Интересно, кто-то сможет пройти мимо такого дома или непременно остановится и начнет разглядывать гипсовые тончайшие рельефы на стене, вдруг становящиеся горельефами, а потом и трехмерной скульптурой.
Все нарисовано так прихотливо, будто фантазия не делает различий между двухмерной плоскостью стены и Пространством. Фигуры возникают в плоскости стены в виде призрачного силуэта, обретая явь, выходят из плоскости. идут, рассаживаются на сандриках живописными группами, занимаются своими делами, весело болтают…
Говорят, декор выполнен в стиле Барокко. А я вижу, как из пространственных игр со стеной проглядывает стиль Модерн, что наступит через два века.
Деление на стили такая условность,
что помогает различать целое, лишь
его огрубляя до полного неузнавания.
А тут — такая нежность…
Движемся к следующему дому, стоящему в общем ряду зданий, чуть-чуть за границы красной линии в сторону улицы выступая…
Всё просто, как день… Эгиду Квирину удалось приобрести несколько земельных участков, расположенных рядом с его жилым домом. В результате возникло три архитектурных памятника XVIII века: собственный жилой дом архитектора — Азамхаус; дом священника — Пристерхаус, и между ними — церковь Святого Иоанна Непомуцкого, гораздо чаще именуемая Азамкирхе (Asamkirche).
Церковь посвящена памяти чешского священника Иоанна Непомука, который в 1393 году принял мученическую смерть: был сброшен в воды реки Влтавы с Карлова моста. В 1729 году, когда братья строили Азамхаус, священник, пользовавшийся популярностью, начиная с XV века, был причислен к лику святых и перезахоронен в соборе Св. Витта в Праге.
Фигура Иоанна Непомуцкого в венце из пяти звёзд, с пальмовой ветвью и крестом, которые держат Ангелы, установлена на церковном портале на фоне витража.
Чем славен был святой Иоанн Непомуцкий при жизни — викарий Йоганек из Помука? Иоанн был исповедником императрицы Иоанны — жены знаменитого чешского короля Вацлава. Он отказался выдать королю тайну исповеди императрицы. Король, не узнав от священника любовных секретов своей жены, приказал утопить его. Всё других сведений о нём история не сохранила.
Всеми остальными достоинствами Йоганека из Помука наделили люди… Он считается небесным покровителем исповедников, а также покровителем Праги и всей Чехии. Он же — покровитель всех влюбленных. Он способен защитить город от опасности затопления, уберечь его от разрушительной водной стихии.
Если вы заметили, колонно-арочное оформление витража на фасаде Азамкирхе имеет своеобразный замковый камень. То — и не камень вовсе, а пульсирующее сердце, на котором на латыни написаны прекрасные слова… FIDES — Вера. SPES — Надежда (Упование). CHARITAS — Любовь (Благотворительность). UNITAS — Единение. Сложившись в общую фразу, они обретают следующий смысл: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ — ВСЁ ЭТО ОБЪЕДИНЯЕТ НАС С ИОАННОМ (Непомуком).
Что может быть лучше? Ничего!
И я верю в Иоанна Непомуцкого…
Церковь сооружалась не на заказ, а как частная церковь во хвалу Богу и во спасение душ архитекторов. Это позволило братьям строить церковь независимо от каких-либо внешних указаний. Жилые дома архитекторы строят для себя, но церковь… Это — редчайший случай, можно сказать, ИСПОВЕДАЛЬНЫЙ. Войдя внутрь церкви, верю я, мы многое узнаем о представлении о Мире братьев Азам — архитекторов из Мюнхена XVIII века.
Да, не могу не добавить… Хотя церковь и была запланирована как частная, братья вынуждены были открыть публичный доступ в неё после многочисленных протестов жителей окрестных мест, не имевших приходской церкви. Эгид Квирин пошёл дальше: задумал превратить Азамкирхе в ЦЕРКОВЬ ПОКАЯНИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ. В ней находятся семь исповедален с аллегорическими изображениями.
Ох, верю я, войдя в церковь,
мы много интересного узнаем…
Чуть не упустила весьма важное обстоятельство… Церковь Св. Иоанна Непомука возведена на земельном участке размером 22 на 8 м. Это — 176 м. кв.: удвоенная общая площадь моей квартиры. Сравните со своей квартирой, чтобы почувствовать со всей очевидностью: применительно к приходской церкви такое просто невозможно.
И проблема с освещением неразрешима… Со стороны входа (Запада), мы видели, — большой витраж и круглое окно. Со стороны алтаря (Востока) — тоже можно пробить окна. С продольных сторон церковь осветить можно лишь сверху, если её здание сделать выше соседних. И всё равно, церковь будет тёмной.
Церковь будет тёмной, как подземная пещера
с эффектно-иллюзионистским освещением.
Не боитесь? Входите…
Галерея на развитых консолях зрительно делит
внутреннее пространство на два этажа.
На втором этаже, наверное, — хоры.
Алтарная часть заглублена…
За преградой из четырех витых колонн
есть другое пространство, что прячется:
откуда-то приходит, смотрит на вас
овальным светящимся глазом и куда-то уходит.
Хоры подсвечены верхним светом.
Венчающий стены карниз висит в воздухе.
Над нефом парит огромный плафон — церковное небо.
Архитектурно-скульптурные формы полны движения…
Господи, это ошеломляюще красиво
и, по-моему, трудно переносимо,
будто на ваших глазах разыгрывается Трагедия,
не ваша личная — Вселенская…
Сведений о братьях Азам сохранилось очень немного…
Братья Азам — блестящие немецкие архитекторы, скульпторы, живописцы первой половины XVIII века. Эгид Квирин (1696 — 1750) был не только архитектором, но и прекрасным скульптором, а Космас Дамиан (1686 — 1739) еще и прекрасным живописцем. Оба занимались разным и одновременно единым делом.
Хорошее образование и навыки они получили от своего отца Георга Азама. Кроме того, они изучали барочную архитектуру в Италии. Работали главным образом в Баварии, где занимались оформлением интерьеров церквей. Азамкирхе – самая красивая и необычная церковь Мюнхена: воплощение роскошного стиля рококо в церковном зодчестве.
Космас был дважды женат и имел 13 детей.
Эгид оставался холостяком.
Вот такая сублимация в творчестве.
Братья были неистово верующими…
Космас Дамиан счастьем счел обретение мощей Святого. Эгид Квирин сделал так, чтобы из окна своей спальни можно было бы видеть церковный алтарь. Он не только оплачивал строительство здания из собственных средств, но и посвятил «своей» церкви все творческие силы.
Они оба исповедовали Католицизм… Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.
Азамкирхе – грандиозная инсценировка
«theatrum sacrum» — «САКРАЛЬНОГО ТЕАТРА»,
в котором представлены основные догматы
Католической церкви в режиссуре братьев Азам.
Всё материально… «Так же, как Ева была создана из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронизанного сердца Христа, умершего на Кресте».
Церковь — Она: женщина, облачённая в белые одежды.
Женщина живая, страдающая, олицетворяющая
все упования верующих на Благодать Господню.
Она в постоянной опасности: и Её преследует Смерть,
что жаждет разрезать нить, соединяющую Церковь
с сердцем Христа…
Смерть хохочет, лязгает челюстями,
щелкает ножницами — сейчас, сейчас, сейчас…
Жена стенает, Жена страдает — нет, нет, никогда…
Это — ПРОЛОГ.
Сакральный спектакль начался…
Сакра́льное — в широком смысле, всё, имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных и повседневных вещей, понятий, явлений.
Сакральные объекты имеют материальное измерение
и духовное, ибо связаны с Высшим миром.
Сакральное время не подчиняется физическим законам,
предполагает особое исчисление — свои От и ДО…
Сакральное пространство — среда общения человека
с Высшим миром, Божественным и потусторонним.
Это — среда, преображенная с помощью
Arts Sacra: сакральных искусств…
Мне страшно… Боюсь, что и во мне произойдет такое же — мистическое — преображение: начнет моя живая кровь становиться капельками Веры…
Католицизм от греч. katholikós — всеобщий, вселенский. Соответственно Пространство-Время распространения догматов Католицизма безгранично, бесконечно: оно охватывает всю Вселенную от её Рождения до полного торжества Преображенного солнца Веры…
Заметьте, в углу на переднем плане — Святой в отшельнической шляпе. Это — Иоанн Непомуцкий. Слева от него под Ангелом с изображением Азамкирхе — «Церковь и Смерть»…
Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению Католицизма, папа римский (римский первосвященник) — видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов, ибо он — учитель всех христиан («ех catheara loquitur» — произносит речь с амвона), определяет доктрины по вопросам веры и морали.
Все в ПРОЛОГЕ САКРАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ сообщено,
пора переходить к ТРЁМ ДЕЙСТВИЯМ…
В церкви три уровня: Первый этаж, Второй этаж, Небо.
Три уровня различаются между собой по освещенности:
темно внизу, светлее на среднем уровне, светло на Небе.
Архитекторы играют со светом и цветом… Нижняя часть внутреннего пространства со скамьями для моления — наиболее темная. Далее следует бело-голубая гамма монарших цветов, используемая на хорах. Верхняя часть, символизирующая Небо, — самая светлая. Она отводится Создателю, а потому освещается непрямым светом окон и главного витража.
В каждом из уровней разыгрывается
определенный АКТ в САКРАЛЬНОМ СПЕКТАКЛЕ…
В Католицизма имеется догмат о ЧИСТИЛИЩЕ — промежуточной инстанции между АДОМ и РАЕМ, где души умерших в ожидании своей окончательной судьбы могут очищаться от не искупленных ими при жизни грехов, проходя через разного рода испытания, а также с помощью молитв о них и «добрых дел» их близких на земле: духовенство в силе сократить срок пребывания в чистилище.
Судя по убранству церкви, в ней воплощен
образ ЧИСТИЛИЩА — Пространства
для продления во Времени искупления грехов.
Экзальтированное почитание Богоматери было свойственно католической Баварии всегда. Для мирян Богоматерь — Защитница, Воительница, Исполнительница Божественного замысла. Но такого образа я не видела никогда… Младенец Христос поражает дракона — зло с помощью Креста — копья. Скажете, это — аллегория? В мировоззрении, где материальное и духовное — равнозначные, равноценный величины, это — Правда.
Младенец Христос поражает дракона — зло
с помощью Креста — копья. И он — Воин,
а не тот, кто смиренно, как Агнец Божий,
отдаёт себя на распятие на Голгофе…
В 1854 папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии девы Марии (отвергаемый православной церковью). В 1950 католическая церковь признала догмат о её телесном вознесении.
Богоматерь подняли над мирянами,
как нечто Богоданное…
Простите мне еретическую мысль:
такая Богоматерь не будет ТАК СТРАДАТЬ О СЫНЕ…
Сколь различны вероисповедания… Вряд ли православный человек может вообразить существо, веселящееся в канун Конца Света. Не поверить ему и в участие кого-нибудь кроме Небесного воинства в решении судеб восставших из гроба. Здесь — не то…
В Католицизме есть учение о «сокровищнице переизбыточествующей благодати». Она создаётся деяниями Христа, апостолов, Богоматери, святых, «сверхдолжными» подвигами благочестивых христиан… За счёт «запаса» добрых дел и «благодати» Католическая церковь имеет право отпускать грехи, даруя грешникам прощение — торгуя с XII века индульгенциями.
На правом снимке — Св. Бруно, отказавшийся в своём XI веке стать архиепископом, основавший картезианский орден, пребывавший в пустыне в бесконечном миросозерцании. Здесь от того Св. Бруно осталось лишь характерное одеяние его ордена — ряса с белым наплечником, свисающим спереди и сзади, концы которого завязываются по бокам. Здесь Бруно наделён властью решать судьбу мирян живых и умерших.
Вы пришли в церковь с покаянием?
Вам это зачтётся. В ином случае…
Трудно видеть подобное буйство фантазии?
Ничего не поделаешь: Позднее барокко,
после него будет всё другим…
К тому же, культ в Католицизме характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением, которое должно воздействовать на воображение, чувства верующих. Кроме пения, используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами и картинами. Чрезвычайно развито почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Есть небывалые для других религий праздники — «Тела Христова», «Сердца Иисуса», «Непорочного зачатия девы Марии»…
Рассматриваем два следующих уровня
внутреннего пространства Азамкирхе
сообразно Второму и Третьему актам
идущего в ней САКРАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ…
Хо́ры (древнерусское наименование — пола́ти) в архитектуре — верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви. Обычно он устраивается на уровне второго этажа центрального нефа и опоясывают его с южной, западной и северной сторон. В западноевропейских храмах на хорах размещаются музыканты, певчие, орган. Бывает и так, что ярко выраженного функционального назначения хоры не имеют. И в Православии, и в Западной Европе, и в Византии они существуют как самодостаточный архитектурный феномен.
Именно в таком смысле я и называю второй этаж Азамкирхе хорами, не интересуясь тем, есть ли реальные выходы на них, могут там разместиться певчии или выйти 13 детей Космаса Дамиана Азама с папенькой и маменькой, предоставив Эгиду Кверину — брату и дядюшке — видеть из окна своей спальни главное: светящееся окно и «Трон Благоденствия»…
Хоры, на мой взгляд, чрезвычайно интересны тем, что в них Барокко приглушено, усмирено, сведено к тому, в чём проглядывают черты итальянских палаццо эпохи… Неопределенной эпохи, но уже на Позднего Барокко, изнывающего от чрезмерностей и декора, и страстей.
Для того, чтобы убедиться в том, достаточно разглядеть декорировку падуги — криволинейного сочленения вертикали нижележащей стены с горизонталью галереи. На падуге живого места нет. В стене хоров представлен четкий ритм ордера, запечатленного в расстановке пилястр, порталов, фресок в нишах…
Правда, ковёр, наброшенный на балюстраду?.. Но, почему же не набросить, если доступна любая игра, любой изыск?!
И понятно, почему так «скромно» украшены хоры: главное в них — парящая в пространстве балюстрада, что представляет собой динамичную линию, направленную в фокусную точку двухэтажного нефа — овальное окно в форме солнца. Окно-солнце, украшенное золочеными солнечными лучами, находится на дальней наружной стене. Под ним — второй алтарь. Перед ним — рампа театральной сцены: на витых парных колоннах парящий «Трон Милосердия» или «Престол Благодати» или потрясающее, невиданное представление Божественной Троицы…
Божественная Троица…
Святой дух — голубь в кольце,
испускающем золотые лучи Света…
Бог-Отец, являющий миру
тело своего распятого Сына…
Бог-Сын, еще не снятый с Креста,
еще бездыханный, еще не воскресший —
мёртвый, мёртвый, мёртвый…
И Крест с гирей золотой похож на маятник часов,
что из стороны в сторону качается…
Направо пойдет — свершилось искупление грехов.
Налево пойдет — напрасны были Страдания:
человеческий род не достоин Всепрощения.
Маятник застыл посередине
между Смертью и Жизнью, Добром и Злом,
Правдой и Ложью — Светом и Тьмой…
И Храм замер в ожидании?
Нет, Храм полон противоборствующих сил,
что определяют Предстоящее Миро — зданию…
Прекрасно в разнообразии своём освещение храма…
Главный источник света – большое окно на слегка выпуклом фасаде, перед которым стоит фигура Св. Непомука. Окно в торце здания даёт боковой свет по отношению к центральному нефу, уходящему от него в глубину внутреннего пространства.
В хоры вписаны боковые окна, нередко чисто декоративные. Те же, через которые проходит дневной свет, обеспечивают эффект иллюзорной контр-подсветки, выделяющей планы: ближний — дальний, нижний — верхний. Это при сжатом, узком по существу пространстве, которого на самом деле и нет вовсе.
Фреска в том же ракурсе (снизу-вверх), с противоположной стороны. Фрагмент поражает еще и тем, что уход в пространственную глубину, намеченный освещением, продлевает себя с помощью рисованной перспективы.
На 160 метрах площади храма, соизмеримой с жилой квартирой, создается образ Вселенной с Чистилищем и Небесным раем, куда возносятся все достойные Милости Божией, Его Благодарения…
Смотрите, миряне! Внемлите, миряне!
Милосердие Господа Бога неисчерпаемо:
каждый, кто послужит Славе Его,
будет достоин Небесного Рая.
Алилуйя-я-я… Слава! Слава! Слава…
Фантазия архитекторов беспощадна… Неограниченные претензиями заказчиков, нестесненные в средствах, братья Азамы при оформлении церкви дают полную свободу своей фантазии, желаниям, собственному вкусу.
В узком, длинном и высоком внутреннем помещении
всё парит, всё куда-то летит, всё что-то обещает…
И всё потому, что на стенах из искусственного мрамора —
богатейшие украшения, многофигурные росписи,
впечатляющая игра красок и позолоты, создаваемая
дневным светом, падающим необычно прихотливо…
так счастливо устроившему Мироздание,
а хор Ангелов мирянам подпевает…Ну скажите мне, пожалуйста, каким образом в такой-то Благодати могла Смерть пристроиться и запеть в унисон с Ангелами?Меня уже давно мучает вопрос, связанный с маятником часов. Кажется, пришел момент, что заставит в вопросе том разобраться, прибегнув к помощи «Фауста» Гёте. Как можно, когда Азамы завершали строительство своей церкви, Гете лишь родился?! Иначе быть и не могло, потому что Азамы лишь ощутили сомнение, а Гёте определил формулу, в которой таился ответ…
Когда б не солнечным был глаз,
Не мог бы солнце он увидеть…
Алтарь и в католических церквях должен быть обращён на Восток — в ту сторону, где Солнце восходит и наступает День, полный Света. В Азамкирхе алтарь обращён на Запад — в ту сторону, где Солнце садится, после чего наступает Ночь и мир погружается во Тьму…
Понятно, что это — вынужденное решение: таков был участок. Значит, при подобной ориентации участка по сторонам света на нём нельзя было строить церковь.
Архитекторы оборачиваю Зло во Благо…
Небо над входом в храм, находящимся на Востоке, не может не быть холодным, ибо таков падающий на него отражённый и утренний, и дневной свет. Соответственно, мы увидели в нём умозрительное Небо, источающее на природный свет, а капельки Веры…
Вынужденное нарушение Закона ориентации храма
по сторонам света позволяет архитекторам
обогатить режиссуру САКРАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ,
сделав главной действующей силой СОЛНЦЕ —
природный Свет, дарящий Земле тепло и жизнь…
Храм освещается лучами закатного Солнца. Они входят во внутреннее пространство, и им в ответ начинают блистать-сверкать позолота и все многоцветье красок.
Закатное солнце наполняет теплым светом всю глубину нефа, выявляя живую, трепетную плоть приведенных в смятение барочных сил. Всё напрягается, всё извивается…
Всё торжествующе звучит, как раскаты органной музыки,
уверяя и в слышимом слове, и в зримом образе,
что нет ничего лучше того Мироустройства,
догмы которого известны католической церкви…
Претендующей стать всеобщей, вселенской,
как того достойна Истина в последней инстанции…
А борьба Церкви со Смертью?
Разве не она вечна?
Разве не должно быть ей исхода?
Что-то в догматах Церкви вызывает сомнение у авторов Азамкирхе, иначе не появились бы в постаменте аллегории воскрешения отвратительные маски Смерти, выдающие себя за Ангелочков…
Почему никто не замечает, что в руках Апостола Петра два ключа: не только от Рая, но и от Ада? Он Райские врата отпирает, а в бездну Ада грешники сами летят? Тогда зачем ему два ключа? То — вопрос с умолчанием, ибо при торжестве Католической церкви Ад исчезает раз и навсегда?..
Маятник часов из стороны в сторону качается…
Направо пойдет — свершилось искупление грехов.
Налево пойдет — напрасны были Страдания:
человеческий род не достоин Всепрощения.
Значит, снова нужна борьба между Смертью и Жизнью,
Добром и Злом, Правдой и Ложью — Светом и Тьмой…
Маятник качается —
договор Фауста с Мефистофилем вспоминается…
Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: «Мгновение, повремени:» —
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западня.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, – я закабален.
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон.
В финала трагедии «Фауст» звучит знаменитый монолог…
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье!
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа, оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг теперь вкушаю свой.
В реальности в «высший миг» к Фаусту приближается смерть. Все мечты оказываются напрасными. Труд и несомое им благо – такая же иллюзия, как и всё остальное. Звук лопат, который слышит Фауст, оказывается стуком заступов лемуров (теней умерших), роющих ему могилу.
И здесь «Трон Милосердия»,
«Престол избыточествующей Благодати» —
иллюзия, сон, мечта, которые дарит миру Смерть…
Мефистофель дает свою характеристику и понимание Фауста и его жизни…
Нигде, ни в чем он счастьем не владел,
Влюблялся лишь в свое воображенье;
Последнее он удержать хотел,
Бедняк, пустое, жалкое мгновенье!
Здесь плачет Христос, запертый в темницу, к решетке которой приварен металлический сундук для жертвоприношений в пользу одного из прекраснейших католических храмов…
Кому сострадает Христос?
Человеку, не способному породить ничего,
кроме очередной иллюзии?
Себе, пошедшему на смерть во имя человечества
и ничего не достигшему на деле?
Богу-Отцу, Идея которого была так хороша,
но только для Неба?
А Смерть хохочет, ибо ей по-прежнему,
как было всегда, власть над Землей отдана…
Я увидела вопрос, я нашла ответы?
Не думаю, на такие вопросы ответы не находятся…