Миф о Медузе Горгоне неисчерпаем по содержанию.Он летит над Землей
и в некоторых точках останавливается. Например, в так называемых, поминальных храмах — тех объектах цивилизации, что ведут БОРЬБУ С ЗАБВЕНИЕМ или служат ПАМЯТИ.
Представляю вам то, что дошло до нас в «Цистерне Базилике», спрятанной в подземном сооружении Стамбула…
РАБОТА НАД СЕДЬМЫМ АЛЬБОМОМ НЕ ЗАВЕРШЕНА…
В прошлом это — главная церковь восточного христианства, собор святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами в 1453 году собор был превращен в мечеть. По преданию, султан Мехмед Фатих (Завоеватель) был настолько поражен красотой и величием церкви, что не решился ее уничтожить (подобная судьба постигла тогда многие константинопольские храмы).
В настоящее время в городе найдено более 40 цистерн. «Цистерна Базилика» (тур. Еребатан Сарныджы) — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом.
Здесь — в нынешнем Стамбуле, поблизости от «Айя Софии» — нам уготовила судьба еще одну встречу с Медузой горгоной. Удивлены? Да, чего только не бывает…
Рассказывают туристы… Полная неожиданность ждет людей, заранее неосведомленных. Вдруг — каменный блок с изображением Медузы Горгоны. Ее все сразу узнают, несмотря на вид, не совсем обычный — не архаичный, не чрезмерно змееволосый…
Женский лик с разверстыми глазами,
в которых застыл Вечный ужас,
горестно сжатые губы…
Кому такое лицо может принадлежать?
Только ей — одной единственной:
» с горем знакомой Медузе»…
Все, в «Цистерну Базилику» никто не может не зайти.
Для порядка покажу вначале нечто другое…
До наших дней в Стамбуле сохранились две цистерны — Йеребатан и Бинбирдирек. В переводе на русский — «Потерянная» и «Тысячаиоднаколонная». Цистерну Йеребатан в западных источниках называют «цистерна Базилика». Расположены обе цистерны в шаговой доступности друг от друга и от площади Султанахмет, что находится практически в самом историческом центре — напротив Святой Софии.
В-целом, отличий одного водохранилища от другого найдётся мало — везде тот же лес стройных колонн, поддерживающих сводчатый потолок, и полумрак. Но всё таки отличия есть. В цистерне Йеребатан влажно, капает сверху вода. Туристы ходят по специальным настилам между колонн. Ниже настилов в воде живут рыбки, причём немаленькие. Ещё имеется несколько интересных античных мраморных артефактов, которые используются как постаменты для колонн.
Спустившись по скользкой мраморной лестнице, попадаешь в длинные галереи. Высокие римские колонны разных форм — с капителями и без, резные и гладкие, с надписями и без — поднимаются из неглубокой воды. Поверим путеводителю, утверждающему, что колонн тут целый лес — 336, площадь водохранилища равна приблизительно 10 000 метрам квадратным, а вмещает оно 80 000 кубометров воды.
Это — одно из самых странных мест в мире.
Не поверить, что «Цистерна Базилика» — гигантский, византийских времен подземный резервуар для хранения воды. Нет-нет, все утверждает, то — фантасмагория, мистификация… Еще чуть-чуть — и во мраке возникнут порождения самых мрачных древнегреческих мифов…
К слову, здесь снимались эпизоды из знаменитого фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью». Здесь же Андрей Михалков-Кончаловский снимал сцены из Царства мертвых для голливудского «Одиссея».
Цистерну использовали по назначению вплоть до XVI века, а во времена Османской империи воды Цистерны служили только для поливки садов дворца Топкапы.
Заброшенное и загрязненное водохранилище было приведено в порядок уже в XX веке,
и с 1987 «Цистерна Базилика» функционирует как музей с музыкой, подсветкой, мостками, кафе и ресторанами.
Не могу не сделать отступления… На колонны опираются арки крестовых сводов. Шаг колонн — 4,8 метра. Это — лес дерев, держащий Небо из арок и сводов, силой напружиненных. Выводятся арки и своды идеально, и все потому что используется не нынешний кирпич, а плинфа: широкая пластина, позволяющая делать над нижним рядом выступы-консоли, выдерживая абрис любой кривой — пологой, циркульной, крутой… Византийцы (или греки) наших русских мастеров этому приему научили. Результат всем известен: крестово-купольные храмы Русь-Россию покорили.
В Цистерне и не темно, и не светло, а скорее — таинственно.
В воде не ощущается движения, но она чиста и прозрачна,
в ней даже плавают небольшие рыбки. Под сводами звучит классическая музыка. Звуки музыки, шагов и капели почти равны по громкости.
Русские путешественники продолжают рассказ…
Посетителей мало, едва ли мы повстречали десяток туристов. Служащие вытирают с пола воду, капающую с потолка, чтобы не было слишком сыро и скользко.
По «Колонне слез», украшенной так называемым «павлиньим глазом» (она взята из развалин форума Феодосия), вода стекает медленно и печально. В одном из завитков есть отверстие, в который туристы вставляют большой палец руки и, не касаясь колонны, делают поворот кисти на 360 градусов. По сосредоточенным лицам ясно, что все загадывают желание. Мы поддались влиянию толпы, и тоже навертели немало кругов в скользкой колонне с зеленым отливом.
По соседству находится «Бассейн желаний», а на дне его поблескивают монетки. Не стоит даже упоминать, что и наши российские монетки скоро перекочевали в бассейн из нашего кошелька… С большим интересом и надеждой трое из служителей спустились в водоем и достали из воды что-то похожее на кошелек. К глубокому огорчению служителей предмет оказался пустым чехлом от очков.
В дальней от входа части Цистерны находится «Голова Медузы«, их даже две. Они уложены в основании колонн плашмя. Неизвестно откуда привезены и какому древнему сооружению принадлежали раньше. Хотя, кое-что я могу предположить…
Появилась Медуза в Стамбуле в ту пору, когда на его месте был древне-греческий полис Византий, основанный около 660 года до н. э. выходцами из Мегар. Длительное время он являлся объектом борьбы между Афинами и Спартой, стремившимися господствовать над проливами. Политический строй Византия — демократическая республика. В 340 до н. э. город-полис был осажден войсками Филиппа Македонского. В 196 н. э. разграблен войсками Септимия Севера. В III-IV веках н. э. подвергся нападению варварских племен. В 330 году император Константин перенес в Византий, получивший название Константинополя, столицу Восточно-Римской империи. Когда древний храм, где царила Медуза, превратился в руины, никто не скажет.
Некий турист, побывавший в водохранилище, пишет…
«В дальнем конце подземелья основанием колонн служат два мраморных блока с рельефным изображением античного чудища — змееволосой Медузы, от взгляда на которую обращался в камень любой смертный.
Византийские строители в пору императора Юстиниана с ними не церемонились: одна из «голов Медуз» повалена набок, другая — вообще перевернута. Это не странная небрежность, а умышленное уничижение античного идола. Сначала античные памятники становились грудами строительного материала. Потом константинопольские, в свою очередь, их судьбу повторяли».
Согласна: Время безразлично ко всему, кроме собственного течения, что проявляется в изменении. Правда, согласно предыдущим суждениям Медуза была «защитницей, охранницей, правительницей» Времени. Значит, в ее случае ссылаться на Время как на самостоятельную составляющую Мироустройства, нельзя. Не имеет подобное суждение внутренней объяснительной силы.
И вдруг! Другой турист подал мне замечательную идею… «Если по мостику прогуляться в дальнюю часть сооружения, то можно безопасно полюбоваться на Медузу Горгону, хитроумно-остроумным способом лишенную своей деструктивной магической силы (методом поляризации)». Разбираемся…
Деструкция (лат. destructio) — нарушение, разрушение нормальной, лучше — первичной, структуры чего-либо.
Поляризация (греч. pólos — ось, полюс) — процессы и состояния, связанные с ориентацией каких-либо объектов, преимущественно в пространстве.
В первоисточнике своем Медуза была одним существом: «защитницей, охранницей, правительницей» Времени. Это ее качество было закреплено в пространстве с помощью вертикальной оси и полюса, расположенного наверху относительно целого.
Здесь ее ориентация в пространстве изменена: она перевернута с ног на голову или уложена плашмя. Это вызвало деструкцию — соответствующее изменение ее структуры. Медуза из Правительницы превратилась в рабу Времени, полностью подчиненную всем его прихотям.
Мы не уделяем должного внимания художественным образам, а они вопиют от ужаса, вызванного невозможностью найти понимание. У нас на глазах творится оборачивание первичной системы Мироустройства — природной, стихийной, абстрактной — на противоположную: очеловеченную, в которой в принципы возводятся человеческие слабости, пороки и недостатки.
Утратив первоисточник, Древо засыхает…
Представляете, какой пропадает зал для представления древнегреческих трагедий! Или хотя бы для выступления чтеца с «хором», сопровождающим его декламацию. Баритональный бас проникает в самые дальние, самые темные отсеки Базилики и возвращается оттуда шепотом, разъясняющим смыслы, стонами, плачем, смехом, воплями, выкруживающими спирали…
Если бы, если бы здесь можно было бы прочесть фрагменты «Теогонии» Гесиода — те самые, что рассказывают о детях Ночи, о гибели Титанов, о наказании рода человеческого за совершенный Прометеем подвиг… В чем дело? Зачем чего-то ждать: чтение сразу же и начинаем!
«Славьте священное племя богов, существующих вечно, —
Тех, кто на свет родился от Земли и от звездного Неба,
Тех, кто от сумрачной Ночи, и тех, кого Море вскормило».
«Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись».
Хаос — «разверстое пространство», «пустое протяжение»!
Хаос — «зияющая бездна смерти и зла, притягательная» !
Хаос — «все и ничто», «ничто и все». ничто-о-о… все!!!
Хаос — «всепожирающее время», воплощение у-у-ужаса,
преследующего род людской!
Хаос — ничто — рождает всё:
свое продление и свои противоположности.
Все рождается из ничего!
Быть того не может! только это и может быть!
«Черная ночь» — никта — дочь хаоса…
«Угрюмый эреб» — мрак кромешный — детище хаоса…
«Эфир» — самая легкая и прозрачная субстанция
воздушного пространства, достигшая вершины
горы олимп, — тоже детище ночи и мрака…
«Сияющий день» — даже гемера — детище ночи и мрака…
«Также еще Немесиду, грозу для людей земнородных,
Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,
Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.
Грозной Эридою Труд порожден утомительный, также
Голод, Забвенье и Скорби, точащие слезы у смертных,
Схватки жестокие, Битвы, Убийства, мужей Избиенья,
Полные ложью слова, Словопренья, Судебные тяжбы,
И Ослепленье души с Беззаконьем, родные друг другу,
И, наиболее горя несущий мужам земнородным,
Орк, наказующий тех, кто солжет добровольно при клятве».
Страшная богиня Ночь Немесиду родила —
богиню мщения. Ее обязанность —
следить за равным и честным распределением
благ среди смертных, наказывая за отступления.
Имя «Немезида» означает «справедливо негодую».
«Эрида с могучей душою» — грозная богиня раздора.
Это она, о это она троянскую войну устроила.
«Стикс, наконец: выдается она между всеми другими.
Это — лишь самые старшие дочери, что народились
От Океана с Тефией. Но есть и других еще много.
Ибо всего их три тысячи, Океанид стройноногих.
Всюду рассеявшись, землю они обегают, а также
Бездны глубокие моря, богинь знаменитые дети».
Стикс (др.-греч. «чудовище») — в древнегреческой мифологии олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа…
Что вы говорите — древние эллины: творцы прекрасного?!
Жизнь — порождение ужаса и мрака? Что вы говорите…
Стикс — река в Аиде. Гефест закалял выкованные им мечи в водах Стикса. По Гесиоду, река Стикс составляла десятую часть всего потока, проникавшего через мрак в подземное царство; остальные девять частей потока окружали своими извивами землю и море.
Поэты упоминают также Стигийские болота в Аиде.
Известный всем герой Ахилл получил свою непобедимость благодаря тому, что его мать — богиня Фетида — окунула его в воды священного Стикса.
Все едино: и доброе, и злое…
Это — не правда! все едино: и правда, и ложь...
В Тартаре — рассказывает Гесиод, живут многие…
«Там же имеют дома сыновья многосумрачной Ночи,
СОН со СМЕРТЬЮ — УЖАСНЫЕ БОГИ. Лучами своими
Ярко сияющий Гелий на них никогда не взирает,
Всходит ли на небо он иль обратно спускается с неба.
Первый из них (СОН) по земле и широкой поверхности моря
Ходит спокойно и тихо и к людям весьма благосклонен,
Но у другой (СМЕРТИ) из железа душа и в груди беспощадной —
Истинно медное сердце. Кого из людей она схватит,
Тех не отпустит назад. И богам она всем ненавистна.
Там же стоят невдали многозвонкие гулкие домы
Мощного бога Аида и Персефонеи ужасной.
Сторожем пес беспощадный и страшный сидит перед входом.
С злою, коварной повадкой: встречает он всех приходящих,
Мягко виляя хвостом, шевеля добродушно ушами.
Выйти ж назад никому не дает, но, наметясь, хватает
И пожирает, кто только попробует царство покинуть
Мощного бога Аида и Персефонеи ужасной.
Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,
И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба
Все залегают один за другим и концы и начала —
Страшные, мрачные; даже и боги пред ними трепещут.
Там же — ворота из мрамора, медный порог самородный,
Неколебимый, в земле широко утвержденный корнями.
Перед воротами теми снаружи, вдали от бессмертных,
Боги-Титаны живут, за Хаосом угрюмым и темным».
Вопрос: какие КОНЦЫ и НАЧАЛА залегают один за другим
от ТЕМНОЙ ЗЕМЛИ, от ТАРТАРА, СКРЫТОГО В МРАКЕ,
от БЕСПЛОДНОЙ ПУЧИНЫ МОРСКОЙ, от ЗВЕЗДНОГО НЕБА?
Те, что определяют отношения четырех частей Мироздания
в Пространстве и Времени в системе Причин и Следствий?
Ответа на этот вопрос нет даже в мире древних греков.
Одна пара КОНЦОВ-НАЧАЛ определена наказанием
за ЛОЖНУЮ КЛЯТВУ, что вызывает душевную болезнь —
сон непробудный,тяжелый и злой…
«Там обитает богиня, будящая ужас в бессмертных,
Страшная Стикс — Океана, текущего кругообразно,
Старшая дочь. Вдалеке от бессмертных живет она в доме,
Скалы нависли над домом. Вокруг же повсюду колонны
Из серебра, и на них высоко он вздымается к небу.
Быстрая на ноги дочерь Фавманта Ирида лишь редко
С вестью примчится сюда по хребту широчайшему моря.
Если раздоры и спор начинаются между бессмертных,
Если солжет кто-нибудь из богов, на Олимпе живущих,
С кружкою шлет золотою отец-молневержец Ириду,
Чтобы для клятвы великой богов принесла издалека
Многоименную воду холодную, что из высокой
И недоступной струится скалы. Под землею пространной
Долго она из священной реки протекает средь ночи,
Как океанский рукав. Десятая часть ей досталась:
Девять частей всей воды вкруг земли и широкого моря
В водоворотах серебряных вьется и в море впадает.
Эта ж одна из скалы вытекает, на горе бессмертным.
Если, свершив той водой возлияние, ложною клятвой
Кто из богов поклянется, живущих на снежном Олимпе,
Тот бездыханным лежит в продолжение целого года.
Не приближается к пище — к амвросии с нектаром сладким,
Но без дыханья и речи лежит на разостланном ложе.
Сон непробудный, тяжелый и злой, его душу объемлет.
Медленный год протечет — и болезнь прекращается эта.
Но за одною бедою другая является следом:
Девять он лет вдалеке от бессмертных богов обитает,
Ни на собрания, ни на пиры никогда к ним не ходит.
Девять лет напролет. На десятый же год начинает
Вновь посещать он собранья богов, на Олимпе живущих.
Так-то вот клясться богами положено ненарушимой
Стиксовой древней водою, текущей меж скал каменистых».
«Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.
Смерть родила она также, и Сон, и толпу Сновидений.
Мома потом родила и Печаль, источник страданий,
И Гесперид, — золотые, прекрасные яблоки холят
За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр родила она также и Кер беспощадно казнящих.
(Мойры — Клофо именуются, Лахесис, Атропос. Людям
Определяют они при рожденье несчастье и счастье).
Тяжко карают они и мужей и богов за проступки,
И никогда не бывает, чтоб тяжкий их гнев прекратился
Раньше, чем полностью всякий виновный отплату получит».
Богиня Ночь родила «ужасного мора» —
божества неизлечимых болезней…
«Черную керу, беспощадно казнящую», Ночь родила…
Ночь родила и смерть — Танатос, и сон — Гипнос,
окруженный толпой тяжелых сновидений…
И Мома — злословие и насмешки — она родила
и печаль — источник душевных страданий…
Все, что тело грызет и душу разрывает на части,
родила черная богиня — прекрасная Ночь
в черной одежде, укутанная темным покровом!
Мойр богинь судьбы — родила богиня Ночь:
Клото — «пряху», прядущую нить жизни;
Лахесис — «судьбу», определяющую длину нити жизни;
Атропос — «неотвратимую», неумолимую смерть,
перерезающую беспощадно жизни нить…
Берегитесь Мойр, о берегитесь вызвать их гнев:
расплата неминуема, ужасна, полна…
Мойры — рок: «то, что изречено»
Мойры — судьба: «то, что суждено».
Мойры трудятся, не уставая, за каждым все замечая…
Вот, как развивались события на Небесах и на Земле. Все началось с титана Прометея, укравшего «неутомимый огонь» у Зевса, чтобы передать его людям…
«Но обманул его вновь благороднейший сын Иапета:
Неутомимый огонь он украл, издалека заметный,
Спрятавши в нартексе полом. И Зевсу, гремящему в высях,
Дух уязвил тем глубоко. Разгневался милым он сердцем,
Как увидал у людей свой огонь, издалека заметный.
Чтоб отплатить за него, изобрел для людей он НЕСЧАСТЬЕ:
Тотчас слепил из земли знаменитый хромец обеногий (Гефест),
Зевсов приказ исполняя, подобие девы стыдливой;
Пояс на ней застегнула Афина, в сребристое платье
Деву облекши; руками держала она покрывало
Ткани тончайшей, с главы ниспадавшее — ДИВО ДЛЯ ВЗОРОВ:
Голову девы венцом золотым увенчала богиня.
Сделал венец этот сам знаменитый хромец обеногий
Ловкой рукою своей, угождая родителю Зевсу.
Много на нем украшений он вырезал, — ДИВО ДЛЯ ВЗОРОВ, —
Всяких ЧУДОВИЩ, обильно питаемых сушей и морем.
Много их тут поместил он, СИЯЮЩИХ ПРЕЛЕСТЬЮ МНОГОЙ,
ДИВНЫХ: казалось, что живы они и что голос их слышен».
Зевс наказал и Прометея, и людей, им осчастливленных. Он «изобрел для них НЕСЧАСТЬЕ», что уравновешивало дарованное титаном СЧАСТЬЕ. Ничего не поделаешь — Закон Бытия!
Счастье — домашний очаг. Несчастье — подобие девы:
«Дива для взоров», на самом деле — «чудовище,
сияющее прелестью многой, дивной».
Мужчины — обманутые, женщины — обманщицы,
связи не разорвать, потому что их объединяет
прелесть, соблазн, выдающие чудовище за чудо!
О, Боги, как мне жаль наказанных вами мужчин!
Продолжаем читать «Теогонию» Гесиода?
Можете прерваться, но без меня. я пока все не выскажу — ни за что не остановлюсь.
Вы, конечно, помните, чем закончилась титаномахия? Боги нового поколения, «могучестью рук победивши надменных» древних Богов-Титанов, отправили их в «Тартар» — «в недра Земли широкодорожной и на них наложили тяжкие узы». Ужаснитесь, в Тартар они низвергли своих прямых предков.
«Подземь их сбросили столь глубоко, сколь далеко до неба,
Ибо настолько от нас отстоит многосумрачный Тартар.
Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда
Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху
Корни земли залегают и горько-соленого моря.
Там-то под сумрачной тьмою подземною боги Титаны
Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных
В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной.
Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,
И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба
Все залегают один за другим и концы и начала,
Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.
Бездна великая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота,
Дна не достиг бы той бездны в течение целого года:
Ярые вихри своим дуновеньем его подхватили б,
Стали б швырять и туда и сюда. Даже боги боятся
Этого дива. Жилища ужасные сумрачной Ночи
Там расположены, густо одетые черным туманом».
О, многосумрачный тартар — место угрюмое и затхлое —
то — бездна великая у края земли необъятной,
медной оградой кругом огороженная: замкнутая,
все концы и начала в себе заключающая…
О, Тартар! Кто чудовищ не боится, следует за мной!
В другой паре противоположностей запечатлен естественный и непреложно всеми исполняемый Закон Мироустройства…
… Атлант «бескрайне широкое небо
На голове и на дланях, не зная усталости, держит
В месте, где с Ночью встречается День: чрез высокий ступая
Медный порог, меж собою они перебросятся словом —
И разойдутся; один поспешает наружу, другой же
Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит
Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома
Землю обходит один, а другой остается в жилище
И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.
К людям на землю приходит один с многовидящим светом,
С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая —
Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным».
Свет сменяет тьму, день сменяет ночь —
вместе их не видит никто: ни боги, ни люди.
Они — запредельные противоположности:
разделенные пределом, законом бытия.
Еще одну пару противоположностей хочу показать вам, прибегнув к рассказу Гесиода об Иапете — сыне Урана и Геи, супруге океаниды Климены, отце четырех прекрасных сыновей: Атланта, Прометея, Менетия, Эпиметия. Не все имена на слуху? Да, то — низверженные титаны: у многих стерты имена. Незаслуженно, ведь Иапет, сброшенный Зевсом в Тартар, — ПРАРОДИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА. Сын Иапета — Атлант: тот, кто держит Небо. Прометей- подаривший людям огонь. Менетий — великий воин, символ сильной человеческой страсти. Эпиметей — первый муж, вступивший с женщиной в брак и не какой-нибудь, а Пандорой. О, боги, любите вы пошутить…
«После того как создал он ПРЕКРАСНОЕ ЗЛО ВМЕСТО БЛАГА,
Деву привел он, где боги другие с людьми находились, —
Гордую блеском нарядов Афины могучеотцовной.
Диву бессмертные боги далися и смертные люди,
Как увидали приманку искусную, гибель для смертных.
Женщин губительный род от нее на земле происходит.
Нам на великое горе, они меж мужчин обитают,
В бедности горькой не спутницы —
спутницы только в богатстве.
Так же вот точно в покрытых ульях хлопотливые пчелы
Трутней усердно питают, хоть пользы от них и не видят;
Пчелы с утра и до ночи, покуда не скроется солнце,
Изо дня в день суетятся и белые соты выводят;
Те же все время внутри остаются под крышею улья
И пожинают чужие труды в ненасытный желудок.
Так же высокогремящим Кронидом, на горе мужчинам,
Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших.
Но и другую еще он беду сотворил вместо блага:
Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает
И не желает жениться: приходит печальная старость —
И остается старик без ухода! А если богат он,
То получает наследство какой-нибудь родственник дальний!
Если же в браке кому и счастливый достанется жребий,
Если жена попадется ему сообразно желаньям,
Все же немедленно зло начинает с добром состязаться
Без передышки. А если жену из породы зловредной
Он от судьбы получил, то в груди его душу и сердце
Тяжкая скорбь наполняет. И нет от беды избавленья!»
«Стикс, Океанова дочерь, в любви сочетавшись с Паллантом,
Зависть в дворце родила и прекраснолодыжную Нике.
Силу и Мощь родила она также, детей знаменитых.
Нет у них дома отдельно от Зевса, пристанища нету,
Нет и пути, по которому шли бы не следом за богом;
Но неотступно при Зевсе живут они тяжкогремящем».
Наконец-то в следующем порождении «детей знаменитых» появилась Богиня победы — Ника «прекрасноладыжная» — в окружении Зависти, Силы и Мощи. Зависть — то, что разжигает войну. Сила и Мощь — то, что дарит победу. Понятно даже то, что ее мать — Стикс: связанное с Аидом олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Война ужасна, ибо она истребляет Жизнь, несет в мир Тьму и Горе.
Вопрос — в другом: что общего у Ники с Медузой, «знакомой с горем», по словам Гесиода.
Они — антиподы во всем. И именно поэтому они объединены в непрерывную ленту во фризе оракула Аполлона в Дидиме: Медуза — одно, Ника — не такое, принципиально иное…
Медуза сама страдает.Ника несет страдание другим.
Медуза внешне ужасна, по словам боязливых.
Ника прекрасна по мнению героев, познавших ее.
Медуза породила коня поэтов — нечто прекрасное.
Ника — девственница, страстная и беспорочная.
Медузу все проклинают — в основном, не знающие ее.
Нику все славят, прощая ей утраты — всё-всё.
Медуза смертна, и ее убивают.
Нику убивать — пустое дело: она все равно оживет,
ибо так устроен мир….
Противоположности связаны в одно целое
всеобщим законом законом взаимного отражения
того, что наверху (на свету), в том, что внизу (во тьме).
Верх — низ. Свет — тьма. Добро — зло.Правда — ложь.
Имеющихся в мире противоположностей не счесть,
потому что они растут и множатся, множатся и растут.
Интересно, кто все-таки придумывал эти «понятийные оборотни»?
Зевс — самый главный, Афина — самая умная, Рок — самый злой? Или «оборотни» эти сами из Первозданного Хаоса вываливались и кружили над Землей подобно белым и черным лебедям?
Смертельно опасная красота
и, прежде всего, для себя. а-а-аа…
Прекрасное зло вместо блага. о-о-оо…
Красота, не позволяющая различить правду… у-у-уу…
И это — только ТРИ первородных эллинских «оборотня».
А сколько их будет впереди?!
Жди — не жди, ищи — не ищи, все равно запутаешься.
Попрощаемся по-человечески с Медузой Горгоной…
«Ты за всё ответила — не грусти.
Мы будем помнить тебя красивой и счастливой,
и тяжесть Вечности тебя не обременит»…