудь обойдитесь без меня, а я не могу —
я должен уйти вдаль, уйти одним из четырех путей, которыми
идут по жизни люди. Никто не возразил.

И ушел Человек вдаль — вниз по «шеломеню» Земли.

«Шеломень» — шлем, полушарие, половина земного шара.
Это понятие пришло в наш день из «Слова о полку Игореве».
По «шеломеню» уходили князья с «хоробрыми дружинами».

Подготовимся к путешествию по «шеломеню» Земли и мы. Правда, к особому путешествию — умозрительному: каждый сядет за тот столик, который он выбрал, а в воображении… уйдет на «край земли» самый дальний.

Вы — «ОХОТНИКИ», уйдете на СЕВЕР,
где много пушного зверя и дичи…
Идите…

Вы — «ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ», уйдете на ЗАПАД,
где много заморских товаров и ваши высоко ценятся…
Идите…

Вы — «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ», уйдете на ВОСТОК,
где объявился новый Учитель, обещающий поведать Миру,
как людям жить, чтобы счастливыми быть.
Идите…

Вы — «ВОИНЫ», уйдете на ЮГ,
откуда угрожают враги вашей родной Земле разорением.
Идите…

Там, куда вы ушли, с вами должно было что-то случиться.
Разожгите костер в Ночи и вспомните…
Вспомните, что пришлось вам пережить в той далекой дали,
которую русичи называли когда-то «землей незнаемой».

Дома вас ждут, хотят знать о вас все, чего не знают.

Чтобы создать ощущение фантастичности происходящего, пога­сив электрический свет в Кабинете, зажигаю на каждом из столиков по маленькой свечке или костру в ночи. Дети фантазируют, я помогаю им выстроить рассказы. Когда все готово, задаю вопрос, после которого дети задувают свечи, а я включаю свет в Кабинете…

Не правда ли, пламя ночных костров не могло не напомнить
ушедшим в даль далекую о тепле Домашнего очага?
Не пора ли и нам отправиться в обратный путь?!

Все вместе встаем?! Все вместе домой идем?!
Вдруг встречаемся в центре пересечения четырех путей
(стульчики поверните сидениями внутрь). Здороваемся?!
Рассказываем, откуда пришли и зачем туда ходили…

Встреча выбравших различные жизненные пути,
рассказ о собственных возможностях и…

«ОХОТНИКИ» ведут речь об удаче, которая не отпускала их даже
в дальних лесах. Не забывают они рассказать и о Доме, где в
свете Очага так красиво, уютно, тепло и счастливо. Фантазия
детей свободна и неукротима…

«ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ» хвастают, какая замечательная идея пришла
им на ум и куда еще они собираются вложить прибыль, чтобы
умножить ее и помочь тем, кто в их помощи нуждается: детям,
старикам, молодым людям, начинающим свое дело…

«ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ» стараются привлечь внимание к тому, что
им удалось увидеть-услышать там — за горизонтом, и как это
знание можно использовать здесь-сейчас, если… сделать
то-то и это тоже. Все потрясены их предложениями, что
обещают все изменить, всех осчастливить…

«ВОИНЫ» вспоминают шум сражений, когда, казалось бы, все —
смерть смотрит в глаза, но, нет ~ еще усилие и враг бежит
с поля боя. Чтобы показать, как все это происходило,
мальчикам никаких установок извне давать не требуется…

Исчерпав время, отпущенное на «встречу», я прошу детей сооб­разить, что же было дальше. Поговорили и разошлись по своим домам? Нет, конечно, — не сомневаются дети. Дальше… Дальше… Я даю под­сказку — посмотрите, как красива Земля, что лежит вокруг вас, и получаю ответ. В развернутой форме он таков…

Наговорившись всласть, люди, встретившиеся на пересечении четырех жизненных
путей, огляделись окрест и вдруг…
Увидели, сколь красиво и удобно для СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ то место, в котором
они оказались (я привожу свое описание).

— Река с хрустально-чистой водой есть: строй ладьи и плавай, куда и сколько
хочешь; рыбу лови, водяные мельницы ставь, на отражение облаков в водах любуйся…
— Земля плодородна; леса для строительства достаточно; зверья, ягод и грибов тоже не мало…
— Рельеф замечателен: надежно защищают от врага холмы с крутыми прибрежными склонами…

И вдруг кто-то один, (а может быть, все вместе) громко-громко произносит то, что чувствует в своем сердце каждый…

ДРУЗЬЯ… ЧТО НАМ стоит
ЗДЕСЬ ГОРОД СЧАСТЬЯ ПОСТРОИТЬ!

Слава первому из людей, которому пришла на ум
столь замечательная Идея! Слава!!!
Слава тем из людей, кто пытался Идею воплотить
и создать на Земле Города Счастья! Слава!!!
Прекрасны, как Райский сад, Города…
Как Парадиз, что над Невой подняться пытается…
Если так, пусть грянет…

Кант в честь царя Петра Первого —
основателя Санкт-Петербурга
и «победителя шведского».

 

<—Постановка проблемы

Tема вторая — результативно-констатационная: Что нам стоит город построить!—>