АДАПТАЦИЯ ТЕМ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Возраст, в котором дети начинают изучать «Историю города» в школах Петербурга, постоянно меняется. И по указаниям свыше, и по решению администрации школ. В каких-то школах изучение начинается в Первом классе, в каких-то — в Третьем, в других — в Пятом. Я уверена, в каком бы возрасте ни приступали школьники к изучению «Истории города», должны прорабатываться темы, позволяющие понять, что такое ГОРОД В ВЕЛИКОЙ СУЩНОСТИ СВОЕЙ,
Причина… «История города» — единственный в школьных программах предмет, что может взять на себя воспитательную функцию. Если не затрагивать вопросов, подобных названным, упования на воспитание детей Городом («воспитание петербуржцев»), останутся пустыми намерениями или, еще хуже, лживыми.
Мне приходилось рассказывать о рождении Города во Тьме времен даже в 12 классе одного из Художественных лицеев Петербурга. Адаптация была нужна, но — лишь по переводу игровых и сказочных форм познания в дискуссию. По Пятый класс включительно я сохраняла все формы изучения темы. Различия сводились к тому, что, соответственно изменившемуся возрасту, я получала возможность развить формулировки и дополнить рассказ некоторыми «трагическими мотивами». В Начальной школе сложности в изучение изначальных для градоведения тем привносят не ученики, а учителя, то есть взрослые.
Тема первая —
«ПУТИ, КОТОРЫМИ ИДУТ ПО ЖИЗНИ ЛЮДИ».
Детям всех возрастов я даю представление об исходном, краеугольном, основополагающем в истории рождения Города понятии — ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА. Сохраняю и средства достижения данной цели. И связь с Домом — первоосновой Города. И рассказ о том, что думали древние мудрецы по поводу путей, которыми идут по жизни люди. И организацию выбора детьми собственного жизненного пути. И проживание особенностей выбранного жизненного пути. И встречу выбравших различные жизненные пути в «центре Земли»…
Построение уроков, рассказывающих о четырех жизненных путях, — очень трудная задача с позиции учителей, знающих, чем стали эти пути в нынешних реалиях. Если учитель не снимет горечи много- знания и не поймает точную интонацию, в его распоряжении останется лишь назидательность. Та сила, что на самом деле — и не сила вовсе, а бессилие, определенное неумением отстаивать подлинные ценности жизни.
С современной точки зрения ПУТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНИ — повседневный, часто скучный, как серые будни, всегда невидимый, как черная кошка в черной комнате, куда своей безысходностью загнал вас безрадостный быт. Все едино: быть привязанной цепью кандальной к дому или ходить на работу, чтобы получать гроши, не решающие семейных проблем.
В последние годы я слушаю типично взрослые разговоры с некоторой боязнью. Вдруг, наслушавшись стенаний, дети заболеют цинизмом и скажут что-нибудь «взрослое», например… Ни на какую работу я не пойду: лучше «лежать на печи, есть прогорклые калачи». Или — пойду, куда меня «устроят». Или — пойду, где «хорошо будут платить».
К счастью, мне еще не приходилось встречаться с детским цинизмом в раннем возрасте. Я не раз задавала дошкольникам провокационные вопросы: люди ходят на работу, чтобы заработать деньги на пропитание семьи или еще зачем-то? Малыши первое, обыденное, предположение отвергают сразу же. Им свойственно убеждение, что ходить на работу очень интересно. Когда я вырасту, я буду тем-то, а может быть, этим, ~ говорят они с гордостью от предвкушения безграничности собственных возможностей. Второклассникам этот вопрос я уже предпочитаю не задавать.
Рассмотрение ПУТИ БОГАТСТВА для нашей темы очень важно. Лишь богатые люди могут позволить себе строить Города. Нищие живут в шалаше… Счастливые тоже — утверждает народная мудрость, для которой ведомы опасности, что поджидают людей, ищущих богатств. Кажется, что плохого в желании разбогатеть? Ничего. Сегодня это ясно даже нынешним старшим поколениям, что докатились до самой унизительной нищеты, давая бой естественному человеческому стремлению. Я несколько раз убеждалась в том, что дети, с их непостижимым чутьем, сразу же улавливают искушение, возникающее перед человеком, решившим вступить на подобную стезю. В чем дело? Дети отвечают жестко и определенно: цель на таком пути, легче и чаще всего, достигается бесчестным путем: обманул, украл — разбогател.
Подобные разговоры в детском коллективе я не поддерживаю. Тотчас задаю вопрос, ставящий иные акценты на проблеме. Что лучше — «лежать на печи, есть прогорклые калачи» или, хорошенько потрудившись, получить возможность иметь все-все? Перечислите, пожалуйста, что именно хотели бы вы иметь сверх необходимого, — прошу я детей. Уверяю вас, в перечислении желаемого быстро блекнут материальные блага и ведущими становятся блага духовные. Опыт показывает, у детей и взрослых предел желаемого — один: видеть Мир.
Представляя путь Богатства, я активно поддерживаю нравственно-созидательную для души и Духа установку: Высоких целей не достичь, используя низменные средства. Российские дети конца XX века отвечают: я заработаю много-много денег, обеспечу всем-всем свою семью и «буду давать деньги бедным людям на еду, детским домам на игрушки, больницам на лекарства». Замечательно, да? И столь же печально, если задуматься, что сделали со своей страной взрослые.
Говоря о ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ НЕВЕДОМОГО, я даю одно, единственное, уточнение: по этому пути идем и мы в надежде узнать, как сделать, чтобы счастливы были петербуржцы — дети Петербурга, обещавшего стать Раем или «Парадизом на Неве». Уточнив, задаю один, единственный, вопрос: можно остановиться, встав на путь «Постижения Неведомого»? Нет — кричат дети в восторге от открытия, пробуждающего в их душе ощущение собственной значимости.
Сомнения в важности ПУТИ СЛАВЫ И БЕССМЕРТИЯ не возникает ни у кого. Жил-жил, умер и все тебя забыли? Нет, нельзя: память о человеке должна сохраняться. Детские рассуждения, каким образом достичь Славы, очень интересны. И однако, есть в них запинка. В советское время в ответах детей на вопрос о бессмертии буквально звенели мировоззренческие стереотипы бабушек и дедушек. Согласно им, источник Славы — «военные подвиги», «борьба за Мир», «борьба за Свободу и Счастье своего народа». Иногда упоминались победы в Олимпийских играх. Затем — обрыв, будто исчерпан послужной список…
Что в этом плохого — может подумать кто-нибудь. Ничего, кроме сути, прячущейся в борьбе, да еще кровопролитной. Согласно ей, бессмертие достигается за счет смерти другого. Убил — себе бессмертие купил. В годы войны счет по формуле «смерть за смерть» неизбежен. В мирное время такой счет — убийство или самоубийство. Оказавшись на краю обрыва, я прошу детей подумать, нельзя ли заслужить Славу мирным путем, без кровопролитий. Мы думаем — рассуждаем и вдруг, все вместе, обнаруживаем, что… СЛАВА ДАРУЕТСЯ ЗА СЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ. К подобным служениям относится, конечно же, обеспечение всеми благами Отечества, включая и его защиту, что берут на себя путники, называемые «воинами».
И в Начальной школе я превращаю выбор пути в перемещение в пространстве класса. Для этого сдвигаю парты на периферию и освобождаю центральный квадрат, позволяющий разойтись на Север, Юг, Запад, Восток. В условиях школы выбор проходит значительно активнее, шумнее: более 20 школьников — не 8 дошкольников. Выход один — работе нужно задать тот темп, что не позволит отвлекаться.
Вторая тема —
«ЧТО НАМ СТОИТ ГОРОД ПОСТРОИТЬ!».
Применительно к первоклассникам тема в адаптации не нуждается. То обстоятельство, что дети уже умеют писать, позволяет ввести задание-уточнение. Школьники, работая в классе, уже закрепили на белом листе бумаги описание, что есть Дом. Выполняя домашнее задание, они дополнили словесное описание Дома его «портретом». Описание следующего создания людей — Города, требует такого же закрепления. Я воспроизвожу предыдущую композицию на доске, предлагая детям заполнить верх и низ вертикального листа надписями, раскрывающими сущность теперь уже Города. Цветовое решение надписи — то же: в семеричной радужной системе. Надпись ГОРОД выполняется из заглавных печатных букв — для солидности. Цвет надписи — красный, свидетельствующий, что речь идет о КРАСИВОМ ГОРОДЕ, какими должны быть ГОРОДА СЧАСТЬЯ. Раскраска остальных слов продлевает радужный ряд. В сопоставлении определений надписи выглядят так…
В написанном детьми следует акцентировать то обстоятельство, что Город, в отличие от Дома, — общественное явление: организующее жизнь СООБЩЕСТВА ЛЮДЕЙ. Найдите, пожалуйста, слова, в которых вам удастся закрепить это представление в сознании детей.
ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ГОРОД, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫЛ ПОДНЯТЬСЯ
НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ — ОБЩЕСТВЕННЫЙ.
НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ И ТРУДНЕЕ,
ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ ВСЕМ ВМЕСТЕ — СООБЩА.
Третья тема —
«НАРИСУЕМ ГОРОД — БУДЕМ ЖИТЬ!».
Применительно к первоклассникам тема в адаптации не нуждается. То обстоятельство, что жизненный опыт детей стал значительнее, позволяет развить тему в историческом плане. Ученики Начальной, школы должны «построить» (нарисовать, вылепить) ПЕРВЫЙ ГОРОД СЧАСТЬЯ на нашей Земле. И обязательно: иначе им не понять устройства исторических и современных городов. Столь же обязательно они должны узнать о том, что память об этом Городе сохранена в словах устаревших, но продолжающих жить вопреки воле Времени.
Помимо этого, учеников Начальной школы уже можно и нужно вывести из светлого круга солнечных подобий в мир теней, где прячутся темные стороны явления по имени Город. Вопросы возникнут сами, если дети проникнутся Идеей Города Счастья. Все так хорошо и вдруг — «свои» и «чужие» начинают враждовать друг с другом! Почему?! Я даю детям графический ответ, рисуя на доске две проекции древнейшего Мироздания в виде двух кругов возникших на пересечении прямоугольных координат. Верхний круг изображает «фасад» Земного шара, нижний — «план» Земного шара или вид на Землю сверху.Согласно «плану», ПЕРВЫЙ ГОРОД СЧАСТЬЯ,
что возник на пересечении четырех жизненных путей,
расположен в центре Земного шара.
Центральное местоположение ко многому обязывает,
так как много Благ Городу Счастья обещает в сравнении
с городами обездоленными, несчастными, которым выпала
судьба родиться позднее — родиться на окраине.
Согласно «фасаду», ПЕРВЫЙ ГОРОД СЧАСТЬЯ расположен на
самом верху «шеломени» Земли. Это место наши пра-а-апредки
называли так забавно, на современный слух, — «пупом Земли*.
Это место, уверяли они же, — «лучшее место под Солнцем».
Значит, место это не может принадлежать простым людям —
лишь избранным: родственникам Бога Солнца, как русичи —
внуки Дажьбога», Дарующего людям Вселенские Блага.
Чтобы убеждение получило наглядное подтверждение, я рисую древнейшую модель Мироздания, согласно которой Солнце движется вокруг Земли, оказываясь в «зените» над «пупом Земли». Может случиться так, что кто-нибудь из детей увидит, что речь идет о Северном полюсе Земли. Расскажите им, что во Тьме времен климат на Земле был другим и сейчас под северными льдами находят окаменевшие стволы деревьев, что ныне растут лишь на Юге. И в целом древнейшая модель Мироздания неверна: Солнце не вращается вокруг Земли. Во Тьме времен это не было известно и…
Как только родились Города, началась кровавая вражда между СВОИМИ —
имеющими право на «лучшее место под Солнцем», и ЧУЖИМИ — права на
«лучшее место» не имеющими. Пустая вражда, бессмысленная, ничем не
оправданная. Знаете, почему?..
Перехожу к кульминационному моменту урока: незаметно-неожиданно-вдруг достаю мячик, показываю его детям и задаю последние вопросы в тревожной надежде получить столь важные для жизни человеческой души ответы…
- Сколько у Земли «пупов» или «лучших мест под Солнцем»?
- У Земли столько «пупов», сколько Городов, созданных людьми для Счастья (правильный ответ не заставляет себя ждать).
- Какого Счастья?
- Общего для всех землян.
- Почему же люди воюют и превращают Города в пепелища?
- Нет причины…
Мой ответ на страшные вопросы таков…
Люди забывают о том, что, непременно, нужно помнить, а потому,
повторим еще раз и все вместе, хором…
ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ!
ЧЕМ НЕБО ЩЕДРО?
МЕЧТАМИ
УКРАСИТЬ ЗЕМЛЮ ГОРОДАМИ-САДАМИ.
ЧЕМ ЩЕДРА ЗЕМЛЯ?
ЗЕМЛЯ СТРАДАЕТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ЗАБЫВАЕТ,
ЧТО НЕ ТОЛЬКО ОН, И ТЫ, И ОНИ, И ВСЕ МЫ, —
ДЕТИ ЧИСТОГО НЕБА,
ДЕТИ ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛИ.
Задание на дом…
Закончить композицию, в которой запечатлена сущность Города Счастья. В оставшееся поле листа с надписями врисовать «портрет» города, увиденного в иллюстрациях к древнерусским сказкам: над водами поднимаются белые стены с шатровыми башнями, за ними — церкви, терема. Обратите внимание детей на то, что все древнерусские города поднимались над водами. И сказочный город должен подняться над водами, как чей-то сон, надежда, мечта, вообщем, как Петербург.
Подготовьтесь к тому, что, пережив столь замечательный опыт «градостроения», дети продолжат сами, без подсказки, лепить из цветного пластилина ГОРОДА СЧАСТЬЯ и приносить в школу, чтобы поделиться своей радостью с другими.
Желаю вам разделить эту радость, что подтвердит:
Идея Города вошла в сознание и в душу ребенка.
Успехов вам.
<—Тема третья — художественно-практическая: Нарисуем город — будем жить!