Постановка проблемы

Все — свершилось: мы прошли то расстояние, преодолеть кото­рое необходимо, чтобы приблизиться к занятиям, в течении которых должно возникнуть представление, что такое Город. Не могу не при­знаться, вопрос — что такое Город, возвращает меня к началу моей профессиональной деятельности и опять, в который раз, заставляет снова и снова проживать все ее горести и радости.

Да, всю свою деятельную жизнь я играла в Города. Сначала со взрослыми детьми — студенами архитектурного ВУЗа. Сейчас — с ма­ленькими детьми: дошкольниками и первоклассниками. Я строила Горо­да из бумаги, на бумаге, из песка, на песке. Изучала Города. Изучала Святой город Петра и многие другие, чтобы постичь непостижимость по имени Санкт-Петербург. Четыре заповеди я усвоила навсегда…

— ГОРОДА НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ, потому что Города
и горожане — дети Города, находятся в родственных
взаимосвязях, разрыв которых губителен для обеих сторон.

— О ГОРОДАХ НЕЛЬЗЯ НЕ МЕЧТАТЬ, потому что в них
запечатлены самые высокие устремления людей —
жить сообща по законам Правды, Красоты и Добра.

— КАК ТРУДНО БЫТЬ ГОРОДОМ, НУЖНО СЕРДЦЕМ ПОНИМАТЬ:
Города возникают не сами по себе, поднимаясь над
Землей хребтами зданий, Города — создание души и
рук человеческих.

— ЛЮДЯМ ГОРОДУ НЕЧЕГО ПРОЩАТЬ:
ЛЮДИ ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ САМИ, И ЗА ГОРОДА ТОЖЕ.

Несмотря на столь долгий профессиональный опыт, вопрос — как рассказать детям о том, что такое Город, для меня очень не прост. В отличие от воспитателей, ведущих «Историю Петербурга» в Дош­кольных учреждениях, которые, в большинстве своем, не испытывают, как я убедилась, особых сомнений. Они уверены, чтобы понять, что такое Город, дети должны его построить. Просто построить: расставить домики вдоль улиц, по которым бегут машины, и посадить деревья. Мне приходилось слышать, как воспитатели, имеющие большой «градо­строительный опыт», советуют своим коллегам: «Пусть родители при­несут из дома коробки из под сока, наклейте на них окна,и крыши, выстройте получившиеся дома вдоль улиц — вот и всех делов!»

Да-да, пусть родители принесут из дома коробки. И самые раз­ные. И окна с крышами наклеить на них будет нужно непременно. Но, не сейчас — в начале рассказа о Городе, а потом — когда, поняв, что есть что, ребенку захочется построить Город самому. Если будете спе­шить Город построить, потеряете за коробками Великий смысл Высо­кого человеческого деяния. Мой преподавательский опыт утверждает…

ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ ГОРОД,
НЕОБХОДИМО ПЕРЕЖИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ИДЕИ ГОРОДА.

Как пережить рождение Идеи? После нескольких попыток я убе­дилась, подобной задачи не решить с помощью очередной сказки-прит­чи об очередном Великом событии в жизни человеческого рода (в мое время такие события назывались «эпохальными»). В сказке-притче, даже самой художественной, есть некоторая отстраненность от тех, кто ее слушает. То, о чем идет в ней речь, было вообще — со всеми или с другими, но не со мной лично. Убедившись в несостоятельности подхо­да, так часто меня выручавшего, я попыталась развить другое общеиз­вестное утверждение…

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ВСЕ ПЕРЕЖИВАЕТСЯ В ИГРЕ.
ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМО ПРИДУМАТЬ ТАКУЮ ИГРУ,
ЧТО ПРИВЕЛА БЫ К РОЖДЕНИЮ ИДЕИ ГОРОДА
В СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ, В ЭТУ ИГРУ ИГРАЮЩИХ.

Какую игру придумать? Я никогда не пыталась узнать, когда и кем был запроектирован и возведен первый Город. Для меня Город, как и Дом, — чудо, принадлежащее Тьме времен, имеющей полное право не расставаться со своими тайнами. И однако, никак нельзя не высветить истоки чуда, произошедшего где-то там — в глубине тысяче­летий. Истоки… Истоки…

Истоки дают явлению жизнь и берегут его пожизненно. Как только обрубаются связи явления со своими истоками, оно обессиливает, рас­падается, смывается волнами Времени. Каковы те истоки, что привели к рождению Идеи Города? Каковы те истоки, что и сегодня дают знать о себе при проектировании Новых Городов? Мой градоведческий опыт сведений о подобных истоках не может не хранить…

ГОРОДА ВОЗНИКАЮТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПУТЕЙ.

Каких путей? Тех, что ведут оттуда, где ЭТО есть, туда, где ЭТОГО нет? Чувствуете, как сплющивается Город до двухмерки — плос­кости, по которой в древности сновали люди с тюками на плечах, ослах, верблюдах, а ныне «дальнобойщики* гонят фургоны? Нет, из подобного представления Идеи не вытянешь: вытарчивает из него столь же плоское утверждение, что меркантильные интересы первичны в жизни людей, а духовные — выдумки философов и поэтов. Значит, чтобы придать Идее, с которой Город пришел в Мир, должную полноту, необ­ходимо понятие «путь» поднять на философско-поэтический уровень. Проверим?..

Я скольжу мыслью по «временной оси» туда, где в многотысяче­летней глубине слышны голоса мудрецов — ровесников первых Городов нынешней цивилизации. Представления, лежащие в истоках индо-евро­пейской культуры, запечатлены в «Ведах» — древнейшем своде сокро­венных знаний. Согласно ведийским представлениям…

ГОРОДА ВОЗНИКАЮТ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПУТЕЙ,
КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ.

А ЛЮДИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЧЕТЫРЬМЯ ПУТЯМИ…

Видите, что за картина вырисовывается, освещая происходившее в глубине тысячелетий?.. Люди идут и идут, бессчетное число раз проходя по одним и тем же путям. Идут и идут, чтобы закрепилась в Пространстве точка пересечения этих путей. Идут и идут, чтобы, на­брав должную силу, точка в Пространстве дала бы во Времени взрыв — Идею, благодаря которой возник бы в этой точке Город — фантастичес­кое пространственно-временное образование.

Сколько тысячелетий, веков, годов люди шли и шли по четырем жизненным путям?.. Не узнать. К какому роду-племени принадлежал тот Первый человек (или не человек?), который ощутил в Точке пере­сечения путей ее сверхъестественную силу и возможность преобразить­ся — развиться — стать Городом?.. Сведения утеряны. А может быть, Первооткрывателя Идеи и не было вовсе и все происходило совсем иначе?.. Встретились в точке пересечения путники — сильные, веселые, со светлыми головами; огляделись окрест — увидели, как красиво то место, в котором пересеклись их пути; разложили в точке пересечения костерок, уселись кругом, исполнили благодарственный гимн Солнцу, Небу и Земле и решили не расставаться — жить со-обществом?..

Вы поняли? Я уже играю, пользуясь той свободой, которую да­рит Тьма времен, что прячет достоверность происходившего, все оку­тывая Тайной. Играю с положенным для игры удовольствием. Играю, придерживаясь двух правил игры. Первое требует всю последователь­ность многоразличных в конкретике своей действий, многократно по­вторявшихся в глубине тысячелетий, свести в один образно-сущност­ный ряд. Второе правило требует воспроизвести этот ряд действий в течении занятия, организованного особым образом, позволяющим по­нять, что такое Город. План действий таков…

    • Сначала нужно вызнать у древних мудрецов, что это за пути такие, которыми идут по жизни люди.
    • Затем выбрать собственный жизненный путь согласно своей внутренней природе человеческой.
    • После этого прожить сердцем и умом какой-то отрезок выбранного пути.
    • Затем встретиться с теми, кто шел тремя другими путями.

А встретившись в точке пересечения всех путей, которыми идут по жизни люди, сосредоточиться в предельном усилии и… Понять, из каких чувств, мыслей, надежд, возможностей возникла она — Идея Города.

Поймем — Город построим. Не поймем — уныло разбредемся нецивилизованными дикарями с нищенской котомкой на плечах и бу­дем ждать, когда появится на белом свете тот мудрец, в сознании кото­рого родится-таки Идея Города.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ОБЯЗАНЫ СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ ГОРОДАМ.

ГОРОДА ОБЯЗАНЫ СВОИМ ПОЯВЛЕНИЕМ МУДРЕЦАМ —
НОСИТЕЛЯМ ОПРЕДЕЛЕННОГО УРОВНЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ЧТО ПЕРВИЧНО — ДУХОВНЫЕ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ?
ПРОЙДЕТЕ ПО ЖИЗНЕННЫМ ПУТЯМ — ПОЙМЕТЕ:
МИР ЦЕЛОСТЕН, ЕДИН.

В этом блоке занятий я нарушаю методическую установку, со­гласно которой все начинает урок Эстетики. Здесь действует иная, тоже трехчастная, режиссура: сначала разворачивается беседа, что под­готавливает к действию; потом беседа резко обрывается и начинается не то шумная игра, не то импровизированный спектакль, что должен привести к рождению Идеи Города; затем Идей развивается и, в резуль­тате, закрепляется в творческом акте. План занятий таков…

ПУТИ, КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ.
ЧТО НАМ СТОИТ ГОРОД ПОСТРОИТЬ!
НАРИСУЕМ ГОРОД — БУДЕМ ЖИТЬ!

 

Тема первая — информационно-игровая—>